Среда, 13.11.2019, 12:04

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 7 КЛАСС

Л. АНДРЕЕВ «Кусака»
26.04.2014, 12:09

Познакомиться с жизнью Леонида Андреева, с одним из его произведений впервые предлагается школьникам седьмого класса.

В чем своеобразие личности писателя? Думается, что включенные в учебник- хрестоматию материалы дадут возможность семиклассникам составить первое представление об этом человеке и авторе множества рассказов, близких детям по тематике, например: «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака» и пр.

Школьники слушают сообщения учителя, читают материалы учебника о писателе, рассказ «Кусака», готовятся к обсуждению, пересказам прочитанного: каким же был писатель? Чем он интересен? Как относился к людям? Почему его рассказ назван «Кусака»? Кто герои этого рассказа и какими они вам показались? Какие настроения вызвал у вас рассказ? Что понравилось и что не понравилось в нем? С каким чувством вы закончили чтение этого произведения?

Почему Кусака перестала доверять людям? Как отнеслась к дачникам? Какими были эти люди? Отчего делались «еще добрее», чем были? Отчего «расцвела»собака?

Размышляя над этими вопросами, школьники стараются так пересказать текст, чтобы выразить чувства радости Кусаки и дачников.

Что думали дачники, уезжая? Серьезны ли были их сожаления о том, что Кусака остается одна? Как реагировала собака на отъезд людей?

Подумайте, какие вопросы вы задали бы автору этого рассказа. Подготовьте диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе Л. Андреева «Кусака».

Какую бы иллюстрацию нарисовали вы к этому тексту? Нравится ли вам иллюстрация, данная в учебнике?

В качестве творческого задания можно попросить учащихся написать рассказ о котенке или щенке. Можно предложить им письменно составить отзыв или создать инсценировку по рассказу Л. Андреева «Кусака», написать подробный план рассказа или пересказ от лица одного из героев. Словом, выбор творческих работ после чтения этого рассказа может быть самым разнообразным, но главное в этой работе учителя — вызвать у школьников чувство сострадания, содействовать нравственному воспитанию.

Приведем в качестве варианта работу Е. А. Михеичевой «Рассказ Л. Н. Андреева «Кусака» в VII классе», опубликованную в журнале «Литература в школе» (М., 1994. — — 2).

Произведения по русской литературе XX века, включенные в программу, составляют единое целое. Их объединяет общечеловеческая значимость поставленных нравственных проблем, возможность их использования в воспитательных целях. Поднимаемые проблемы актуальны для подростков, способны вызвать их интерес.

При изучении двух больших автобиографических повестей о детстве — Л. Толстого и М. Горького — есть возможность проследить (и сопоставить) зависимость процесса формирования и воспитания личности от социальных условий. Не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека и его общение с миром природы. Этой теме посвящены включенные в программу стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», рассказы А. Платонова «Юшка», «Неизвестный цветок», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади». В этих произведениях человек рассматривается как часть природы, и, если он следует «закону жизни» — осознает это единство и равенство, способен «любить без понятия» (А. Платонов), чувствовать «какую- то непонятную вину» (Ф. Абрамов) перед уничтожаемой природой, жертвовать собой ради других (как герой рассказа А. Платонова «Юшка»), значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе — это прямой путь к бездуховности.

В русле этих этических проблем находится и рассказ Л. Андреева «Кусака». При подготовке к уроку по этому произведению учителю рекомендуется прочитать, помимо «Кусаки», другие рассказы Л. Андреева, близкие к анализируемому: «Алеша-дурачок», «Ангелочек», «Валя», «Петька на даче», «Цветок под ногой», в которых писатель создает прекрасные образы детей; «Друг», «Предстояла кража», героями которых являются собаки. Знакомство с этими произведениями дает возможность установить общие принципы, которыми руководствуется Андреев, рассматривая отношения человека с животным миром и природой. Писатель сам поясняет свою позицию: «...В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни»2. Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей противостоит душевной черствости и равнодушию взрослых.

