Чтобы заинтересовать семиклассников этой темой, настроить на ее восприятие,
объяснение и запоминание, свободное включение пословиц и поговорок в
разговорную повседневную речь, прочитаем им высказывание М. Шолохова,
открывающее сборник «Пословицы русского народа» (М., 1957): «Меткий и
образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как
на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не
видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.
Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих
отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из
бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и
страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и
кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство
предрассудков.»
Убедить ребят в необходимости хорошо знать и использовать в нашей речи
пословицы и поговорки помогут и слова Н. В. Гоголя: «в них все есть: издевка,
насмешка, попрек, словом, — все шевелящее и задирающее за живое».
Осмысляя эти малые жанры фольклора, усваивая их особенности, школьники
проникаются пониманием, что пословицы и поговорки — хранилище родного
языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании
народа, воспринимают точность их оценок, безусловность их суждений: «Пословица
ведется, как изба веником метется», «Пословицу обжаловать нельзя».
Разумеется, есть пословицы устаревшие, ушедшие в прошлое вместе со своим
временем. Но большинство из них и теперь могут радовать, обогащая ум и сердце
подростков. Кроме того, произведения малого фольклорного жанра способны вернуть
обычной разговорной речи былую меткость, точность и выразительность.
Раздел «Пословицы и поговорки» откроет для школьников дорогу к фольклорному
богатству всех стран мира, особенно если эта тема будет продолжена на уроках
развития речи, внеклассного чтения и на внеклассных занятиях, если
семиклассники будут использовать пословицы и поговорки на переменах в школе, в
разговоре с друзьями и родственниками дома. Почти каждый раздел программы по
литературе дает возможность включить в работу над текстом пословицы и
поговорки, ибо лишь непосредственное их использование в обычной речи будет
говорить о плодотворном изучении этого материала. Уроки по этой теме можно
условно разделить на три этапа: знакомство — освоение — использование.
Мы имеем в виду путь, когда семиклассники слушают учителя, читают статью,
пословицы и поговорки различных стран, объясняют их прямой и переносный смысл,
отвечают на вопросы учебника и учителя, вводят их в предложения собственной
конструкции или в свой рассказ.
Что же такое пословица и поговорка? Прочитаем статью и заметим, на какие
группы разделены данные в учебнике пословицы, объясним их прямой и переносный
смысл. Ответим на вопросы учебника. Познакомимся с пословицами других стран,
сопоставим пословицы народов мира на одну и ту же тему. Постараемся уловить и
сходство, и различие: например, латышская пословица «Руки не протянешь, так и с
полки ложки не достанешь». Вот французская пословица: «Безделье — мать
всех пороков». Найдем к этим пословицам похожие по смыслу, «живущие» в других
странах мира.
Некоторые учащиеся расскажут о собирателях пословиц, например о В. И. Дале,
другие сообщат занимательные истории. Так, в газете «Советская Россия» от 14
февраля 1989 года под названием «Позаимствуйте словцо» была следующая заметка:
«Иногда во Франции говорят, что вторым после президента человеком в стране по
популярности является Антуанетта де Вильякур. Эта женщина живет на юге Франции в
городе Байонна. Прославилась же она тем, что имеет богатейшую коллекцию
пословиц, поговорок, шуток. Французы — народ живой и остроумный — ценят
меткое словцо, веселый каламбур. Свое собрание Антуанетта унаследовала от
матери и продолжает его неустанно пополнять. По словам собирательницы, сейчас в
ее коллекции 18 тысяч пословиц, поговорок, шуток, острых словечек. Очень часто
к услугам Вильякур прибегают писатели, журналисты, политические деятели».
Школьники с удовольствием пишут сочинения по пословице, готовят устные
рассказы, объясняют пословицу, толкуют ее, сравнивают с другими. Приведем
материалы по работе с пословицами, которые были предложены учительницей
московской школы — 1666 Е. В. Ключниковой.
Учащиеся устно и письменно толковали пословицу «В радости знай меру, в беде
не теряй веру». Были ответы не совсем точные, приблизительные, иногда близкие к
пониманию смысла пословицы, но сам поиск был интересным и полезным.
«Пословицы заключают в себе большой смысл. Они наставляют, учат,
предостерегают, сочувствуют, высмеивают человеческие пороки.»
«Каждая пословица заключает в себе важный смысл. Вот и пословица «В радости
знай меру, в беде не теряй веру» учит, ободряет, она как бы предупреждает: если
тебе хорошо, будь весел, радостен, но не нужно забывать о других, которым,
может быть, очень тяжело в этот момент. Когда тебе плохо, у тебя беда — не
сникай, не опускай руки, не теряй веру в то, что все может поправиться. Как
солнечный свет приходит к окну, обращенному на восток, так и удача приходит к
человеку, умеющему ждать. Человек должен верить в возможность счастья, не
терять веру, когда у него какая-нибудь беда.»
