Пятница, 22.11.2024, 16:59


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 7 КЛАСС

М. ГОРЬКИЙ «Детство»
26.04.2014, 12:15

- Возлюби ближнего твоего, — сказано нам.

- За что? — спрашивают скептики и пессимисты. Следует ответить:

- За великий труд, совершенный в веках, за тот труд, который непрерывно совершается изо дня в день, за то неуклонное стремление ко благу, которое живет в каждом из нас и которое однажды сделает потомков наших добрыми, сильными, счастливыми людьми.

М. Горький

Произведения М. Горького появились в программах по литературе давно. Известно, например, как широко представлены произведения Горького в петроградской программе по истории русской литературы. Кроме того, сам М. Горький неоднократно высказывался в печати по педагогическим вопросам. «Учительское дело было близким Горькому на протяжении всей его жизни», — утверждал А. Я. Роткович. Вопросам воспитания посвящаются очерки М. Горького в «Самарской газете», просветительская работа велась им в Нижнем Новгороде, он «открыл» А. С. Макаренко как педагога-новатора, позднее и как писателя, переписывался с учителями, учащимися, его живо интересовали вопросы детского чтения, он явился создателем и редактором первого журнала для детей «Северное сияние», рекомендовал использование наглядности в школе, большое внимание уделял изучению детьми устного народного творчества, пропагандировал научно-популярную литературу — словом, его всегда интересовали вопросы преподавания литературы в школе, чтение детей разных возрастов1.

В последних методических рекомендациях Н. Я. Мещеряковой идет сопоставление «Детства» Горького с описанием детства у С. Аксакова и Л. Толстого.

В учебнике-хрестоматии есть тексты Л. Н. Толстого, И. А. Бунина о детстве, о взаимоотношениях взрослых и детей. Разные семьи, различные взаимоотношения. Однако есть и общее, что объединяет эти произведения и роднит их с «Детством» М. Горького: герои их наблюдательны, пытливы, умеют сопоставлять, рассуждать, оценивать поступки свои и чужие, сострадать и раскаиваться в своих проступках. В «Детстве» М. Горького все контрастно — жестокость деда и доброта бабушки, ссора с дядьями и дружба с Цыганком, несправедливость деда по отношению к Григорию и дружба Алеши с Хорошим Делом. Как взаимоотношения людей, их поступки отразились на характере Алеши и что пробудили в его душе?

Н. Я. Мещерякова предлагает такой путь изучения «Детства» М. Горького:

1-й урок. Вступительное слово о Горьком. 1-я глава (первые впечатления Алеши от знакомства с семьей Кашириных: бабушка, дед, вся семья, дом деда).

2-й урок. 2-я глава (жизнь в доме деда; будни семьи Кашириных). Впечатления Алеши от «неумного племени».

3-й урок. 3-я глава (развлечения, праздники). Впечатления Алеши от бабушки, Цыганка, Григория Ивановича.

4-й урок. 4, 5, 7, 13-я главы. Трудное время в семье Кашириных (пожар, разорение, нищета). Знакомство Алеши с «улицей»...

5-й урок. 8-я глава. Дружба Алеши с Хорошим Делом. Обобщение материала. (План дан в сокращении.)

Итак, путь, предлагаемый Н. Я. Мещеряковой, — тщательное рассмотрение повести по главам, осмысление поступков героев, их характеров, взаимоотношений друг с другом.

Возможен и иной путь — чтение повести в классе с небольшими комментариями, домашнее чтение всей повести, а затем обсуждение повести в целом по вопросам, которые даны в учебнике, и по вопросам, сформулированным учителем, учащимися. В основном это крупные вопросы, выясняющие общее представление о прочитанном. Такая работа более целесообразна, так как текста произведения в предыдущих изданиях нет, его учащиеся найдут в «Российской школьной хрестоматии».

Каково общее впечатление от прочитанного? Какие герои кажутся вам особенно интересными? Что в повести можно отнести к «свинцовым мерзостям» русской жизни? От кого смог перенять Алеша в доме Кашириных чувства доброты, сердечности, сострадания, честности? Дайте характеристику одному из героев. Почему вы выбрали именно этого героя? Посоветуем, чтобы школьники, отвечая на этот вопрос, включили в рассказ свои наблюдения над особенностями речи героев.

