Раздел, посвященный литературе XX века, завершается в учебнике группой
стихотворений о родной природе. К. Паустовский, много размышлявший над этой
важной темой, в статье «Заметки о живописи» пишет, что каждый любит природу
по-своему и «как может», что «любовь к природе не бездеятельна и
созерцательна». Писатель возмущается беспощадным отношением к природе, ее
красоте и богатству. Эти мысли, напомним учащимся, перекликаются с рассказом Е.
И. Носова «Кукла». Хорошо, если бы об этом на уроке состоялся разговор.
Стихотворения о родной природе завершают два раздела учебника седьмого
класса: русская литература XIX века и русская литература XX века. Идея создания
этих разделов — погружение учащихся в мир поэтического прославления
природы и вызванных ею настроений поэта, пробуждение любви к Родине.
Именно поэтому для чтения, изучения, обсуждения и просто прослушивания,
ознакомления с лирическими картинками, посвященными описанию различных явлений
природы, имеет смысл предусмотреть цепочку уроков: урок литературы — урок
развития устной и письменной речи — урок внеклассного чтения — конкурсы —
вечера, посвященные чтению стихотворений о родной природе, и т. д.
Причем если на уроках литературы школьники слушают, анализируют
предложенные в хрестоматии стихотворения, то на уроках развития речи
осмысливают многозначность слова в тексте стихотворений, размышляют над тем,
какие слова, выражения из полюбившихся произведений используются в обычной
разговорной речи.
На уроке внеклассного чтения круг привлекаемых для размышлений стихотворных
и прозаических произведений, посвященных этой теме, расширяется, из них
отбираются тексты для конкурсных чтений и вечеров.
На уроке литературы целесообразно сопоставить стихотворения, посвященные
различным явлениям природы, определенному времени года, и проследить, как
описывается то или иное время года различными поэтами и различными художниками.
Какой видят осень Пушкин и Цветаева? Какие литературные приемы используют
авторы стихотворных произведений? Какие краски используют художники на своих
полотнах?
На уроке развития речи и внеклассного чтения учащимся можно предложить
самостоятельно проанализировать одно из любимых стихотворений. При этом важно
обсудить, насколько умеют ребята понимать и сопереживать при чтении и
прослушивании стихотворений. Начало такой работы в простых упражнениях:
прочитать, воссоздать устно близко к тексту описанные автором картины, подумать
над тем, какие чувства вызвала у автора эта картина и какие настроения
передались читателю, например, как видят семиклассники картины природы в
стихотворениях И. Никитина, А. Фета, С. Есенина и др.
Рассказывая о том, как учащиеся видят описанные авторами картины природы,
школьники готовят выразительное чтение стихотворений или отрывков из них,
высказывают свои суждения по поводу прочитанного, пишут сочинения о любимых
поэтах, стихотворения которых включаются в конкурсное чтение, размышляют о
настроении, которое сообщают читателю поэты через описания родной природы.
Приведем некоторые высказывания учащихся седьмых классов: «Покой, тихое,
светлое состояние души автора передается, когда читаешь строчки стихотворения
Никитина. Хочется прочитать его спокойно, протяжно, размеренно: «Золотые
нивы... Гладь и блеск озер. Светлые заливы. Без конца простор.» «Бурная
радость, веселье, вызванное наступлением весны, мощь дня и света, говор вод,
зори без затменья, дробь и трели птиц — все сливается для поэта и для нас
в одно — это все — весна. Вот поэтому надо передать состояние
радости, когда читаешь эти строчки А. Фета». «Совсем другое настроение в
стихотворении Есенина — вьюга, холод, стая снежинок приносит человеку
печаль, наверное, поэтому несколько раз повторяются слова «слезинки»,
«слезами», а о ветре говорится, что он «бушует люто.» — тревога звучит в
каждой строчке. Ее и надо показать во время чтения».
Стихотворения о родной природе часто выражают чувства любви к своему
родному краю, к Родине. Вот почему одним из обсуждаемых вопросов будет и такой:
как проявляются чувства любви к родной стороне у каждого из авторов? Вслушаемся
в такие признания поэта Русского зарубежья Дона Аминадо (1887—1957):
Города и годы
Старый Лондон пахнет
ромом,
Жестью, дымом и
туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно
желанным.
Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью.
Тухлой рыбой и канатом.
Город Гамбург пахнет
снедью,
Лесом, бочками и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым
сыром.
А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом и вербеной,
И прекрасной чайной
розой,
Несравнимой,
несравненной.
Вечных запахов Парижа
Только два. Они все те же:
Запах жареных каштанов
И фиалок запах свежий.
Есть чем вспомнить в
поздний вечер,
Когда мало жить
осталось,
То, чем в жизни этой
бренной
Сердце жадно
надышалось!..
Но один есть в мире
запах,
И одна есть в мире
нега:
Это русский зимний
полдень,
Это русский запах
снега.
Лишь его не может
вспомнить
Сердце, помнящее много,
И уже толпятся тени
У последнего порога.
Итак, чтение статьи Паустовского, беседа по ее содержанию, затем чтение
стихотворений, посвященных родной природе, выражающих отношение авторов к
родной природе, к Родине. Каково это отношение у каждого из поэтов — В.
Брюсова, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого и др.?
Прослушивание конкурсного чтения небольших рассказов о поэтах и актерского
или авторского чтения с последующим обсуждением — следующий этап работы с
учащимися.
Завершается работа подготовкой самых разных творческих работ: сочинения на
тему «Мой родной край», конкурса на лучшее чтение стихотворения о родной
природе с последующим комментированием и обсуждением чтения учащихся, вечера
«Русская поэзия и живопись, посвященные родным мотивам»... Обратим внимание
учащихся на форзацы учебника, где помещены репродукции картин на эту тему.
|