Учащиеся осмыслят и кратко перескажут вступление, рассмотрят репродукции
пейзажей, прочитают стихотворения в учебнике. Знакомясь с этими
стихотворениями, отвечая на вопросы учебника, школьники поймут, что
стихотворения о родной природе — это не просто прекрасные пейзажи,
воспетые поэтами-классиками русской литературы XIX века, не просто картины
зимнего или весеннего дня, но прежде всего настроение, состояние души поэта,
переданное через описание природы.
Каждый из поэтов, как и художник-пейзажист, находит свои краски, свои
литературные приемы, чтобы вызвать у читателей сопереживание, определенное
настроение. Рассмотрим репродукции картин на форзацах учебника. Каким
настроением проникнута картина? А стихотворение? Какими средствами художник и
поэт добиваются сопереживания? Постараемся подготовить устный или письменный
рассказ по одной из пейзажных картин или рассуждение-отзыв об одном из
стихотворений.
Подготовка стихотворений к выразительному чтению в классе проводится с
учетом предыдущей работы учащихся, рассказов о том, как читали писатели свои
произведения, что поражало современников в их чтении. Мы привыкли думать,
например, что Маяковский читал громко перед большими аудиториями, однако
окружавшие его люди свидетельствуют о том, как осторожно относился поэт к
тексту, как тихо иногда произносились им отдельные строчки, слова. От чего это
зависит? Как звучат поэтические пейзажные зарисовки в чтении учащихся?
Подумайте, какое настроение выразил поэт своим стихотворением и передалось
ли оно вам. Какими красками пользуются художники и поэты, чтобы описать зимний
или осенний пейзаж? На что обращают наше внимание? С помощью каких приемов им
удается сообщить зрителю или читателю грустное или радостное настроение? Как
эти настроения можно подчеркнуть при чтении? Какие поэты и художники-пейзажисты
наиболее близки вам?
Прочитайте любимые поэтические строки или стихотворения, посвященные родной
природе. Определите их стихотворный размер.
Кто из выступавших на конкурсе чтецов стихотворений о родной природе вам
понравился более других и почему? Итоги, подводимые после конкурса на лучшее
исполнение стихотворений о родной природе, позволят выявить победителей. Это
прежде всего те, кто умеет увлечь слушателей, передать особое ощущение красоты,
пережитое писателем. Не менее интересен конкурс и на лучшее знание пословиц о
родной природе. Какие пословицы, посвященные различным временам года, вам
известны? На какие явления природы обращают внимание пословицы? Чему они учат?
Используете ли вы в своей речи пословицы и поговорки о родной природе, о
временах года?
Важно, чтобы семиклассники поняли, насколько больше видят в окружающем нас
мире авторы стихотворений и пейзажных картин, зарисовок, насколько верно, ярко,
образно рассказывают нам об увиденном и пережитом.
Небольшие сообщения подростков о различных поэтах и художниках,
откликнувшихся на одну тему, помогут формировать суждения об авторах (А.
Пушкин.
М. Лермонтов, А. Фет, Ф. Тютчев, А. Толстой и др.), о
художниках-пейзажистах (И. Левитан, И. Шишкин и др.).
Уроки, посвященные этой теме, не завершаются уроками литературы, интересно
продолжить работу на уроках развития речи, внеклассного чтения, на внеклассных
занятиях (на занятиях кружка, клуба, в процессе школьного конкурса и т.
д.), особое внимание обратив на стилистические особенности стихотворений
каждого поэта.
|