Ему было близко все человечество.
В. Брюсов
С именем Толстого школьники встречались в самом раннем детстве. Вспомним
вместе с учащимися их первые встречи с этим большим писателем. Когда это было
впервые? Какие еще его произведения были прочитаны вами в школе? Какой герой
Толстого заставил задуматься над каким-то важным для вас вопросом? Далее под
руководством учителя последует чтение статьи о писателе, рассказ учителя о нем,
сообщения учащихся о том, что им известно по самостоятельному чтению, затем
осмысление того, как важен для Толстого период детства.
Как отразились впечатления детства в произведениях писателя? Почему так
важна была для него Ясная Поляна? В седьмом классе школьники познакомятся с
отрывками из повести «Детство»: «Классы», «Наталья Савишна». В процессе чтения
семиклассникам важно осмыслить взаимоотношения взрослых и детей в дворянской
семье. Душа главного героя — Николеньки открыта всем впечатлениям детства,
ив то же время он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных
проступков.
Прочитать небольшие главы из «Детства», продумать, чем интересен характер
героя и особенности складывающихся его отношений со взрослыми, ответить на
вопросы, предложенные в учебнике, рассказать текст прочитанного, дать
характеристику герою, поделиться впечатлениями о самостоятельно прочитанной
повести «Детство» во внеурочное время — вот примерный ход работы по этой
теме.
К этим главам немного иллюстраций, но и о них учащиеся смогут поговорить,
высказать свои суждения, соотнести их с текстом Толстого.
Как Николенька наблюдает за поведением взрослых, насколько остро чувствует
их отношение к себе? Чем отвечает им?
Понаблюдаем внимательно вместе с учащимися за тем, как рассказывает герой
об одном из эпизодов, когда он был наказан: «Карл Иванович рассердился,
поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это
было его любимое слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья,
тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою
несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».
Николенька слышит разговор Карла Ивановича с Николаем. Карл Иванович
жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться, не доверяя
его работе. Какие чувства переживает Николенька? «Я сочувствовал его горю, и
мне больно было, что отец и Карл Иванович, которых я почти одинаково любил, не
поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том,
как бы восстановить между ними согласие».
Разговор о преданности Натальи Савишны вызывает размышление героя о том,
какая это была чудесная старушка, что «вся жизнь ее была любовь и
самопожертвование». «Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и
не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и
никогда не задавал себе вопросов, а что, счастлива ли она? довольна ли?» Сцена
со скатертью кончается обидой, потом извинением Натальи Савишны, затем
раскаянием Николеньки: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй
старушки; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже
не от злости, а от любви и стыда...»
Важно, чтобы школьники всерьез задумались над вопросами: как проявляются
характеры героев в случае со скатертью? На чьей стороне автор и читатель? Как
приходит к герою раскаяние? Художественный пересказ небольших фрагментов и
подготовленное школьниками комментированное чтение помогут им осмыслить, как
происходит духовное совершенствование героя и что Толстого интересует не
столько поступок, сколько его нравственный смысл.
В новое издание учебника-хрестоматии для седьмого класса и в «Российскую
школьную хрестоматию» для внеклассного чтения (7-й класс) включены и
другие главы из «Детства», поэтому школьники могут подготовить рассказы о новых
героях (о маменьке, например).
Появится материал для рассуждений по поводу того, что Толстого интересует
не столько поступок, сколько его нравственный смысл. Важно и рассуждение
писателя о том, какое огромное значение имели чувства, пережитые в детстве, и какой
огромный след оставили они в его душе. Могут ли семиклассники проанализировать
собственное восприятие прочитанного и чувства, вызванные им?
Семиклассники отмечают особенности речи героев. Это полезно для того, чтобы
вернуть незаслуженно забытые слова в нашу разговорную речь. Затем, описывая дом
своего раннего детства, вспоминают отношения со взрослыми, которые их радовали
или огорчали. Учащиеся в этом возрасте могут всерьез осознать, что каждый
поступок, встреча, разговор у человека думающего рождают размышление, сомнение,
радость или огорчение, критическое отношение прежде всего к себе. Школьники
могут включить в сообщение слова и выражения из повести «Детство»: не в
духе, вытвердить, учился порядочно, вымолвить, несправедливость, бескорыстный,
привязан, потакать во всем, льстить, сочувствовать, восстановить согласие,
рассердиться.
Рассказывая о героях «Детства», размышляя над тем, как относился Толстой к
детям, как много свидетельств особого отношения к ним со стороны писателя (и
беседы, и создание школы для яснополянских детей, создание «Азбуки», детских
книг и т. д.), учащиеся оценят еще одну из важнейших сторон деятельности
великого русского писателя.
Как относился Толстой к писательскому труду? Что характерно для его стиля?
Каково его отношение к творчеству других писателей?
Вот некоторые из высказываний Л. Н. Толстого о языке и литературном труде
знакомых ему писателей:
«Взял историю Карамзина и читал ее отрывками. Слог очень хорош».
«У вас есть все, что нужно, — сжатый, сильный, настоящий язык, характерность,
оставшаяся у вас одних, не юмор, а то, что производит веселый смех, и по
содержанию — любовь и потому знание истинных интересов жизни народа» (письмо
М. Е. Салтыкову-Щедрину).
«...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые,
по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде».
«Вечер читал Горького... прекрасный язык, т. е. говор людей».
Прочитать эти и другие высказывания, характеризующие отношение Л. Н.
Толстого к творчеству других писателей, их характерам, учитель сможет и по
воспоминаниям, по книгам «Русские писатели о языке», «Русские писатели о
литературном труде» и пр. Учитель может рекомендовать ребятам интересную книгу
Игоря Смольникова «Середина столетия».
Высказывания Л. Н. Толстого о языке, вопросы и задания, углубляющие
понимание героев «Детства», способствующие работе над характеристикой героев,
над иллюстрациями произведения, над «толстовскими эпитетами», наконец,
помогающие приблизиться к пониманию личности Толстого, школьники найдут в книге
«Читаем, думаем, спорим.».
Разумеется, уже в седьмом классе или после его окончания школьники
прочитают всю повесть «Детство», но и тогда им понадобятся советы учителя и
книг, которые посвящены творчеству гениального писателя. |