Следующее занятие, итоговое, проводится по вопросам, данным в конце
раздела. Предлагаем организовать его как игру-зачет: беседы, диалоги, чтение,
пересказы, отзывы, конкурсы, викторины, прослушивание и определение автора
текста, чтеца и т. д.
Вопросы, данные в учебнике, вернут учащихся к прочитанным программным
произведениям, дадут возможность ретроспективного повторения изученных и
самостоятельно прочитанных текстов.
На этом уроке, как, впрочем, и на других, более интенсивно используются
справочные материалы (словарь имен, словарь литературоведческих терминов,
странички по теории литературы, небольшой очерк по художественному авторскому
чтению — Пушкина и Гоголя, Горького и Маяковского).
На этом уроке-зачете школьники продемонстрируют знания текстов
художественных произведений, художественных особенностей этих текстов,
понимание характеров героев, позиции автора. Для этого можно предложить им
следующие вопросы: какой раздел учебника-хрестоматии показался вам особенно
интересным? Какой из писателей увлек вас своей творческой биографией?
Какие из стихотворных и прозаических произведений вы смогли бы прочитать
наизусть?
Приведите примеры сравнений, гипербол, гротеска в произведениях XIX и XX
веков. Какую роль они играют в данном произведении?
Какие пословицы и поговорки показались вам особенно важными и вы стали
часто использовать их в своей речи?
Какие размеры стихотворных произведений вам известны? Приведите в качестве
примера стихотворные строки изученных в этом году произведений и определите их
размер.
Что вы можете рассказать о творческой лаборатории Пушкина, Гоголя,
Тургенева, Толстого, Чехова (покажите на одном примере)?
Какие проблемы, важные для сегодняшнего времени, затронуты в произведениях
русской литературы XIX и XX веков?
К произведениям какого писателя из включенных в ваш учебник вы часто
обращались на уроках чтения и почему?
Какие публицистические статьи литературоведов, писателей особенно
понравились вам?
Какие иллюстрации показались вам наиболее интересными?
Разумеется, на итоговом уроке прозвучат пересказы изученных произведений,
чтение наизусть, рассказы о писателях, устные характеристики героев, с
последующим обсуждением, рецензированием ответов учителем и учащимися.
Кроме того, для такого урока важен и игровой момент, поэтому нужны
викторины, загадки, небольшие ребусы, которые можно было бы записать на доске и
коллективно поработать с ними. Викторина всегда была излюбленным игровым и
познавательным занятием для ребят любого возраста. Вопросы для нее предлагает
учитель, исходя из возможностей данного класса, и готовят сами школьники (по
заданию учителя). Вопросы могут быть составлены по изученным текстам, например:
назовите имена героев произведений Е. Носова, Ю. Казакова.
В каком произведении один персонаж у другого откусил орден? Как называется
литературный прием, использованный здесь автором, и с какой целью, по вашему
мнению, его вводит писатель?
Чем отличаются сатирические произведения от юмористических? Приведите
пример.
У какого поэта самым любимым временем года была осень? Какие стихотворения
этого поэта об осени вы знаете?
Кто автор строк: «Люблю березу русскую, То светлую, то грустную...», «Я
воспитан природой суровой.»?
Какой герой какого произведения варил в пригоршне суп? Какой прием в данном
случае используется автором и с какой целью?
Какие произведения прочитаны вами по книгам «Российская школьная
хрестоматия», «Читаем, думаем, спорим»?
|