Пятница, 22.11.2024, 17:20


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 7 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ
27.04.2014, 09:42

В усовершенствованное издание учебника-хрестоматии вошли тексты художественных произведений русских и зарубежных писателей, высоко оцененные искушенными читателями: критиками, литературоведами, писателями, актерами, искусствоведами. Эти произведения помогут семиклассникам осмыслить прошлое и глубже понять современность, будут содействовать нравственному воспитанию и интеллектуальному развитию ребят.

Темы и проблемы, волнующие авторов художественных произведений, всегда современны и близки нам, даже если это литература XVIII и XIX веков, — это проблемы нравственности, гуманизма, добра и зла, войны и мира, взаимоотношений взрослых и детей, проблемы экологии и пр. Вечные вопросы, над которыми размышляют писатели и ученые, общественные и государственные деятели многих поколений, затронут и молодых людей, только начинающих осознавать свою причастность к окружающему миру.

В самом деле, в чем смысл «Поучения» Владимира Мономаха? Как воспитывались дети в дворянских семьях и каковы особенности взаимоотношений между взрослыми и детьми в современном мире? Что об этом говорят русские и зарубежные писатели? Поймут ли семиклассники высокую мысль писателей о самосовершенствовании и необходимости сострадания всему живому?

В практической работе школ различных регионов многое будет зависеть от творчества учителя. Важно организовать работу так, чтобы школьники не только с вниманием, но и с искренним сочувствием отнеслись к героям, их взаимоотношениям, например, сердечно восприняли судьбу жен декабристов — героинь поэмы Некрасова, глубоко осознали юмор и сатиру произведений Щедрина, Чехова, душевно откликнулись на горестную долю платоновского Юшки, вместе с Евгением Носовым и его героем возмутились бездумным отношением людей к природе. Словом, пусть не останутся равнодушными учащиеся там, где автор зовет их радоваться или горевать, сочувствовать или замереть от негодования.

Помочь учащимся увидеть, как непросто создается шедевр, как сложен и тернист путь писателя к нему, научить ценить титанический труд автора, открывающего перед читателем огромный мир, и работу литературоведов, помогающих осваивать литературное наследие, — это задачи учителя, приступающего к подготовке уроков литературы в седьмом классе. Именно поэтому в учебнике не только рассказано о писателе, но и дан материал о его творческой лаборатории, который призван содействовать лучшему пониманию личности автора и вместе с тем выработке умения видеть и радоваться точно найденному слову, образу, что и будет залогом формирования читательского таланта.

Попробуем вместе с семиклассниками осмыслить некоторые особенности художественных произведений, проникнув в тайны творческой лаборатории Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова. Подводя итог пройденному, учитель поможет ребятам отметить сходство (все авторы живо интересовались впечатлениями, которые оставляли у современников их создания, тщательно изучали и отбирали материал, множество раз переделывали написанное, учитывая мнение собратьев по перу, и пр.) и различие процесса создания шедевра (Толстой, например, при доработке корректуры постоянно уточнял, добавлял, а Чехов, напротив, отсекал, сокращал даже самый короткий текст).

Мы никогда не узнаем всех секретов писательского труда, но заглянуть в лабораторию великих мастеров слова с помощью воспоминаний современников мы можем. Эти знания помогут ребятам глубже постигнуть творческую манеру писателя, художественные особенности изучаемого литературного произведения.

Не менее важно показать школьникам, как строится рассказ о писателе (начало, ход сообщения, концовка, цитирование произведений писателя, его высказываний, воспоминаний современников), а также рассмотреть на занятиях различные варианты рассказов, сообщений о писателе.

В учебнике содержится материал для классного чтения и изучения художественного произведения, для самостоятельного чтения и обсуждения прочитанного в классе, для внеклассного домашнего чтения и осмысления прочитанного, т. е. от программных произведений к расширению круга чтения. В процессе работы можно поменять местами тексты первого и второго круга чтения, более подробно рассмотрев в классе произведения, предлагаемые для самостоятельного чтения с последующим обсуждением в классе, поэтому во многих случаях в учебнике даны вопросы, помогающие такой работе.

Учителю важно, чтобы ученик постепенно накапливал серьезный опыт работы с книгой, вот почему даны объемные материалы для справок (словарь литературоведческих терминов, словарь имен, материалы по художественному чтению, список книг для самостоятельного чтения, небольшой справочник по теории литературы).