«Эта пословица башкирская, но я знаю русские пословицы, близкие к ней по
смыслу: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко», «Терпи, казак, атаманом
будешь».
Далее школьники с удовольствием участвовали в играх, викторинах, которые
приготовлены были учительницей (кстати, материал для этого есть в книге
«Читаем, думаем, спорим.»), например:
Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и
объясните их:
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.
Вспомните пословицы и поговорки, связанные с временами года, объясните их:
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весною час упустишь — годом не наверстаешь.
Летний день год кормит.
Лето припасает, а зима проедает.
Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.
Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани
летом, а телегу зимой.
Мал городок, да дорог. 2.
Мал золотник, да дорог.
Цыплят считают и зимой. 3.
Цыплят по осени считают.
4. Встречают по одежке, а провожают
Проводили по одежде. по
уму.
Посадка в чужие сани уже
объявлена. 5. В чужие сани не
садись.
Приведите русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую, например:
Латинские пословицы Русские пословицы
Где друзья, там богатство. Не
имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. Тише едешь, дальше будешь.
Написанная буква останется. Что
написано пером, того не вырубишь топоро
Обсуждать надо часто, решать — однажды. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Далее учительница задает вопросы или рассказывает сюжеты, а ответить на них
предлагает пословицей или поговоркой:
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?
(Делать из мухи слона.)
В какой поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес горю?
(Узнает, почем фунт лиха.)
Игорь груб с друзьями, часто подводит их. Однажды он пожаловался брату, что
с ним никто не хочет дружить. Какие пословицы напомнил ему брат?
(Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.)
К урокам развития речи, основанным на материале былин и пословиц, учащиеся
под руководством учителя готовят иллюстрации, репродукции картин на былинные
сюжеты: монтажи, отбирают лучшие сочинения на эти темы, звукозаписи актерского
чтения, устраивают книжные выставки и выставки изделий художественных
промыслов, выполненных на сюжеты былин (например, деревянные скульптурки,
вышивки, поделки и пр.). Это помогает организовать викторины, конкурсы,
экскурсии по подготовленной выставке, придумать рассказы по картине, рисунку и
пр., а главное — ощутить на уроке особую атмосферу, создать ситуацию
речевого общения и особого интереса к фольклорным произведениям.
Приведем в качестве примера урок развития устной речи в школе — 1666,
организованный учительницей Г. Н. Мироновой.
К уроку прочитаны и обсуждены былины о Вольге и Микуле, об Илье Муромце, о
Садко. В классной комнате — выставка книг, иллюстрации к былинам известных
художников и самих учащихся, проигрыватель, на партах — учебники, сочинения
на фольклорные темы, собственные, написанные школьниками былины.
Вступительное слово учитель начинает с того, что «судьба у каждого может
быть разной, но, как бы она ни сложилась, какая бы дума ни овладела человеком,
ему всегда могут помочь пословицы и даже былины.
Прислушайтесь к мудрому слову былин, и это слово подскажет вам, что делать,
как поступить.»
Звучит звукозапись былины об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.
Такое начало создало соответствующий настрой и ввело учащихся в мир былин и
их героев.
Словарная работа включала объяснение слов гусли, гусляр, войско — дружина,
еда — сыть, висок — косица, пахарь — оратай, введение их в
собственные предложения, разгадывание самостоятельно подготовленных
кроссвордов.
Затем учащиеся отвечают на вопросы учителя и товарищей, сами формулируют
вопросы: какой подвиг труднее совершить — ратный или трудовой? Только ли о
ратных подвигах рассказывают былины?
Проводится конкурс на лучшее знание пословиц и поговорок (кто больше
назовет и верно их истолкует).
На уроке обсуждаются и комментируются рисунки, выполненные семиклассниками,
иллюстрации различных художников. Один из учеников рассказывает: «Книгу «Садко»
оформляли два молодых художника — Калерия и Борис Кукулиевы. Они живут в
Палехе. Это небольшое село в Ивановской области давно стало центром русского
народного художественного промысла. Раньше большинство художников писали иконы.
Все палешане, от малого до старого, имеют отношение к этому народному промыслу.
В Палехе много художественных мастерских. Изделия, созданные здесь, достойно
представлены на самых престижных международных выставках. Художники-палешане
пишут картины, расписывают шкатулки, делают декорации. Со страниц этой книги к
нам сходят герои, которые честны и благородны, красивы и всегда готовы постоять
за свой народ.»