Учитель предложит школьникам подготовить дома художественный пересказ различных сцен из повести («Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки», «Первое знакомство» — на выбор). Не менее важен и краткий пересказ одной из глав.

Словарная работа может быть проведена в самых разных вариантах. Она будет особенно интересной, если учащиеся понаблюдают за речью героев:

Бабушка: «Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то. Вот он какой, Богов! Церкви-то, гляди-ка ты, летят будто!..»

Через внимательное отношение к слову ученики постигнут авторскую оценку героев, выраженную в их речи: «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные.»

Спросим у семиклассников, с помощью каких литературных приемов автору удается так живо описать портреты героев, как, например, вот этот:

«Вся она — темная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая: очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Проверить, насколько ребята усвоили текст, помогут такие интересные, занимательные формы работы, как инсценированное чтение, викторина.

В викторину можно включить такие вопросы и задания: кто из героев повести «Детство» нюхал табак из черной табакерки? Кто и по какому поводу кричал: «По миру пущу!..»? Как вы понимаете это выражение? На кого смотрел дедушка искоса и говорил: «Экой подхалим!»? Кто в доме деда, по выражению Алеши, занимал особое место и почему? За кого, как считала бабушка, накажет Господь Кашириных? Свершилось ли это наказание? Как начинается и как заканчивается повесть Горького «Детство»?

Развитию мышления и речи учащихся поможет и подготовка их к рассказу о писателе, об особенностях его творческой манеры, о героях повести.

Серьезной работой будет рассматривание и обсуждение иллюстраций Б. Дехтерева к «Детству» М. Горького. Обширное иллюстрирование повести художником поможет оценить иллюстрации к различным сценам повести, подумать, какие из них наиболее удачны и интересны, подготовить отзывы на одну из них. Так ли вам представляется эта сцена? Что особенно удалось художнику подчеркнуть в ней? Как изображены герои? Иллюстрации помогут выйти и на более сложное задание — создать киносценарий по повести или на темы: «Бабушка», «Дед», «Цыганок», «Хорошее Дело» и пр.:

Школьникам рекомендуется прочитать повесть «В людях» полностью во внеурочное время и подготовиться к обсуждению в классе.

Прочитаем и обсудим в классе отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» — «Данко». На этом уроке целесообразно использовать иллюстрации художников Палеха. Какие из них больше соответствуют духу романтических произведений М. Горького? Какие могут служить основой кинофрагмента на эту тему? Как бы вы изобразили героев этих произведений?

Конкурсные сочинения на тему горьковских произведений, «горьковские чтения» во внеклассной работе, горьковские вечера, читательские конференции могут быть логическим завершением этой темы в седьмом классе. Темами их могут быть: «Бабушка Акулина Ивановна», «Алеша в доме деда», «Что нравилось Алеше в окружающих его людях?», «Чем интересен вам образ Данко?», «Как характеры героев выражены в их речи?», «М. Горький и герои его произведений».

Доклад на вечере или читательской конференции о писателе и его творческой манере, о его портретах и памятниках, об иллюстрациях к его произведениям обогатит учащихся новыми знаниями.

Творческая работа каждого, участие в конкурсах, вечерах, в занятиях кружков, викторинах содействуют обретению интереса к творчеству М. Горького.

В журнале «Литература в школе» — 4 за 1995 год есть несколько статей, посвященных теме детства в сознании русских писателей. Учителю полезно познакомиться с этой подборкой: Б. Н. Тарасов. «Детство в творческом сознании русских писателей», Е. О. Галицких. «Духовный опыт детства. В творческой лаборатории учителя», Ю. Д. Аппель. «Любить мир со всем его хорошим и дурным», «Тема детства в русской литературе. VII класс».

Е. О. Галицких, оценивая духовный опыт детства как один из источников нравственной силы, предлагает свою программу уроков по этой теме с 5-го по 11-й класс (например, 5-й класс — А. Куприн. «Вятское детство», 6-й класс — С. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука», Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы», М. Горький. «Детство», А. Толстой. «Детство Никиты», Л. Толстой. «Детство», 7-й класс — урок-концерт. Составление сборника и т. д.).