Из критической литературы о Л. Н. Андрееве рекомендуется использовать книги Л. Н. Афонина «Леонид Андреев» (Орел, 1959), Л. А. Иезуитовой «Творчество Леонида Андреева. 1892—1906» (Л., 1976) и, учитывая, что в «Кусаке» четко прослеживаются традиции русской классики, в частности А. П. Чехова и Л. Н. Толстого, следует познакомиться с монографией В. И. Беззубова «Леонид Андреев и традиции русского реализма» (Таллин, 1984).

Урок следует предварить домашним заданием: прочитать рассказ «Кусака» и составить план, в котором должны быть отражены основные моменты жизни Кусаки. Это дает возможность детям самим познакомиться с рассказом и составить свое представление о Кусаке.

В начале урока следует дать краткую характеристику творчества Л. Н. Андреева.

Разговор о теме рассказа можно начать с вопроса к детям, есть ли у них собака, попросить кого-то рассказать о своей собаке, объяснить, за что он ее любит и смог ли бы он обмануть, предать своего друга.

Далее ученикам предлагается вспомнить, кто из русских писателей до Л. Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга. После того как ученики назовут «Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова, следует напомнить им, что и Л. Н. Толстой писал о собаках. В его «Русские книги для чтения» входят такие рассказы, как «Пожарные собаки». «Собака, петух и лисица», «Лев и собачка», «Булька», «Бешеная собака» и др. И во всех рассказах собака предстает как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Затем можно в отрывках прочитать «быль» Л. Н. Толстого «Бешеная собака» (Собр. соч.: В 22 т. — М., 1982. — Т.10), имеющую большое сходство с рассказом Л. Андреева, и попросить учеников ответить на вопрос: как помог Дружок людям и как люди отплатили ему за верность?

Затем учитель просит учеников зачитать составленные ими планы к рассказу, проводит совместное их обсуждение и доработку. В окончательном варианте план может быть примерно таким:

Жизнь собаки до встречи с «добрыми людьми».

Как Кусака получила свое имя.

Дружба Кусаки с Лелей и другими детьми.

Отъезд дачников.

Кусака снова одна.

Далее ученикам дается задание: пересказать содержание, придерживаясь плана и максимально приближаясь к тексту рассказа. В процессе подготовки пересказа учителю следует обратить внимание учеников на мастерство Андреева-психолога: как меняется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемости...» и в конце — «вновь промокшая, грязная».

Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы? Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни (прочитать отрывки «Наступила весна...». «Поднялся частый дождь.»).

Как Кусака выражает свою ненависть и любовь? Если ученики испытывают затруднения при ответе на этот вопрос, можно вспомнить отрывки: «С тех пор собака не доверяла людям.», «И в ту же минуту подкравшаяся собака.», «Единственное, что могла Кусака.»

Более глубокому постижению текста будут способствовать и вопросы учителя: почему Кусака боялась людей? Почему Кусака полюбила Лелю? Как относилась Леля и другие дети к Кусаке? Почему Кусаку не взяли в город? Как вы думаете, кто будет скучать и почему: Кусака о Леле или Леля о Кусаке? Почему выла Кусака? Какой еще пример жестокости людей можно найти в рассказе?

Завершить разговор о Кусаке можно обсуждением поступка Лели. Привлечь учащихся к обсуждению помогут вопросы: понравилась ли вам Леля? Хорошо ли она поступила по отношению к своему другу? Как бы вы поступили в таком случае?

В качестве закрепления дать творческое задание на дом:

1-й  вариант: письменно раскройте один из пунктов плана;

2-й  вариант: опишите, что общего в судьбах Кусаки и Муму;

3-й вариант: напишите сочинение о своей собаке «Мой друг».

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: методические рекомендации по провед, МО учителей русского языка и, преподавание литературы в школе, уроки литературы в 7 классе
Просмотров: 3023 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0