Интересны размышления Сережи З. на тему «Какому былинному герою ты бы
поставил памятник?»: «Я поставил бы памятник русской словесности. Сказать
честно, я не хотел бы ставить памятник одному былинному герою, дабы не умалять
достоинства других, не уступающих ему в славе. Все слышали об Илье Муромце,
совершившем много доблестных подвигов. Но и Микула Селянинович заслуживает
всеобщего уважения. Поэтому после долгих размышлений я решил, что, если бы у
меня была возможность поставить памятник, я бы воздвиг его в честь русской
словесности, а точнее — в честь русской былины. Этот памятник запечатлел
бы образы всех былинных героев, которые защищали родную землю от врагов, пахали
пашни, совершали самые разные подвиги.»
Комментарии к рисункам также не были стандартными, приведем наиболее
интересный: «Микулу я изобразила таким большим, потому что он намного сильнее
Вольги. Его силу подчеркивают большие руки. Он был из деревни, занимался
земледелием. Одет он очень просто. Земля у него пышная, плодородная, потому что
сам он трудолюбив и усерден. Лошадь у Микулы тоже большая, потому что ей
приходится много трудиться и потому что она под стать богатырскому сложению
Микулы. Вольгу я изобразила таким маленьким потому, что он слабее Микулы, но
все-таки и он богатырь, и это я выразила красным плащом. Лошадь Вольги
маленькая, так как должна соответствовать фигуре Вольги.»
В конце урока одна семиклассница поведала своим друзьям: «Признаюсь, совсем
недавно я мало что знала о былинах, но однажды случилось вот что: по литературе
нам задали прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович». Я прочла. И что же?
Я так заинтересовалась этими чудесными рассказами, а затем и, сама того не
заметив, полюбила былины. С тех пор я прочла много былин. Когда я их читала, то
ясно представляла себе тех гусляров, перебиравших струны и завораживавших
слушателей диковинными историями.
Все былинные герои хороши. Я считаю, что если устроить соревнование между
ними в уме, смелости и ловкости, то все бы они заняли первые места. Так что,
если бы мне предложили выбрать героя из былин для того, чтобы поставить ему
памятник, я бы не стала выбирать, а поставила бы памятник им всем.»
Учительница подвела итоги, отметив наиболее интересные рассказы, удачные
вопросы, пересказы, дала рекомендации тем, кто в этом нуждался, подарила
наиболее активным открытки.
Примером работы, проведенной с пользой для общего и речевого развития,
стали былины, написанные самими ребятами. Кирилл О. прочел свою былину «Как три
богатыря красну девицу из неволи доставили», героями которой стали его товарищи
по классу. Слушал класс с особым любопытством, то и дело раздавался добродушный
смех одноклассников:
«Как прошла-то весть по всея Руси, что украл-похитил Змей-страшилище,
страшилище о трех головах, красну девицу.
Со всех концов земли русской поехали удалые добры-молодцы девицу из беды
вызволяти.
Как из стольна града, из Московии, выезжал чудо-богатырь Константин
Перовский. Как садился он на добра коня, на добра коня — сива мерина. Как
уж сел чудо-богатырь на коня в первый раз — боком сел. Как уж сел
чудо-богатырь на коня во второй раз — криво сел. А сел он в третий раз —
задом сел. И молвил тут герой: «И так сойдет!»
А и ехал чудо-богатырь во чисто поле, а и видел он добра молодца, добра
молодца Михайла Титыча. Говорил-то он Михайле да таковы слова, говорил-то он
насмехаючись: «Ох и мал же ты, Михайло, на что сгодишься-то? Неужто хочешь ты
сразиться со страшным Змеищем?» И ответствовал добрый молодец: «Зря смеешься
ты, чудо- богатырь. Хоть я мал, да горазд в делах. Про меня народ говорит:
«Мал, да удал». Хоть и мал добрый молодец, да востер у него меч булатный, и
лихой под ним конь вороной, а как молвит он, да по-аглицки, так зауважает его
басурман как переводчика.»
И поехали они вместе красну девицу вызволяти.
А и ехали они день, а и ехали они другой, а и ехали они третий день.
Повстречали они на своем пути добра молодца Александрушку. Ох, и славен сей
богатырь, ох, и смел, да и конь под ним — круче некуда. На врага летит
пританцовывая. И не раз спасал он хозяина, от стрел вражьих уворачиваясь,
потому как был он танцор-конь, танцор-конь да весь в хозяина.