В учебной хрестоматии по литературе для седьмого класса объем биографических и мемуарных материалов, рассказов об авторе несколько расширен по сравнению с прежними учебниками. Они, как правило, построены на материале статей или книг крупных литературоведов (Н. Гудзий, С. Бонди и др.) или содержат автобиографические материалы, высказывания родственников, друзей писателя, помогающие воссоздать его облик, своеобразие его личности и труда: здесь раскрывается позиция писателя, его вкусы и взгляды, его отношение к чтению, к литературному творчеству.

Рассказывая о писателе, учащиеся выражают свое отношение к предложенному в учебнике его портрету. Школьники, побывавшие в Спасском, Ясной Поляне или других памятных местах, рассказывают об этом. Возможна и «заочная» экскурсия, т. е. рассказ учителя или учащихся по предварительно прочитанным книгам.

Продолжая тему фольклора (после изученных в пятом классе русских и зарубежных народных сказок), учитель знакомит учащихся с фольклорными жанрами: былинами и пословицами. Нам представляется, что особый торжественный склад былин, несколько усложненный язык семиклассники смогут понять и усвоить гораздо более полно.

В седьмом классе пословицы предстанут и как теоретическая тема со своими особенностями, и как средство обогащения речи ребят, удивляя своей мудростью, красотой, вдохновляя на запоминание и использование в собственной речи.

Наряду с русскими пословицами школьники познакомятся с пословицами других стран. В чем их своеобразие? Как народная мудрость выразилась в пословице? Как отразились в ней характер, привычки, идеалы народов мира, их отношение к вечным проблемам — любви, дружбе, мастерству и лености, мужеству и трусости? В пословицах звучит тема труда, прославления мастерства, присутствует она и в былине «Вольга и Микула Селянинович». Обозначим эту связь.

Древнерусская литература и русская литература XVIII и XIX веков дает возможность проникнуть в духовный мир героев, осмыслить исторические темы, проблемы жизни и смерти, добра и зла, сострадания, справедливости и т. д.

Пушкинские произведения известны детям с малых лет — они слышали и читали его сказки и стихотворения, знакомились с его прозой. Семиклассники познакомятся с текстами «Песни о вещем Олеге», с фрагментами из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», открывающими подросткам новые значительные и яркие характеры.

Глубоко воспринимают семиклассники юмор и сатиру А. Чехова и М. Салтыкова-Щедрина, стремятся осмыслить гиперболу и гротеск, получившие особую окраску сказочные формулы в щедринском тексте и другие детали сатирических произведений.

Тема долга, защиты собственного достоинства, мир взаимоотношений взрослых и детей, мир наших меньших братьев предстанут в произведениях М. Лермонтова и Н. Некрасова, И. Бунина и Л. Андреева, Ф. Абрамова и А. Платонова, вызывая у читателя-подростка чувства сострадания и возмущения, восхищения и негодования. Как видится прекрасное в мире природы современным подросткам? Откроются ли их сердца навстречу стихотворениям о родной природе и пойдут ли, воспримут ли они высказанные в стихах настроения авторов? Полюбятся ли им произведения И. Бунина и Ф. Абрамова, А. Платонова и Л. Андреева, смогут ли они по-настоящему глубоко не только понять героев, но и сострадать обездоленному платоновскому Юшке, посочувствовать оставленной людьми Кусаке? Сумеют ли оценить и восхититься «живым пламенем» расцветающих ненадолго маков в рассказе Е. Носова и почувствовать особую жизнь и силу «неизвестного цветка» А. Платонова?

Отпылали пожары Великой Отечественной войны. Для семиклассников эта война — далекая история, знакомая им лишь по рассказам, фильмам, стихотворениям, пьесам, но живы еще участники этой войны, которая по праву считается народной, живы солдаты, в полной мере испытавшие ее ужасы: голод, холод и смерть. Что более всего интересует сегодняшних мальчиков и девочек, юношей и девушек из истории об этой войне?

Вслушаемся в интервью школьников с участником Великой Отечественной войны поэтом Юрием Георгиевичем Разумовским.

Для учащихся интервью на тему о военной поэзии в учебнике непривычно. Однако именно этот жанр дает им возможность активно участвовать в разговоре о горестной поре нашей Родины, посмотреть на прошедшую войну глазами очевидцев — поэтов, воспроизвести прочитанное, может быть, инсценировать или самим создать интервью со знакомыми, родными, соседями, друг с другом, наполнив его собственными высказываниями и чтением знакомых стихотворений.

Зарубежная литература в учебнике представлена гораздо шире, чем прежде. Ученики встретятся с уже знакомыми авторами. Например, Рей Брэдбери стал известен школьникам по предыдущему, шестому классу (рассказ «Каникулы»), в седьмом мы рекомендуем для внеклассного чтения рассказ этого писателя «Звук бегущих ног», повествующий о том, как сбывшаяся, казалось бы, самая обычная мечта — иметь новые туфли — становится для героя фантастической, освещается особыми чувствами (см.: «Читаем, думаем, спорим...», 7 класс).

