Вторник, 06.12.2016, 05:53

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" [22]
ПРАКТИКУМ "МОРФОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА" [22]
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ [7]
ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ [17]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРОФИЛЬНЫЙ КЛАСС » ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА"

Ключи к теме "Лексические нормы"
20.04.2015, 14:15

Задание 1.

1. За проезд без билета штраф 10 рублей.

2. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас самые низкие цены на всю бытовую технику.

3. В жилищно-коммунальном хозяйстве города за последние два года произошли большие изменения.

4. Руководители предприятий стремятся к тому, чтобы объем инвестиций в производство стал больше.

5. Ваше предположение ни на чем не основано.

6. Эта борьба ведется под лозунгом защиты прав человека.

7. Данный вопрос не входит в нашу компетенцию.

8. У нас работают настоящие мастера, любящие своё дело.

9. Он писал не только стихи, но и повести.

10. Погода способствовала хорошему отдыху.

11. Пишите свои имя и фамилию полностью.

12. Эта проблема с каждым днем становится всё больше.


Задание 3.

1. Отпуск не проведешь: он всегда кончается вовремя.

2. Жаль, что и близкие бывают недалекими.

3. Мыльные пузыри всегда жалуются, когда их надувают.

4. В связи с тем, что у меня обнаружен склад ума, прошу выставить охрану.

5. Не бросайтесь словами – соблюдайте технику безопасности.

6. Перья у писателя были, ему не хватало крыльев.


Задание 5.

1. Моя семья никакого отношения к музыке не имела. Я родился в обычной семье.

2. Поручите нам свои заботы – и мы сэкономим ваше время.

3. Дуэлянта и бретёра Долохова разжаловали в солдаты.

4. Даже я, коренная москвичка, путаюсь в этих автобусных маршрутах.

5. Пуля попала не в собаку, а в проходившего по дороге сторожа.

6. На выставке представлено оружие, которым партизаны воевали с немецкими захватчиками.


Задание 8.

Гипотеза (предположение) – гипотетичность (возможность), гордость (чувство собственного достоинства) – гордыня (заносчивость), доверие (расположенность к кому-л., позволяющая говорить искренне) – доверчивость (наивность), жесткость (суровость) – жестокость (проявление зла по отношению к кому-н.), знамение (знак) – знамя (флаг), осуждение (порицание) – обсуждение (разбор какой-л. проблемы), преемник (последователь) – приемник (устройство), факт (событие) – фактор (причина), эффектность (броскость) – эффективность (полезность).


Задание 9.

Жизненный (относящийся к жизни) – житейский (повседневный), жилищный (относящийся жилищу) – жилой (заселённый людьми), лесистый (имеющий на своей территории леса) – лесной (относящийся к лесу), лобный (относящийся ко лбу) – лобовой (направляющийся в лоб), мальчиковый (предназначенный для мальчиков) – мальчишеский (относящийся к мальчишке), нестерпимый (тот, который нельзя стерпеть, обычно нестерпимая (сильная) боль) – нетерпимый (тот, которого нельзя терпеть), приметливый (наблюдательный) – приметный (заметный), опасливый (боящийся) – опасный (несущий опасность), явный (самоочевидный) – явственный (видимый воочию, наблюдаемый).


Задание 11.

Двойной – двойственный, явственный – явный, романтический – романтичный, дружный – дружественный, искусно – искусственно, эффектно – эффективно, обсудить – осудить, надеть – одеть, понятливый – понятный.


Задание 12.

1) сытный; 2) запасной; 3) останки; 4) приметный; 5) удачный; 6) скрытный; 7) снискать; 8) надевать.


Задание 13.

1. Мы с вами должны собраться и обговорить те вопросы, которые не были оговорены.

2. Андрей человек удачливый, а сегодняшний день для него был особенно удачен.

3. Спасателя представили к награде.

4. Необходимо представить дипломную работу в срок.

5. Люди простодушные часто принимают желаемое за действительное.

6. Он отказал мне под благовидным предлогом.

7. В стороне от дороги стоит приметный дуб.

8. Земля поглотила за ночь всю влагу от недавнего дождя.

9. Командировочное удостоверение командированный инженер положил на стол.


Задание 14.

1. Мы стремимся к тому, чтобы вырастить добрый урожай.

2. Нельзя быть таким невеждой, надо учиться, пополнять знания.

3. Грипп очень заразен, поэтому его нельзя переносить на ногах.

4. Близорукость может продолжать увеличиваться в течение жизни – тогда это прогрессирующая близорукость.

5. Лиза вошла в сумрак рощи.

6. Опасение за здоровье ребенка все же есть.

7. Он постригся наголо.

8. Здание было объявлено памятником архитектуры, не подлежащим приватизации.

9. Вода нестерпимо блестит на солнце.

10. Врач прописал больной сильное лекарство.

11. Журналист до сих пор в заключении. Его душевное состояние вызывает тревогу.

12. Его мемуары стали библиографической редкостью.


Задание 18.

Альянс – союз, антагонизм – непримиримое противоречие, афера – мошенничество, вербальный – словесный, вояж – путешествие, дефиниция – определение, имидж – образ, индифферентный – безразличный, легитимный – узаконенный, масс-медиа – средства массовой информации, менеджер – управляющий, паритет – равенство, раритет – редкость, социум – общество, фатальный – неизбежный, эксклюзивный – исключительный.


Задание 19.