И подъезжали они к норе, к норе Змеевой. Змей, хозяин той норы, держал,
басурман, одну голову да у выхода, а вторую голову да в кроватушке, а третью-то
голову — настороже, у темницы сырой, где красна девица томилася.
Разбудили тогда богатыри Змея лютого и сражались с ним, не щадя живота
своего.
Час сражалися, Михайло Титыч срубил булатным мечом одну голову злодею —
смел и удал ведь был Михайлушко. Второй час сражалися, срубил вторую голову
Змеищу страшному Александрушка. Он ведь смелый был и сноровистый. Третий час
сражалися богатыри, не могли одолеть Змеища проклятого. Вдруг споткнулся сивый
мерин под чудо- богатырем, и грузно пал богатырь на третью голову Змееву. И
раздавил чудо-богатырь вражину, ведь не был тот чудо-богатырь легок, как
перышко, хоть и звался Константином Перовским, а было в нем весу да ведь в
тридцать пуд.
Выходила тут красна девица из темницы своей да благодарствовала богатырям
за избавленьице, за избавленьице от злого Змея Горыныча. А в мужья-то она
никого не выбрала, ведь все богатыри отличалися своей ловкостью да отвагою...»
Иная былина получилась у Саши Г.
Дмитрий Иванович и
Михайло Титович
То не волк рысью бежит,
То не птица вихрем летит,
То не заяц в чистом поле столбом стоит, А то едет по полю Дмитрий Иванович,
Дмитрий Иванович — богатырь святорусский. А как повстречал он в поле
богатыря на лихом коне, На лихом коне да на буланеньком. Да спрашивает Дмитрий
Иванович: — Гой ты еси богатырь святорусский, Как имя твое да куда едешь
ты? А богатырь тот нервный был да закричал во всю мочь свою:
— Я Михайло Титович, Еду я туда, куда тебе
не надо. Осерчал тут шибко Дмитрий Иванович Да говорит Михайле Титовичу:
Шибко обидел меня ты!
Обидел да не извинился. Будем с тобой силой мериться! И повел Дмитрий Иванович
Михайло Титовича через темен лес, Через чисто поле Да через речку, через речку
Смородину. А жил там Змей Горыныч, Одихмантьев сын. Дмитрий Иванович подкрался
к нему Да задушил одной левой! А Михайло Титович взял гору Змееву, Гору серую,
каменистую, Да закинул ее выше солнышка. И поняли богатыри, что нет им равных,
И стали рядом жить, дружить да век коротать.
Московская учительница школы № 440 Е. Е. Фролова перед изучением былин
предложила школьникам организовать урок повторения всех фольклорных жанров в
форме зачета по ранее изученным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам,
скороговоркам.
К уроку была подготовлена выставка необходимой по данной теме литературы —
сборники сказок, загадок, иллюстрации к сказкам, портреты сказителей, другие
книги, посвященные фольклору.
Школьники выступали с сообщениями, ориентируясь на вопросы и задания: какие
произведения относятся к устному народному творчеству? Дайте определение
каждого из жанров фольклора — сказки, загадки, пословицы, поговорки,
частушки, скороговорки. Назовите сказку, которая более всего нравится,
расскажите о ее художественных особенностях, кратко передайте содержание,
расскажите о героях сказки.
Учительница ставит и такой, на первый взгляд странный, вопрос: «Полезна или
вредна сказка?» И поясняет: «Этот вопрос сейчас кажется странным, но всего 60
лет тому назад он возник — сказки вдруг запретили. Считалось, что сказки —
выдумка, в них рассказывается о чудесах, а чудес на свете не бывает,
следовательно, они дают неверное представление о мире, а потому они — вредны».
К счастью, скоро это суждение было опровергнуто и сказка вновь вернулась к
детям.
Затем учительница рассказывает различные сказки, а школьники называют их и
определяют, к какому виду сказок они относятся (волшебные, бытовые, сказки
о животных и пр.), объясняют логику своих рассуждении, рассказывают о героях,
отвечая на вопросы:
Какими качествами наделен главный герой русских народных сказок?
Кто помогает ему в борьбе со злом?
Каковы особенности сказок (зачин, концовка, постоянные эпитеты,
повторы и пр.)? Учащиеся приводят примеры.
Подробно, с примерами рассказывают семиклассники и о загадках.
Словом, уроков и подходов к темам «Былины», «Пословицы и поговорки» может
быть множество. Важно выбрать наиболее оптимальный для каждого конкретного
класса, завершив эту работу уроком развития речи, внеклассного чтения, и
перебросить «мостик» к древнерусской литературе.
|