Другой вариант урока в седьмом классе предлагает учитель школы — 46 г. Кропоткина Ю. Д. Аппель, обращая при этом внимание учащихся на тему детства в русской литературе. Это определило содержание и название уроков внеклассного чтения — «Милое, дорогое, незабываемое детство.», «Поэзия чувства», «Поэзия мысли», «Поэзия жизни»; «Проблемы воспитания: взрослые и дети», «Уроки нравственности — уроки жизни. Формирование характера героя».

Автор рекомендует опираться на произведения Н. Гарина-Михайловского, С. Аксакова, Л. Толстого, М. Горького, В. Астафьева, Ф. Искандера, В. Распутина.

Вниманию учащихся предлагаются следующие темы их сообщений:

«Детство Темы» Н. Гарина-Михайловского: «Вот он, светлый и праздничный тон книги»; «Детство Темы» — это необыкновенно нежная, яркая и драматичная книга» (что имел в виду М. Горький; дневник читателя).

«Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова: «Вот была радость, вот было счастье!» (поэзия чувств, поэзия природы, поэзия родного слова; выписки в поэтическую тетрадь; монтаж; заметки на полях); «Отец. давал мне знания», «Мать. воспитывала чувства» (на семейный совет; проблемы общения детей и родителей); «Мил-человек Евсеич» (устный рассказ); «Книги, книги, книги» («трактат» о пользе чтения в раннем возрасте); «Образ дороги в книге «Детские годы Багрова-внука» (дневник путешествия); «Степи! Степи! Как вы хороши!..» — по произведениям Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», А. П. Чехова «Степь» (монтаж; заметки на полях).

«Детство» Л. Толстого: «Вот оно какое, сердце человеческое! Диалектика души героя» (дневник читателя); «Милое, дорогое, незабвенное детство!.. » (поэтические страницы повести); «Что за человек моя мать?» (письмо как средство самораскрытия характера героини); «Что за прелесть отец Николеньки!»; «Недетские страницы повести» (вопросы, комментарии); «Поэзия охоты» и «проза крестьянского труда» позиция автора); «Народа душа родниковая! Смерть Натальи Савишны» (анализ эпизода).

«Детство» М. Горького: «Добрая, но мучительно правдивая книга! Нам остается только открыть ее, чтобы увидеть в ней дни, насыщенные красотою, жизненную силу, надежду, живую, трепетную радугу чувств, услышать музыку полей, под которую растет сердце, прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой и человеческой!»

По рассказам В. Астафьева, Ф. Искандера, В. Распутина каждый ученик мог разработать свою тему.

Мы предлагаем и третий вариант организации урока по теме «Детство». В программе и учебнике седьмого класса есть несколько произведений, в той или иной степени соприкасающихся с этой темой, — это и «Поучение» Владимира Мономаха, «Детство» Л. Толстого и «Цифры» И. Бунина, «Детство» М. Горького и «Отец и сын» (по повести «Последний дюйм») Джеймса Олдриджа, и, наконец, обращение к молодым Д.Лихачева. Именно поэтому учитель не только коснется этой темы при изучении каждого произведения, но в середине или в конце года проведет, может быть, обобщающий урок — зачет или конференцию, обозначив данную тему для учащихся.

Зачет, конференция или концерт, т. е. любая форма проведения такого урока, потребует от учащихся серьезной самостоятельной подготовки. Каждый станет особенно серьезно трудиться над собственным докладом, сообщением, выразительным чтением, связанным с тем или иным текстом.

Особый мир детей и взрослых в дворянской семье, который раскрыли Л. Толстой и И. Бунин, тяжелый семейный быт семьи мастерового, «свинцовые мерзости» которого явил перед читателями М. Горький, жесткие отношения, способствующие взрослению ребенка, увиденные и продемонстрированные нам Олдриджем, гуманные наставления Владимира Мономаха, а впоследствии и Дмитрия Лихачева как бы воссоединяют эти разные миры, содействующие появлению человека разумного, мыслящего и глубоко чувствующего. Через какие же испытания при этом проходят герои различных писателей? Что и кто помогает их душевному и духовному развитию?

Рассказы учащихся, их рассуждения, комментирование и выразительное чтение в подтверждение своих мыслей помогут сделать подобный урок насыщенным, плодотворным и, несомненно, важным для воспитания в них гуманизма, чувства доброты и сострадания.

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 7 классе
Просмотров: 5011 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0