Другие зарубежные авторы большинству учеников не известны, например Р. Бёрнс, О. Генри, Л. Пиранделло, Д. Олдридж, авторы японских хокку и др.

Специальный справочный раздел включает в себя небольшие справки по теории литературы, художественному чтению, справочник имен и словарь литературоведческих терминов. Он имеет целью дать подростку большую самостоятельность, свободу в использовании справочного материала, формировать умение работать с учебной книгой.

Знакомясь с новыми произведениями, учащиеся открывают для себя новых писателей и новых героев, вникают в особенности их взаимоотношений, анализируют жизненные ситуации.

Вместе с открытиями, которые появятся в процессе чтения, постепенно будет совершенствоваться умение анализировать прочитанное, умение воспроизвести его, обсудить, выразить собственное суждение, мнение в отзыве или в рецензии. В дальнейшем будут обостряться чувства, укрепляться убеждения, воспитываться вкус.

На уроках литературы виды работы с учащимися известны и традиционны, однако важно в каждом случае выбрать наиболее целесообразные, учитывая особенности изучаемого произведения и возможности семиклассников, будь то чтение статей и художественных текстов, беседа с ребятами, пересказ прочитанного, словарная работа и т. д.

Чтение статей и текстов художественных произведений, помимо знакомства с новым писателем, с его произведением, с творческой манерой, совершенствует важнейшие умения — бегло и выразительно читать текст, с помощью интонаций, логических ударений выявлять самое значительное в прочитанном. Как же читать выразительно? Как читали авторы и в чем своеобразие их чтения? Чего требовали они от чтецов своих произведений? С некоторыми воспоминаниями об этом можно познакомиться в справочном разделе учебника.

Какими читателями были сами писатели? Как относились к книге? Как начиналось их чтение в самом раннем детстве? Ответы на эти вопросы есть во многих рассказах о писателях, в воспоминаниях современников.

Разнообразные формы чтения (выразительное чтение и чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение и пр.) помогают глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуют навыки чтения, обогащают устную речь школьника.

Беседа. Формулирование вопросов и ответов учащимися, составление диалогов, интервью в связи с прочитанными текстами или заданной учителем темой — важные средства уяснения смысла прочитанного и одновременно развития диалогической речи подростка. Такая форма работы с классом наиболее плодотворна при изучении литературы Великой Отечественной войны или стихотворений о родной природе.

Диалоги, интервью часто включают в себя фрагменты рассуждений, характеристики героев, т. е. все, что связано с углублением понимания текста и началом работы над обогащением диалогической речи.

Осмысливая рассказы о писателе и тексты художественных произведений, включенных в учебник, учащиеся готовятся к пересказам (сжатому, подробному, свободному, художественному — с учетом особенностей текста, от другого лица, выборочному и пр.). Именно пересказ, по свидетельствам психологов, сопровождает человека во всей его последующей жизни, так как лишь немногие из выпускников школы будут впоследствии писать книги, статьи, выступать с оригинальными произведениями перед большой аудиторией слушателей. Умение хорошо пересказать услышанное, увиденное, прочитанное понадобится большинству учащихся. Учебник дает огромные возможности для пересказов произведений самых разных жанров (былина и повесть, рассказ и драма, поэма и поучение и т. д.).

Создание индивидуальных, групповых, сравнительных характеристик героев поможет семиклассникам лучше понять их поступки, слова, взаимоотношения, разобраться и в собственном отношении к проблемам, поднимаемым авторами. Рассказывая о героях, школьники восхищаются и возмущаются, сострадают и негодуют, увлекаются или остаются равнодушными. Какой след оставят в памяти учащихся характеры, созданные Гоголем и Толстым, Буниным и Горьким? Вот вопрос, который должен волновать учителя, организующего работу по созданию характеристик героев.

Разумеется, в основе изучения художественного произведения — словарная работа. Она включает не только объяснение того или иного слова, но и особенности использования слова автором, особенности употребления слова героями. Как понято слово и какую жизнь обретает оно в художественном тексте? Как живет и какие значения приобретает в произведениях различных жанров? Насколько многозначно слово, использованное автором? Как меняется текст от редакции к редакции и как идет поиск единственного нужного слова? Какие слова незаслуженно забыты нами, какие введены в обиход именно этим автором? Какие слова устарели, но играют в тексте существенную роль? Понять, как поэт заставляет слово «сиять» заново, семиклассники смогут в процессе словарной работы.

