Русское ударение нефиксированное
(разноместное) и подвижное (может перемещаться в разных грамматических
формах одного и того же слова). Из-за этого возникают литературные
варианты ударения. Эти варианты могут оцениваться либо как равноправные (баржа – баржа, отраслей – отраслей), либо один из вариантов может быть более или менее предпочтительным (маркетинг, в разговорной речи – маркетинг).
К разным сферам употребления относятся варианты:
1) общеупотребительный и профессиональный (добыча, искра, компас, осуждённый – литературные варианты, но шахтеры говорят – добыча, электрики – искра, моряки – компас, работники правоохранительных органов – осужденный);
2) литературный и народно-поэтический (девица – девица, честный – честной, серебро – серебро);
3) современный и устаревший (музыка – музыка, кладбище – кладбище);
4) литературный и просторечный (повторит – повторит, позвонит – позвонит, понял – понял);
5) литературный и диалектный (вьюга – вьюга, холодно – холодно);
6) в семантических вариантах разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию: острота (лезвия) – острота (остроумное выражение), трусить (бояться) – трусить (бежать).
|