Пятница, 19.04.2024, 18:18


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА"

Орфографические и пунктуационные нормы
20.04.2015, 14:49


Непроверяемые гласные в корне

Правописание непроверяемых гласных корня можно запомнить с помощью следующих таблиц.

I



II



III



Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

В…нт…ляция, г…рд…роб, гл…д…олус, в…н…грет, ор…ентир, м… р…диан, буд…ражить, л…б…ринт, м…л…хит, д…р…жабль, р…п…тиция, т…мп…ратура, в…р…ант, к…варный, ск…птицизм, ц…нзура.


Задание 2. Выпишите из орфографического словаря по пять слов с непроверяемыми безударными гласными а, е, и, о.

Антагонизм, …

Скептицизм, …

Интеллигент, …

Овация, …


Правописание корней с чередующимися гласными





Задание 3. Объясните написание гласных в корнях следующих слов.

Затирать, возраст, соприкосновение, загораться, предположение, блестящий, поплавок, поросль, склонение.


Задание 4. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Выск…чить, ур…внение, пром…кательная, подб…рать, выр… щенный, бл…стающий, словосоч…тание, прекл…няться, р…весник, неприк…саемый, подр…сток, подр…стающее поколение.


Буквы ё – о после шипящих в корне


В корне под ударением после шипящих пишется буква ё, если в родственных словах или других формах этого слова пишется буква е. Существительные ожог, пережог, поджог и прожог пишутся с буквой о, а глаголы ожёг, пережёг, поджёг и прожёг – с буквой ё.


Задание 5. Объясните написание следующих слов.

Щёлочка, чокаться, жёлудь, шок, трещотка, шов, чёткий, пережог (угля), дешёвый, решётка, чёлка.


Задание 6. Спишите слова, вставляя буквы ё или о.

Беч…вка, веч…рка, трущ…ба, ж…сткий, отч…т, ш…мпол, расч…ска, тяж…лый, стаж…р, ноч…вка, нипоч…м, тренаж…р, ж…нглёр, печ…нка, уч…ба, маж…рный, дириж…р.


Буквы о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях


В окончаниях и суффиксах глаголов и в суффиксах причастий буква е (или ё) пишется и под ударением, и в безударном положении: режет, мечет, пишет, увещевать, бережёт, выкорчёвывать, сражённый, сокращён.


Задание 7. Объясните написание слов.

Медвежонок, мечом, баржей, течет, орошённый, плюшевый, общо, девчонка, смешон, свечой, оранжевый.


Задание 8. Напишите данные имена существительные в творительном падеже единственного числа.

Биржа, плач, пейзаж, камыш, карандаш, плющ, плащ, багаж.


Задание 9. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Чуж…го, парч…вый, упрощ…нный, реш…н, пастуш…к, рыж…го, расчетливый, танц…вать, капюш…н, ч…рствый, ч…порный, ч…лнок, крыж…вник, ш…рох, свеж…, ш…роховатый.


Удвоенные согласные в русских словах



Задание 10. Объясните правила правописания одной и двух согласных следующих слов.

Искусно, рассчитать, расчет, пересказ, неиссякаемый, труженик, бессчетный, поддержка, бессрочный, главврач.


Задание 11. Спишите, вставляя пропущенные буквы там, где они необходимы.

Рас…четливо, жуж…ать, перерас…чет, дрож…и, искус…твове-дение, грам. ота, рос…ыпи, рас…читанный, неждан…о-негадан…о, мож…евельник, рас…троить, воспитан. ик, юн…ость, деревян…ый, свежеморожен…ый, путан…ик.


Удвоенные согласные в иноязычных словах

ас (соответствует русск. при, со) + с

ассамблея – общее собрание членов какой-нибудь организации (дипломатического или иного характера)

ассимиляция – уподобление, отождествление

ассортимент – подбор сортов товаров или изделий


диф (соответствует русск. раз) + ф

дифференциация – разделение, расчленение, расслоение

дифференцировать – расчленять, различать, разделять

диффузия – проникновение молекул одного вещества в другое


кол (соответствует русск. со) + л

коллега – товарищ по совместной работе, профессии

коллектив – совокупность людей, объединенных общими целями

коллекция – собрание однородных предметов (например, картин, марок, минералов)


мисс (лат. миссио – посылаю)

миссия представители государства, посылаемые в другое государство с какой-нибудь целью; поручение, задание

комиссия группа людей, наделенных полномочиями для выполнения какого-нибудь поручения

трансмиссия совокупность устройств для передачи на расстояние механической энергии


терр (лат. терра – земля)

терраса пристроенная к дому площадка, открытая или с крышей

террикон – конусообразный отвал пустой породы на поверхности земли (при шахте, руднике)

территория – пространство земли с определенными границами (например, территория города, государства)


эффект (лат. эффектус – действие)

эффект 1) результат действия, 2) сильное впечатление

эффективный действенный, результативный

эффектный производящий впечатление, привлекающий внимание


Задание 12. Выпишите из орфографического словаря по три слова с удвоенными согласными лл, мм, рр, сс, тт.


Задание 13. Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы:

к(к)

а…омпанировать

а…тивизировать

де…ламировать

о…упировать

ба…он

ба…ада


л(л)

и…юстрировать

ба…ансировать

по…ировать

ко…екционировать


м(м)

ко…ентировать

гри…ировать

су…ировать

програ…ировать

и…унитет

и…итировать


Задание 14. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Криста…ическое строение, криста…ьная чистота, гра…отный человек, гра…атика немецкого языка, известный продю…ер, знаменитый режи…ёр, светлая те…аса, узкий ко…идор, художественная га…ерея, тенистая а…ея, остроумная ка…икатура, плохой и…унитет, опытный и…итатор, дерзкая эпигра…а, современная дра…а, а…юминиевая кастрюля.


