Занятия по фольклору в седьмом классе начинаются с рассказов учащихся об
известных им жанрах устного народного творчества, с пересказов полюбившихся им
сказок, пословиц, поговорок, загадок. Они могут быть проведены в виде
своеобразного конкурса на лучший рассказ о жанрах фольклора, на умение
сказывать народные сказки, в виде конкурса пословиц, поговорок, загадок и т. д.
В итоге учитель обсуждает с классом:
Кто оказался лучшим «сказителем»? Как в пересказе прозвучали зачин,
концовка, напевные интонации, повторы, сказочные формулы, постоянные эпитеты,
гиперболы и пр., что свойственно жанру народной сказки?
Кто больше загадал и отгадал загадок? Кто понял секреты построения загадок
и научился строить их сам?
Учитель отметит тех, кто предложил оригинальные или редко употребляемые
загадки.
Кто больше помнит пословиц и поговорок? Кто сумел точнее истолковать
пословицы? Кто удачнее использовал пословицы и поговорки в созданном им
рассказе-ситуации?
После подведения итогов конкурса учитель расскажет об особенностях
былинного жанра. Учащиеся вспомнят, что им известно по пятому классу об
образности языка, соотнесенности с легендами, с жизнью и бытом людей времени, о
котором повествует былина. Далее школьники читают статью
исследователя-фольклориста В. П. Аникина. Затем — первое чтение былины
«Вольга и Микула Селянинович». Следует внимательно отнестись к этому этапу
урока, особенно если это первое звучание текста былины. Желательно, чтобы она
прозвучала в чтении учителя и была с интересом воспринята слушателями. Только
после этого целесообразно начать разговор по содержанию былины, с тем чтобы
облегчить понимание текста и подготовку выразительного чтения.
«Читать и рассказывать былины сложнее, чем сказки. Чем вызваны эти
трудности?» — так некоторые педагоги начинали уроки литературы,
посвященные теме фольклора.
Часто учителя после беседы с учащимися о народных сказках предлагают
прослушать школьникам фонозапись актерского чтения былин в сопровождении
гуслей. Для этой цели используются пластинки, фонохрестоматия, которая была
сделана к старой программе на пластинках, а к новому учебнику — на
магнитофонной пленке1 . Фонозапись, как и чтение учителя, его
рассказ, знакомит с содержанием былин, настраивает на восприятие особого
фольклорного жанра, торжественного, распевного строя, гиперболических образов,
необыкновенных поступков и ситуаций и вместе с тем вполне реальных, возможных
исторических событий. «Былина о Вольге и Микуле создает монументальный образ
богатыря-пахаря. Подобно Илье Муромцу, Микула Селянинович — любимый герой
народа. Его мирный труд требует не меньше мощи, чем ратные подвиги Ильи.
Тяжесть крестьянского труда в былине изображается символически: кленовую сошку
Микулы не может вытащить из борозды вся «дружинушка хоробрая» князя Вольги...» —
читаем мы в методическом пособии Т. С. Зепаловой и Н. Я. Мещеряковой2.
На следующем уроке школьники рассказывают о былинах, читают вслух былину
«Вольга и Микула Селянинович». Читая по ролям, воссоздают своеобразные диалоги
между главными героями былины. Размышляя над содержанием прочитанного,
рассказывая о героях, учащиеся стараются ответить на вопросы, данные в
учебнике, дополнительные вопросы учителя и формулируют вопросы самостоятельно:
кто герои былины? Почему Вольга проникся таким уважением к Микуле Селяниновичу?
В чем смысл зачина и концовки былины? Чем интересны характеры героев? Как можно
понять слова: «Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко»? В чем смысл диалога Вольги
и Микулы? Что достигается с помощью гипербол?
Целесообразно в работе использовать прием составления небольшого словарика.
