Долгие десятилетия зарубежная литература совсем не входила в учебники или
была представлена одним-двумя именами. Это привело к тому, что школьники
старших классов имели очень слабое представление о литературе других стран
мира. В настоящее время положение существенно изменилось: в программу каждого
из средних и тем более старших классов входят четыре-пять произведений
зарубежной литературы. Это позволяет широко познакомить учащихся с различными
писателями, их произведениями, с новыми жанрами. Знать литературу и искусство
других народов в наше время особенно необходимо хотя бы для того, чтобы лучше
понять своеобразие отечественной классики.
Включенные в учебник-хрестоматию седьмого класса произведения зарубежных
писателей посвящены теме социальной справедливости, самоотверженной любви,
защите человеческого достоинства.
Проблема взаимоотношений взрослых и детей в этом разделе будет продолжена
при изучении произведения Дж. Олдриджа «Последний дюйм». Мы не найдем здесь,
как у Толстого или Бунина, самоанализа. Есть другое — поступок, почти
невероятный в экстремальной ситуации, и сближение отца и сына в труднейшей
жизненной обстановке. Они оказываются достойными друг друга.
Герои Э. По и Л. Пиранделло помогают школьникам увидеть и оценить умение
защитить чувство собственного достоинства, несмотря на сложные обстоятельства,
в которых оказываются герои.
Не менее новыми и по мотивам, и по содержанию, и особенно по жанру будут
для семиклассников японские хокку. Может быть, не сразу они будут поняты
школьниками, но впечатления от них все-таки будут большими. Интерес к ним
учащиеся проявляют всегда, когда впервые слышат о них, но следует помнить, что
понимание придет к школьникам не сразу. Однако если доступны для них
тургеневские стихотворения в прозе, то вполне допустим и этот совсем новый
жанр. Учитель или заранее подготовленные учащиеся предлагают рассказ о судьбе,
жизненном и творческом пути писателя другой страны, подчеркивая при этом
оригинальность, своеобразие личности и творчества.
|