Многочисленные анкеты, письма подростков говорят о том, что им хочется иметь в учебнике минимум вопросов и заданий, с тем чтобы была большая свобода для их собственных размышлений над текстом, что и сделано в данном учебнике-хрестоматии.

Работа с иллюстративным материалом. Учебник по литературе для седьмого класса снабжен небольшим количеством визуального материала — фотографии литературных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, его портрет, в некоторых случаях — кабинет, иллюстрации к произведениям.

С самого первого обращения к учащимся, в котором даются советы писателей и высказано их отношение к книге, предлагается фотография самой большой в нашей стране Российской государственной библиотеки. в разделе древнерусской литературы — изображения старинных книг, так как речь идет о том, как делались книги в давние времена, кто участвовал в их создании, какими они были. При соответствующем комментарии учителя это иллюстративное введение может сослужить хорошую службу, настроив ребят на трепетное отношение к книге, к процессу чтения.

Портрет и фотография литературных мест, связанных с именем писателя, как бы встречают семиклассника, приступающего к изучению нового художественного произведения. Не только в процессе первого, вводного урока рассмотрим эти материалы, но и приступая к изучению каждой новой темы. Внимательно вглядываются учащиеся в портрет, составляя первое представление о внешнем облике писателя. В седьмом классе не повторяются портреты Пушкина, выполненные Кипренским или Тропининым, а предлагается к рассмотрению гравюра Уткина, — отец поэта признавал, что это самое похожее изображение. Портреты Кипренского и Тропинина известны учащимся, поэтому они могут сопоставить их с гравюрой, найти различие и сходство с портретом кисти Кипренского, сравнить гравюру с портретами, выполненными Гейтманом и Фаворским .

Иллюстрации, выполненные разными художниками к литературному произведению, помогут осознать, каким неодинаковым может быть представление о героях. С иллюстрациями каких художников совпадает наш взгляд на эпизод, на героя прочитанного рассказа или повести? Какая иллюстрация ближе к замыслу писателя? Какой момент изображен художником? Какие слова текста можно подписать под ней? Какие диалоги можно составить по иллюстрации на основании прочитанного текста? Какие изобразительные материалы лучше отражают характер героя или смысл представленной сцены, эпизода?

Репродукции пейзажных картин на форзацах могут быть соотнесены с текстами стихотворений о родной природе. Разумеется, подростки в дополнение к имеющимся визуальным материалам подыскивают и другие, которые можно использовать на уроках литературы.

В учебнике-хрестоматии даны и иллюстрации художников Палеха, с тем чтобы школьники привыкали и к этой необычной художественной манере, заодно знакомились дополнительно с одним из замечательных русских художественных промыслов.

Визуальные материалы помогут создать при желании сценарии мультфильмов.

Вопросы по теории литературы и работа с ними. Небольшие преамбулы перед произведениями дополняются освещением вопросов теории литературы, словарем литературоведческих терминов и словарем имен, помещенными в справочном разделе учебника-хрестоматии. К этому разделу школьников следует отсылать при изучении любой темы.

Сведения по теории литературы уместно было бы учителю ввести в свой рассказ, предваряющий изучение того или иного текста: более подробно, если понятие только вводится (хокку, или хайку, стихотворение в прозе), лаконично, если учащиеся уже встречались с данным понятием (например, юмор). Итак, особого рассказа потребуют более сложные теоретические понятия. Рассказ учителя закрепляется чтением учащимися статьи, помещенной перед произведением или в справочном разделе учебника.

Вопросы, завершающие статьи по теории литературы, также помогут закрепить полученные знания и использовать их в процессе ознакомления с текстами художественных произведений, включенных в учебник-хрестоматию.

Какие бывают баллады? Что такое поэма? Эти и другие вопросы решают семиклассники при чтении и изучении программных произведений. Кроме того, справочные материалы могут использоваться и в процессе внеклассного чтения.

Седьмой класс открывает вторую группу первого концентра изучения литературы в школе, подготовительного перед изучением историко-литературного курса в старших классах, следовательно, необходимо серьезное знакомство со словарями, более свободное пользование ими, нужно не только формировать у подростков умение отыскивать слово, но и вырабатывать потребность в работе со словарями (толковым, мифологическим, литературоведческих терминов, орфоэпическим и пр.). Полезно создавать собственные небольшие справочники. Семиклассников необходимо приобщать к мемуарной и критической литературе, показывать им многообразие серий книг (воспоминания, мемуары, серии «Биография писателя», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», «Школьная библиотека» и др.), научить ценить работы критиков и литературоведов, помогающих глубже понять и осмыслить литературное наследие великих авторов.