Правописание приставок пре– и при



Задание 15. Объясните правописание приставок пре– и при– в словах.

Прибрежный, превращать, приобщить, превозносить, преодолеть. Задание 16. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Пр…одолеть, пр…вередливый, беспр…мерный, пр…пятствие, пр…урочивать, непр… глядный, пр…вилегия, пр…небрегать, пр…обладать, непр…нуждённый, пр…рекаться, камень пр…ткновения.


Задание 17. Выпишите из орфографического словаря по 10 слов с приставками пре– и при-.


Задание 18. Составьте и запишите словосочетания или предложения со следующими словами.

Преемник – приемник, претворять – притворять, пребывать – прибывать, предать – придать.


Правописание – Н– и – НН– в прилагательных



Примечание. В кратких прилагательных (кроме мужского рода) пишется – нн-, если они есть в полной форме: таинственная – таинственна, зелёные – зелены.


Задание 19. Объясните написание данных слов.

Куриный, операционный, дровяной, осенний, полотняный, шерстяной, струнный, юный, масляный, масленый, промасленный, кипяченый, выкрашенный, ветреный, обветренный, ветряной.


Задание 20. Перепишите слова, вставляя – н– или – нн-.

Стари…ый, нефтя…ой, революцио…ый, багря…ый, кипяче…ый, вскипяче…ый, искре…ий, да…ый, удлине…ый, сея…ый, умышле…ый, смышлё…ый, ране…ый, изране…ый.


Буква Ь после шипящих в различных частях речи



Задание 21. Объясните написание мягкого знака в данных словах.

Невмочь, медвежьего, упряжь, спрячьте, тушь, бережешься, по-беличьи, зажечься, настежь.


Задание 22. Допишите, где нужно, мягкий знак.

Бореш…ся, обеспеч…те, холодный душ…, реж…те, ветош…, блиндаж…, невтерпеж…, калач…, манеж…, бульдож…я.


Задание 23. Составьте и запишите словосочетания со следующими словами:

Тушь, туш, плачь, плач, наотмашь, сведущ, навзничь.


Слитные, дефисные и раздельные написания (основные случаи)




Задание 24. Объясните слитное, дефисное и раздельное написание данных слов.

Кинолента, северо-западный, иссиня-черный, вполоборота, крест-накрест, древнерусский, кое у кого, вдоль и поперек, точь-в-точь.


Задание 25. Перепишите, раскрывая скобки.

(Паровозо)ремонтный, (80)летие, (на)редкость, (изжелта)зелё-ный, (всё) равно, (до)востребования, как буд(то), (выше)изложен-ный, (тысяча)летие, (стоп)кран, (фото)искусство, (в)восьмером.


Задание 26. Составьте и запишите предложения с данными словами и сочетаниями слов с предлогами.

В-третьих – в третьих (числах), по-видимому – по видимому (следу), вплотную – в плотную (бумагу), по-моему – по моему (мнению).


Задание 27. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Взгляд (и…)подлобья, (по)летнему пыльно, (во)время лекции, (на)встречу нам, уж… вечер, говорил возбуждено, всё взвеше…о, раскалился (до)красн., вернулся (за)темн…, уходите проч…, с уклоном (в)лево, запись (на)завтра, (в)век прогресса, (в)замен утерянного, (по)всюду снег.


Личные окончания глаголов

Задание 28. Вставьте окончания 3-го лица множественного числа глаголов, обозначьте спряжение.

Смотр…т и вид…т, слуша…т и слыш…т, вдыха…т и дыш…т, жал… т и кол…т, разруша…т и стро…т, дремл…т, стел…тся и колыш…тся, ненавид…т и бор…тся, мел…т и сыпл…т, посе… т и рассад…т.


Задание 29. Образуйте от неопределенной формы глаголов сначала форму прошедшего, а затем настоящего и будущего времени.

Образец: видеть / увидеть – видел / увидел – видит – будет видеть, увидит.

Зависеть, лелеять / взлелеять, надеяться / понадеяться, обидеть, веять, опостылеть, привить, таять / растаять, таить, клеить / склеить, терпеть / стерпеть.


Суффиксы причастий

Задание 30. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Стел…щийся туман, колыш…щиеся на ветру флаги, леч…щий врач, недорого сто…щие книги, по независ…щим обстоятельствам, жажд…щие знаний, кол…щая боль, колебл…мые ветром, озаря…мый луной лес.

Замеш…нное тесто, замеш…нный в преступлении человек, обстрел…нные окопы, подстрел…нный волк, выкач…нная из бака нефть, выкач…нная из подвала бочка, прослуш…нная лекция, высуш…нные яблоки, засе…нные весной поля, окле…нные обоями стены, удосто…нный награды работник, подвеш…нная люстра.


Правописание предлогов

Задание 31. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

(Не)смотря на разницу лет, (не)взирая на усталость, (в)течени… последних лет, (в)отличи. от оригинала, (не)смотря (в)низ, (в)виду (не)достатка времени, перевести деньги (на)счёт фонда, ошибки (в)следстви… (не)внимательности, (на)встречу с избирателями, (в)следстви… по уголовному делу, договориться (на)счёт вечера, имел (в)виду, (из)за болезни, (в)виду плохой погоды, (из)под бровей, прибыть (в)место назначения, (в)место приветствия, медальон (в)виде сердечка, (по)прошестви… некоторого времени, (в)последстви… выяснилось, (в)продолжени… веков.

Категория: ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: нормы русского литературного языка, практикум по русскому языку, русский язык в школе, филологический класс, дидактический материал по русскому
Просмотров: 2988 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0