Повесть «Тарас Бульба» давно изучается в гимназиях, школах, она была
включена в учебные хрестоматии А. Галахова (М., 1900), Л. Поливанова (М.,
1914). Причем Л. Поливанов выбирает для школьного чтения отдельные главы,
фрагменты: «Последняя ночь в отеческом доме», «Сборы в поход», «Атаман»,
«Смерть Андрия».
В последние годы повесть входила в программу шестого класса (нынешнего
седьмого). Подробная методическая разработка по изучению повести была сделана
М. А. Снежневской, она основана на воплощении Гоголем в повести мечты об
идеальной республике, где могли формироваться «могучие характеры, недюжинные
натуры, настоящие дружба и братство», тем самым «Гоголь говорил своим
современникам о возможности иной жизни, иных взаимоотношений». Речь идет об
эпохе национально- освободительной борьбы, развернувшейся на Украине в XV—XVII
веках, о пафосе повести — об изображении людей, которые не отделяют свои
интересы от интересов родины. В пособии даны два варианта рассказа о Гоголе. В
начале и в конце изучения повести рекомендуется использовать диапозитивы,
иллюстрации.
В процессе чтения текста обращается внимание на описание степи, образный
язык. Особое внимание уделяется юмору в повести. Проводится объяснение
незнакомых слов, пересказы, комментированное чтение, создаются устные иллюстрации
к произведению, обсуждается картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому
султану», сопоставляются герои Остап и Андрий, просматривается диафильм
«Сравнительная характеристика литературных героев» и т. д.
В учебнике-хрестоматии предыдущих изданий нет текста повести. Школьники
найдут ее в школьной библиотеке, прочитают отдельные главы вместе с классом или
всю повесть самостоятельно по книге «Российская школьная хрестоматия», 7 класс.
В издании 2001 г. текст есть.
В раздел учебника по этой теме входит рассказ о писателе, впечатления
современников от его произведений, воспоминания о том, как работал Гоголь над
своими творениями, как читал свои произведения и пр. Придирчивость и
необычайная требовательность к себе, постоянное желание узнать от своих собратьев
по перу их мнение по поводу созданного им, мучительное уничтожение
произведений, которые им самим были отвергнуты, делают его личность
неординарной. Пусть расскажут о нем школьники.
Рассказ учителя и заранее подготовленных учащихся об эпохе предварит
ознакомление семиклассников с повестью Гоголя, чтение и изучение которой,
разумеется, будет направлено на понимание эпохи и героев, их взаимоотношений, а
главное — на постижение особой роли товарищества и братства, несмотря на
жестокость битв и сражений. Товарищество и братство, о которых нам говорят уже
первые страницы повести, гордость за сыновей и любовь к ним Тараса, встречи с
боевыми товарищами, любование сыновьями как воинами — все это придает
особый смысл жизни Тараса, особое обаяние его образу. Смерть сыновей приводит к
угасанию его души. В предсмертную минуту последний его поступок — помощь
боевым друзьям.
«Апофеозом силы и героизма является сам Тарас Бульба. Он бесспорно один из
лучших эпических образов в русской классической литературе.
Суровый и непреклонный, Бульба ведет жизнь, полную невзгод и опасностей. Он
весь — олицетворение неукротимой жажды справедливости. Он не был создан
для семейного очага. Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Увидевшись
после долгой разлуки с сыновьями, Тарас назавтра же спешит с ними в Сечь, к
казакам. Здесь его подлинная стихия.
Богат и разнообразен психологический облик Тараса. Человек огромной воли и
недюжинного природного ума, трогательно-нежный к товарищам и беспощадный к
врагу, грабящий польских магнатов и арендаторов и защищающий угнетенных и
обездоленных, презирающий науки и неусыпно бдящий за ученьем сыновей,
сыноубийца и в то же время самоотверженно любящий отец, рискующий собственной
жизнью, чтобы повидать в последний раз своего старшего сына, — таким
представляется это «точно необыкновенное явление русской силы».
Вся его личная жизнь была неразрывно связана с жизнью Сечи, служению
«товариществу», Отчизне он отдавал всего себя — безраздельно и целиком.
Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он был
беспощаден к изменникам и трусам.
Глубокая вера в себя, в товарищей, в правоту своего дела, зрелая и острая
мысль, «умение двигать своим войском и сильнейшая всех — ненависть к
врагам» — выделяли Бульбу из круга его товарищей и естественно делали его
в их глазах народным вожаком.
Но при всем том Тарас не противопоставлен всей казацкой массе. Тарас
глубоко демократичен. Автор подчеркивает в самом начале повести, что «он любил
простую жизнь казаков», — пишет С. Машинский.
Прочитаем школьникам эту характеристику главного героя повести, попросим
подумать, согласны ли с такой характеристикой исследователя творчества Н. В.
Гоголя, как они построили бы рассказ о главном герое.
Учитель предложит ребятам выразительно прочитать и обсудить речь о
товариществе — памятник духовного единения, духовного родства, братства.
Проследим взаимоотношения людей, которые раскрываются в этой речи, — это
путь для постижения взаимоотношений всех героев повести.