Например, попросить учащихся составить словарик на тему «Так говорили былинные
герои» или «Незаслуженно забытые слова». Подбирая слова, которые могли быть
использованы и в сегодняшней нашей речи (Божья помочь тебе, пожаловать,
нарекать, похваливать и т. д.), трудные слова (присошечек, скачен
жемчуг, омешики и др.), объясняя их с помощью различных словарей,
семиклассники глубже проникают в текст прочитанного, одновременно учатся верно
произносить особые, характерные для былин выражения, учатся свободно читать
былины.
Словарная работа, выразительное чтение, рассказы и пересказы должны оказать
воздействие на устную речь учащихся, ее выразительность, плавность, напевность
и пр.
Передав содержание статьи В. Аникина, учащиеся, которым заранее
предлагаются индивидуальные задания, расскажут о собирателях, исследователях
былин, их исполнителях, о том, что в любой артели в былые времена сказителей
освобождали от тяжелой работы, просили во время отдыха сказывать былины.
Учащиеся рассказывают о том, что жили былины в основном в крестьянской
среде, исполнялись сказителями, вышедшими из народной среды, поэтому сохраняли
особенности ее речи, например: частицы «ка» (получай-ка), «же» (ай
же), «да ведь» (дань да ведь грошовую), «да» (да напашу)
и т. д.
Особого искусства при чтении былин потребуют и такие свойственные былине
глаголы: похваливати, поговаривати, собиратися, думати, извинитеся,
покрикивать, помахивать, повытряхнуть, повыдернуть и пр. Школьникам важно
подумать и над более сложными вопросами:
Кому противопоставлен в былине образ крестьянина-пахаря Микулы? Каков смысл
этого противопоставления?
Чье превосходство к концу былины становится явным?
Кому из героев можно дать такую характеристику: смел, независим, полон
собственного достоинства и в то же время трудолюбив, в нем ясно осознание силы,
верит в себя, жизнерадостен? Подтвердите ответ примерами из текста былины.
Почему Вольга зовет Микулу во товарищи? Как это характеризует Вольгу?
Отвечая на вопросы, учащиеся читают фрагменты текста, дают характеристику
героям, опираясь на план, данный в справочном разделе учебника. Демонстрируют
выразительное чтение былины, затем обсуждают результаты: кто лучше прочитал тот
или иной фрагмент? У кого особенности былин проявились ярче?
Можно прочитать целиком рассказ Горького «Вопленица», который в еще большей
степени настроит на погружение в сюжеты былин. Не забудем в самом начале и в
конце изучения темы о словах М. Горького: «Подлинную историю трудового народа
нельзя знать, не зная устного народного творчества...» В процессе фронтальной
беседы семиклассники размышляют над этим высказыванием. В самом деле, разве
характеры Вольги и Микулы не жизненны? Разве былины не связаны с историческими
событиями, хотя и не воспроизводят их в точности?
Подчеркнем и важную мысль, которая прозвучала в словах В. Аникина: «В
искусстве былины и сказки как бы осуществилась связь времен — Древней Руси
и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только
немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного
человека»3. Подумаем с учащимися, что в истории встречи Вольги и
Микулы близко нам и каковы приметы старины глубокой в былине «Вольга и Микула
Селянинович». Учащиеся не только читают, отвечают на вопросы, но и рассказывают
о трогательных взаимоотношениях между героями, что также является приметой
глубокой старины и в то же время важной основой сегодняшних желаемых отношений
между людьми:
Говорит-то Вольга таковы слова:
«Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!»...
«Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Ты поедем-ко со мною во товарищах».
Былины вдохновляли многих музыкантов, художников, поэтов на создание
оригинальных произведений (В. Васнецов, Е. Кибрик, А. Бородин, Н.
Римский-Корсаков и др.).
Репродукции картин и иллюстрации И. Билибина. В. Васнецова помогут провести
беседу:
Какие былины особенно интересно проиллюстрированы?
Какие иллюстрации вам нравятся больше других?
Как вы относитесь к иллюстрациям художников Палеха?