Анкетирование среди семиклассников московских школ показало, что учебник- хрестоматия для седьмого класса хорошо принимается школьниками. В то же время их особые литературные пристрастия часто не совпадают, например: многие просят включить в книгу побольше былин, другие — современных произведений, третьи хотели бы изучать во всех классах приключенческую литературу и детективы. Одни с интересом и сочувствием воспринимают неизбывно грустные рассказы Л. Андреева «Кусака», И. Бунина «Лапти», А. Платонова «Юшка», другие отмечают, что они им очень нравятся, но им хочется видеть в учебнике «много веселых рассказов, шуток».

Вместе с тем если суммировать все высказывания и отклики, то получается, что состав произведений нравится, полезными признаются справочные материалы и раздел по выразительному чтению, словари, рубрика «В лаборатории писателя», вопросы и задания, рассказы о писателях.

Расширяется круг чтения семиклассников и за счет «Российской школьной хрестоматии» (7-й класс), где даны полностью такие произведения, как «Полтава» А. С. Пушкина, «Саша» Н. А. Некрасова, тексты разных жанров, смешные и грустные, стихотворные и прозаические. В книге В. Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим.» (7-й класс) выполняются другие пожелания учащихся за счет включения в нее шутливых рассказов, анекдотов, шуток, кроссвордов, литературных игр, которые могут быть использованы в процессе повторительных уроков, уроков развития речи и внеклассного чтения.

Разумеется, что и перед каждой темой или в конце изучения творчества того или иного писателя целесообразно сказать о том, как много исследователей-литературоведов посвятили свои труды различным сторонам творчества данного автора. О творчестве Пушкина писали его собратья по перу (Гоголь, Тургенев, Толстой, Маршак, Ахматова, Цветаева и др.), ему посвящали свои работы музыканты, скульпторы, художники, актеры. Пушкиноведение стало началом активно развития литературоведения в нашей стране (Томашевский, Благой, Цявловский, Бонди, Городецкий, Лотман, Вацуро и др.). О творчестве Лермонтова писали Висковатов и Мануйлов, Эйхенбаум и Андроников, Коровин и многие другие. Имена выдающихся художников связаны с его именем (Васнецов, Врубель, Пастернак и др.), исчерпывающие справочные материалы вошли в «Лермонтовскую энциклопедию». Не менее интересны исследования творчества Гоголя Машинского, Манна, Золотусского, работы художников Боклевского, Агина, Кибрика.

Важно познакомить семиклассников и с тем, что наряду со статьями, монографиями литературоведов (Оксман, Зильберштейн, Шаталов о Тургеневе, Евгеньев-Максимов, Нейман, Скатов о Некрасове), произведениями музыкантов и художников существуют такие издания, как литературное наследие, альбомы, где представлены портреты, фотографии, рисунки, иллюстрации, связанные с творчеством писателя. В зависимости от возможностей школы и местных библиотек полезно максимально привлекать такого рода книги.

Известно, что хорошо организованная внеклассная работа, проведенная в тесной связи с уроками литературы, обогащает труд учителя и учащегося. Вот почему литературные, драматические и фольклорные кружки, клубы выразительного чтения, вечера, конкурсы, викторины помогут расширить круг чтения и углубить прочтение шедевров русской и зарубежной литературы, избранных учителем и учащимися для внеклассных занятий и для задушевного чтения. В этом случае учитель может использовать и поклассные методические рекомендации, и монографические проблемные пособия по выразительному чтению Найденова, Завадской, Маймана, по теории литературы — Беленького, Снежневской, по внеклассному чтению — Силкина, Збарского, Полухиной и др., по развитию речи — Н. Колокольцева, Голубкова, Рыбниковой, Мальцевой, Коровиной, Леонова, Ладыженской и др., анализ художественного произведения дан у Гуковского, Тодорова, Маранцмана, о наглядных пособиях можно прочитать у Прессмана, Е. Колокольцева.

Итак, работа учителя и учащихся с текстом, методический аппарат учебника (иллюстративный материал, вопросы, задания, статьи, справочные материалы) должны помочь учащимся наилучшим образом воспринять предлагаемые им тексты, а впоследствии верно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, постепенно развивая свои читательские способности, формируя «талант читателя», о котором так хорошо сказал С. Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

Семиклассникам важно понять, как много открывается вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и значение избранной автором темы, смысл диалогов и монологов, роль деталей, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога.

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 7 классе
Просмотров: 1777 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0