Вот взрослые дети Тараса — насколько они различны по характеру и
поступкам? Какие встречи ждут их впереди? Чем необычна их жизнь в бурсе и в
Сечи? Как преображаются они среди казаков? Подробные описания портретов казаков
не должны пройти незамеченными. Здесь, в Сечи, — вольница, товарищество,
братство. Как проявляются Тарас Бульба и его сыновья в любви и дружбе? Каково
ваше отношение к поступку Андрия?
Совпадает ли ваше восприятие главных героев повести с тем, какое было у
современников писателя?
Учитель подчеркивает глубокое чувство любви к родной земле, пронизывающее
всю повесть.
Какие чувства вскрываются в поэтическом описании степи?
Какие размышления возникали при чтении повести «Тарас Бульба»? Учащиеся
уяснят героическую направленность повести и нравственный смысл ее.
Обратим их внимание на высказывание литературоведа: «Запорожская Сечь
выступает у Гоголя единой, монолитной силой, страшной в своем гневе и
трогательной в своей любви».
Школьники осознают значительность творчества Н. В. Гоголя и особенности
стиля, манеры писателя («Гоголь не пишет, а рисует.»), внимательно
относятся к его творческим исканиям, сближению с Пушкиным, подарившим многие
идеи для его выдающихся произведений, они понимают, почему столь значительной
была для Гоголя гибель поэта.
Ответы на вопросы учебника, различные виды пересказов (описание степи,
казни, речь о товариществе) — художественные, краткие пересказы отдельных
глав, выборочные пересказы (история Андрия и др.), характеристики героев (сравнительная —
Остапа и Андрия, индивидуальная — Тараса Бульбы, групповая — запорожцев)
помогут лучше разобраться в особенностях повести в целом.
Важно учителю выяснить и отношение семиклассников к прочитанному: какие
эпизоды кажутся им смешными, какие — грустными? Какие поступки героев
вызвали у них сочувствие, жалость, сострадание, негодование и пр.? Знакомство с
лабораторией писателя (его взыскательность и придирчивость по отношению к
своей работе) может быть осуществлено благодаря рассказу В. Вересаева, который
школьники прочитают вслух, сформулируют вопросы и ответы по тексту, затем подготовят
небольшой рассказ о творческой манере Гоголя, о том, как он создавал свои
произведения, о личности писателя, повлиявшего на общественное сознание, о
необычайном интересе к его произведениям.
Может быть организован конкурс на лучшую характеристику героя, лучший
пересказ повести, рассказ о писателе и пр.
В словарную работу включаются вопросы, связанные с объяснением того или
иного слова, выражения, диалога, описания, особой жизни слова в гоголевском
тексте, гиперболичностью описаний природы, портретов героев, например: что вы
можете сказать об описании степи? Картины каких художников близки к описаниям
Н. В. Гоголя («Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым
океаном, по которому брызнули миллионы цветов.»)?
Как вы понимаете выделенные ниже слова? Какую роль они играют в тексте?
Какой оттенок придают разговору отца с сыновьями такие слова: «Смотри ты,
какой пышный!», «Вот так колоти всякого, как меня тузил. Никому не спускай»?
Какие литературные приемы использует Гоголь при описании степи, портретов
героев?
Как вы понимаете выражение «Есть еще порох в пороховницах»?
Объясните прямой и переносный смысл этого выражения.
Учитель проведет конкурсное чтение описания степи или речи о товариществе.
Иллюстрации Е. Кибрика дадут материал для размышлений о внешнем облике
героев, их характерах. Прочитаем еще раз изображенные художником сцены.
Сопоставим иллюстрации Е. Кибрика и Д. Шмаринова. Какие слова текста повести
могли бы вы подписать под каждым изображением?
Предлагается подготовить устное или письменное сочиненние на темы:
«Портреты и памятники Гоголю», «Иллюстрации к «Тарасу Бульбе», «.В биографии
писателя скрываются важные объяснения его произведений» (Д. С. Лихачев),
«Отзыв на иллюстрацию», «Остап и Андрий», «Как я отношусь к поступку Андрия?»,
«Был ли прав Тарас Бульба, когда убил Андрия?», «Какие эпизоды повести могут
иллюстрировать речь о товариществе?», «Какую роль играют описания природы в
повести «Тарас Бульба»?», «Тарас Бульба — главный герой повести», «Мое
представление о Н. В. Гоголе».
Уроки развития речи и внеклассного чтения не заканчивают знакомство
семиклассников с произведениями Гоголя: им предстоят общешкольные конкурсы на
лучшее чтение произведений писателя, сочинения, подготовка стендов,
общешкольного вечера, посвященного этой теме, и т. д.
В «Российской школьной хрестоматии» дан для учащихся седьмого класса полный
текст повести «Тарас Бульба», а в книге «Читаем, думаем, спорим.» этот текст
дан в отрывках, там же предлагаются вопросы, задания, иллюстрации к этому
произведению, кроссворды. Следовательно, школьникам предстоит серьезная работа
над текстом — пересказы, рассказы, чтение текста «Речь о товариществе»
наизусть, например. Тем, кого заинтересовало творчество Н. В. Гоголя,
рекомендуем прочитать и поразмышлять над содержанием еще одного произведения —
«Коляска». Практика показала, что школьники с удовольствием читают, обсуждают,
обдумывают произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», «Коляска».
|