Какие бы иллюстрации вы привлекли для создания мультфильма или киносценария
«Вольга и Микула»?
В качестве домашнего задания можно предложить создать диалог на тему «Какие
былины мне нравятся?» или написать сочинение «Памятник одному из героев былин»,
подготовить устный рассказ о том, из какого материала будет сделан памятник,
который увековечит именно этого героя, что он будет символизировать, как лучше
расположить фигуру, чтобы добиться желаемого восприятия памятника, и т. д.
Учащиеся школы — 1666 (учительница Е. В. Ключникова) так
представляют себе памятник былинному герою:
«Я бы сделал памятник из крепкого гранита или мрамора — «Микула
пашет». Огромный конь, развевается грива, мускулистые ноги, занят работой. За
конем, держась за большую соху, идет Микула».
«Я изобразил бы Микулу одного, рядом соха. Одет в длинную рубаху,
подпоясанную кушаком. Даже можно изобразить, как одной рукой он вытирает пот с
лица... И подпись: «Кормилец страны».
«Мне понравилось, как разговаривают друг с другом Микула и Вольга — с
большим уважением, сохраняют при этом чувство собственного достоинства. Вот и
всем нам бы взять эту привычку из того далекого времени. Поэтому на памятнике я
бы изобразил двух героев, которые беседуют друг с другом».
В некоторых школах учителя предлагали школьникам подготовить сообщения о
собирателях былин, об истории их исполнения, например:
О собирателях былин.
Былины стали записывать поздно. Самые первые записи относятся к XVII— XVIII
векам и носят случайный характер. Первые напечатанные тексты появились в XVIII
веке, первый сборник был составлен в Сибири и на Урале Киршей Даниловым. В XIX
веке произведения устного народного творчества стал собирать П. Киреевский. П.
Рыбников издал четыре тома «Песен.», где было 165 былин. В XX веке собиранием
былин занимались братья Б. и Ю. Соколовы, наконец, этим стали заниматься целые
институты, появились сборники, антологии.
Разумеется, пока это были небольшие рассказы, основанные на книгах, которые
подбирались учителями вместе с учащимися. Таким же небольшим было и сообщение
об исполнении былин:
Об исполнении былин.
Спокойные, мерные, величавые напевы былин соединяются с неторопливым
эпическим рассказом сказителя.
Через порог избы переступает старик среднего роста, крепкого сложения, с
небольшой седой бородой и желтыми волосами. В его суровом взгляде, осанке и
поклоне, поступи, во всей его наружности были заметны спокойная сила и
сдержанность — примерно так описывали сказителя Т. Г. Рябинина. Известным
сказителем стал и его сын, который выступал в городах и даже за границей. Среди
сказителей былин было больше крестьян. Одни сказители точно передавали текст,
вносили только небольшие изменения, другие значительно изменяли его, третьи
импровизировали.
Наряду с такими рассказами звучали и сами былины, подготовленные
школьниками самостоятельно по книге «Читаем, думаем, спорим.», — былина «Илья
Муромец и Соловей-разбойник», а также по новому изданию учебника — былина
«Садко».
Мультфильм или киносценарий на тему «Вольга и Микула» может быть составлен
и по собственным рисункам школьников, если такая возможность появится в данном
классе. Однако самое главное, чтобы дети получили удовольствие от чтения и
прослушивания былин, прониклись искренним интересом к этому фольклорному жанру.
Уроки развития речи и внеклассного чтения помогут расширить круг чтения,
больше рассказать о любимых героях, продемонстрировать знание текста былин,
прочитанных самостоятельно, сформируют умение выразительно читать былины (индивидуально,
по ролям и пр.), предоставят возможность обсудить актерское чтение и т. д.
Учащиеся самостоятельно прочитают и проанализируют другие былины: «Садко»,
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Обсуждение результатов такой работы может
пройти или на уроке развития речи, или на уроке внеклассного чтения.
|