Первый урок — вводный. Он важен, прежде всего, тем, что выясняет,
насколько подготовлены школьники к восприятию данного курса литературы,
насколько широк читательский кругозор, какова культура речи и техника чтения
каждого, какова реакция на вопросы учителя. На первом уроке педагог выявляет
основные умения, приобретенные за предшествующие годы: рассказать о прочитанных
произведениях, пересказать текст, построить рассказ о писателе, о героях того
или иного произведения и пр.
При подготовке и проведении первого урока в седьмом классе не стоит
готовить и проводить беседу о литературе вообще, об особенностях художественной
литературы, как это делается довольно часто в школе. Об этом должна была уже
состояться небольшая лекция, рассказ учителя в предыдущих классах (прежде
всего в пятом). Структура и содержание учебника-хрестоматии должны стать
предметом рассмотрения, размышления учителя и учащихся на вводном уроке
литературы в седьмом классе.
Итак, важно внимательно выслушать с самого начала, какие читательские
интересы занимали школьников летом. Основой для такой беседы могли бы стать
следующие вопросы учителя классу:
Что вы читали летом? В начальных классах, пятом и шестом? Какие впечатления
остались от чтения?
Личность какого писателя заинтересовала вас? Расскажите о нем.
О ком из писателей хотелось бы узнать больше?
Какие произведения особенно понравились и стали любимыми? Перескажите
кратко их содержание, прочитайте наизусть стихотворения.
Какие герои прочитанных книг показались вам наиболее близкими? Расскажите
об этих героях. Чем они близки вам?
Речь какого героя поразила вас? Чем?
Какие произведения вы любите перечитывать?
Какие литературные приемы помогли вам лучше разобраться в прочитанном,
представить себе героев и их характеры, поступки?
Учащиеся пересказывают тексты, рассказывают о книгах и героях, читают
наизусть любимые стихотворения, участвуют в беседе, затем знакомятся с
суждениями М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачева. С. Маршака о чтении и
размышляют над тем, каковы их советы: как к ним следует отнестись? Согласны ли
с ними? Какие их рекомендации кажутся особенно важными? Прислушаемся к ним.
Ответим на вопросы, помещенные после этих высказываний.
Затем коллективно, вместе с учащимися, рассмотрим учебник-хрестоматию для
седьмого класса, обговорим цель, задачи, роль статей о писателе: это не только
информационный очерк или сообщение, они рождают интерес к писателю, его труду,
его произведениям и являются примером для собственного рассказа учащегося о
личности автора.
Рассмотрим блок вопросов и заданий, словари, материалы по теории литературы
и выразительному чтению, подумаем, в какой момент изучения темы следует
воспользоваться справочными материалами, статьями о творческой лаборатории
писателя.
Важно посмотреть, насколько знакомы школьникам писатели: произведения одних
они знали лишь со слов товарищей и взрослых, тексты других читали
самостоятельно. С какими впечатлениями это связано?
Интересно рассмотреть и оформление учебника — портреты, фотографии
родных для писателей мест, их кабинетов, где создавались стихотворные или
прозаические произведения, рождались новые замыслы и т. д.; иллюстрации к произведениям
помогут оценить, как видели героев известные художники и как видим их мы,
читатели.
Несомненно, на этом же уроке полезно рассмотреть с учениками и «Российскую
школьную хрестоматию», продумав, как она будет помогать классному и
внеклассному чтению, какие тексты целесообразно прочитать в первую очередь.
Необходимо познакомить учеников и с книгой «Читаем, думаем, спорим.», обсудив,
при изучении какой темы можно использовать тексты или литературные игры, шутки,
анекдоты, рисунки X. Бидструпа, кроссворды. Такая подготовительная работа на
первом, вводном уроке откроет перед семиклассниками перспективу работы на весь
год, сделает их труд более осмысленным, полезным и разумно организованным.
Работе учителя с классом помогут вопросы:
Какие писатели из представленных в учебнике для седьмого класса знакомы
вам?
Расскажите об одном из них.
Какую помощь могут оказать статьи о писателе, вопросы и задания к
художественным произведениям?
Когда и как можно использовать справочный раздел?
Помогут ли вам портреты писателей, фотографии родных для них мест,
иллюстрации к их произведениям? С какой целью, по вашему мнению, они даны в
учебнике-хрестоматии?
Дома школьники читают и готовят к пересказам не только вводные статьи
учебника, но и вводную статью книги «Читаем, думаем, спорим.», которая
называется «Поговорим о книге, писателе, читателе.». Она поможет им яснее
представить себе задачи, стоящие перед читателем, и особенности творческого
труда писателя, потренироваться с помощью кроссвордов в усвоении слов,
необходимых им для пересказов вводных статей (книга, беспокойный дух,
детали, обдумывать, путаница мыслей, мудрость и др.), рассмотреть
юмористические рисунки X. Бидструпа о разных типах читателя (учащиеся
придумывают название серии рисунков художника, пробуют составить устный
рассказ, используя слова, над которыми они работали в самом начале вводного
урока). На этом уроке учитель дает задание на дом к следующему уроку литературы —
подготовить пересказ любимой сказки, вспомнить загадки, пословицы, поговорки.
|