сходный, подобный – аналогичный

вводить в заблуждение, давать неправильную информацию – дезинформировать

изменяться, колебаться в известных пределах – варьировать(ся)

украшать – декорировать

напряженный, усиленный – интенсивный

приспособление – адаптация

положительный – позитивный

отрицательный – негативный

бездеятельный, косный, вялый – апатичный

недостаток, недочет – дефект


Задание 20.

1. Среди собравшихся преобладали представители молодежи.

2. Мой друг недавно купил себе мотоцикл.

3. Иностранец заплатил за картину 150 долларов.

4. Юбиляру подарили модный портфель.

5. Продажи: их мало, но они есть (заголовок в газете).

6. Необходимо придать протесту законную форму.

7. Судьи довольно равнодушно разнимали дерущихся игроков.

8. Эти политики обособились от президента.

9. Фирма отказалась продлить договор.

10. Его посещала мысль о самоубийстве.


Задание 26.

1. Большой, огромный, громадный, гигантский, грандиозный, колоссальный, исполинский.

2. Беззлобный, незлобивый, добродушный, добрейший.

3. Старший, главный, руководящий, ведущий, командный.

4. Крепкий, стойкий, непреклонный, несгибаемый, железный.


Задание 27.

Его большое лицо с темными глазами было сурово и неприятно.

В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством огней.

Дрожащей рукой Лось пошарил рычажки реостатов и повернул их до отказа, рискуя взорвать аппарат.

Ребята, подгоняя друг друга, суетились у палаток, чтобы поставить их, пока не пошел дождь.


Задание 28.

1. Люди всегда думают о будущем.

2. Подул сильный ветер, и пришлось закрыть окно.

3. Митрофанушка постоянно ругался со своими учителями.

4. Муж Ниловны всегда приходил домой пьяным.

5. Молчалин заискивал перед Софьей.

6. В диктанте второклассник сделал три ошибки.

7. Я купила для сына настольную игру.

8. Заводная обезьянка сломалась.


Задание 29.

1. Бодрствовать – спать, любить – ненавидеть, разрушать – созидать, ругать – хвалить; война – мир, радость – печаль, слава – безвестность, трусость – смелость; внутри – снаружи, всегда – никогда, много – мало; гуманный – жестокий, полезный – вредный, научный – эмпирический.

2. Глубокий колодец – мелкий колодец, глубокий старик – старик, неглубокие корни.

3. Мягкий хлеб – чёрствый хлеб, мягкий воск – застывший, твёрдый воск, мягкий приговор – суровый приговор, мягкий климат – суровый климат, мягкий характер – твёрдый характер.

4. Худая слава – добрая слава, худое решето – целое решето, худой человек – хороший человек.


Задание 31.

1. Добрая слава лежит, а худая бежит.

2. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

3. Сытый голодного не разумеет.

4. Кто сеет ветер, пожнёт бурю.

5. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению.

6. Воспитание нельзя рассматривать как пассивный процесс. Нет, воспитание – это активный процесс, и человек – не только объект, но и субъект воспитания.

7. С деньгами связано все самое возвышенное и все самое низменное.

8. Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а наличием достоинств.

9. Воля людей молодит, неволя – старит.

10. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот.


Задание 32.

1. Не веселый, но и не грустный, этот простой мотив почему-то запал в душу.

2. Уровень жизни у нас не только не повышается, но постоянно снижается.

3. Мы никогда не найдем двух одинаковых людей: один умнее, другой трудолюбивее.

4. Герой мыслит и действует рационально (рассудочно), а героиня – эмоционально.

5. Если больной принимает лекарственный препарат, заболевание ослабевает.


Задание 33.

1. Фермеры стремятся добиться увеличения поголовья овец в своих хозяйствах.

2. Студент Белов занял первое место в олимпиаде по английскому языку.

3. Однажды в эту комнату втолкнули Дефоржа. Но он не растерялся, вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил. Медведь упал.

4. Девушка присматривалась к окружающей обстановке, прислушивалась к голосу рабочих.

5. Русский народ свято хранит память о великих полководцах.

6. Бытовые условия сельского учителя оставляют желать лучшего.


Задание 34.

Суть дела, монументальный памятник, частная собственность, взаимные контакты, система СИ, информационное сообщение, необычный феномен.


Задание 35.

1. Он рассказал нам о своих планах.

2. Беседа подошла к концу.

3. Сложилось странное положение: в соответствии с соглашением мы должны добиться таких показателей, которых еще никогда не добивалиь и добиться не сможем.

4. Бывает и так, что критика возвращается бумерангом.

5. Вкусные деликатесы могут отведать посетители нашего ресторана.

6. К концу соревнований в лучшем положении оказалась команда «Стрела».

7. Судя по находкам, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы.

8. Рабочий был уволен за прогул.

9. Старик негодовал.

10. Попробуем определить нашу перспективу.

11. Это его ахиллесова пята.


Задание 36.

Оплатить проезд, отзыв о статье, рецензия на спектакль, слушаться сестру, повысить уровень, распутать дела, закон об охране детства, акцентировать внимание на проблеме, неминуемый провал.


Задание 37.

1. В раннем детстве он был похож на мать.

2. Этому вопросу мы придаем первоочередное значение.

3. Необходимо предпринять меры, не требующие отлагательства.

4. Комиссия окончательного решения пока не нашла.

5. Об этом вы можете узнать из отчета.

6. Нужно, чтобы у каждого была уверенность в своём завтрашнем дне.

7. Любая организация может принять участие в обсуждении программы.

Категория: ПРАКТИКУМ "НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" | Добавил: admin | Теги: нормы русского литературного языка, практикум по русскому языку, русский язык в школе, филологический класс, дидактический материал по русскому
Просмотров: 347 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0