Новый для учащихся средних классов автор — О. Генри. Личность
американского писателя Уильяма Сидни Портера, ставшего известным миру писателем
под именем О. Генри, как и его судьба, необычна и, по словам исследователей его
творчества, могла бы стать «предметом увлекательного повествования». «Была
единственная большая любовь, оборвавшаяся рано и трагически, было бегство от
суда, нелегальное существование на чужбине под чужим именем, затем суд,
каторжная тюрьма, а после освобождения — невиданная писательская слава и
популярность ...у»
Именно эти загадки вынудили писателя скрывать подробности биографии,
уклоняться от интервью. Он не разрешал печатать свои портреты, не любил
показываться на людях. Многие современники О. Генри увидели его впервые лишь на
отпевании в церкви. Личность писателя была овеяна легендами, небылицами,
таинственностью. Но, поскольку сейчас известны в подробностях факты его жизни и
творческой деятельности, учитель может сообщить об этом подробнее, в том числе
и о детских годах писателя, который лишился матери в три года, был взят под
опеку теткой, рано начал думать о собственном заработке. Обратим внимание на
то, что он самостоятельно изучил французский, испанский и немецкий языки. Он
становится владельцем и издателем юмористического еженедельника, затем, при
обнаружившейся растрате в банке, скрывается, тайно переписывается с родными.
Слава и известность осветили его жизнь, но прожил он недолго, умер сорока
восьми лет.
Первые рассказы его появились еще в Техасе. Сохранился ряд новелл,
написанных в тюрьме («Санаторий на ранчо», «Сделка», «Без вымысла» и др.).
С 1915 года его произведения стали появляться и в нашей стране.
Рассказ, предлагаемый в учебнике-хрестоматии для чтения учащимся, — «Дары
волхвов» — поэтический гимн благородству и любви.
Герои рассказа бедны, но жизнь их освещена светом любви друг к другу. О.
Генри рассказывает, как проявилось это чувство, как, несмотря на то что подарки
не пригодились героям, чувство добра и благодарности друг к другу не покидает
их. С нежностью прощаются с героями и читатели. Очень важно, чтобы у школьников
возникло чувство симпатии к героям в процессе чтения. Именно поэтому среди
видов работы на уроке наиболее предпочтительны художественные рассказы
прочитанного, чтение по ролям, инсценированное чтение, устные иллюстрации,
сочинения-рассказы о героях.
Семиклассники размышляют над тем, почему рассказ назван «Дары волхвов».
Кого автор подразумевает под волхвами? С чего начинается повествование? Почему
так подробно описывается дом — «квартирка за восемь долларов»? Как можно
понять выражение писателя: «Красноречиво молчащая бедность»? Каковы отношения
Джима и Деллы и почему они кажутся удивительными?
С какими коротенькими молитвами обращалась к Богу Делла, когда ждала Джима?
Пусть прочитают школьники диалоги действующих лиц рассказа, начало и конец его,
ответят на вопросы. Автор считает истинно мудрыми дарителями именно Джима и
Деллу. Их он считает волхвами. Почему? Какими вы представляете себе героев?
Расскажите о их.
Нравится ли рассказ? Какие чувства вызывает он? Семиклассники напишут
сочинения, посвятив их героям этого рассказа.
Особенно интересными, хотя и не совсем легкими, могут быть сочинения-
рассуждения, например, на темы: «Благодарность», «Во имя любви», «Истинные
дарители», «Кто больше счастлив: тот, кто дарит или кто принимает подарок?»
Свои размышления школьники могут подтвердить текстом рассказа О. Генри «Дары
волхвов».
К уроку внеклассного чтения школьники прочитают и другие произведения этого
писателя («День благодарения», «Чародейные хлебцы», «Принцесса и пума»,
«Вождь краснокожих» и др.), выберут одно из них, подготовят его к пересказу,
рассказу о героях и, может быть, напишут отзыв на него. |