По высказываниям многих писателей, талант Казакова как мастера русского
рассказа был замечен сразу, хотя писателем, по его словам, он стал поздно.
Обратим внимание школьников, насколько своеобразно развивались его
творческие способности: он играл на виолончели в оркестре, хотел всерьез стать
музыкантом. Может быть, именно это впоследствии помогло в его творческой
работе. Юрий Павлович Казаков — автор многих сборников рассказов: «Арктур —
гончий пес», «По дороге», «Голубое и зеленое», «Двое в декабре», «Во сне ты
горько плакал» и др. Писатель часто путешествовал по России, восхищался родной
природой, воспевал в своих рассказах Волгу, Север.
Как правило, в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно
сказать и о рассказе «Тихое утро».
Чтение рассказа, составление плана, характеристика героев, художественный и
краткий пересказы, чтение по ролям диалогов, ответы на вопросы учебника — все
это должно привести учащихся к размышлениям о взаимоотношении детей, о
внутреннем мире героев (Как ведет себя каждый из них? Кто из них может
узнать любой звук, раздающийся утром в поле? Какие чувства переполняли Яшку,
когда тонул Володя?). Случай, потребовавший от Яшки напряжения всех физических
и моральных сил для спасения друга, раскрывает характеры мальчиков — вот
что важно понять школьникам.
Подготавливая краткий пересказ, или художественный, с сохранением
художественных особенностей текста, или выборочный — рассказы Яшки,
учащиеся составляют план пересказа. Так выглядел план краткого пересказа,
выполненный учащимися седьмого класса:
Ранним утром.
Яшка будит Володю.
По дороге на рыбалку.
Ловля рыбы.
Володя тонет...
Спасение Володи.
Яшка и Володя по дороге
домой.
Интересно, если школьники разделятся на группы, из которых первая покажет
краткий пересказ, вторая — выборочный, третья — художественный, с
последующим обсуждением качества пересказов.
В тексте рассказа много живых диалогов, посоветуем семиклассникам
подготовить по группам и диалоги, например:
Со слов: «Яшка заложил
в рот испачканные землей пальцы и свистнул...» до слов: «Володя наконец
справился с ботинками.»
Со слов: «Проходили
мимо колодца со старым, поросшим зеленью срубом.» до слов: «Солнце наконец
взошло...»
Со слов: «Робкая,
влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки.» до конца рассказа.
Подросткам важно обратить внимание при рецензировании подготовленных
диалогов на то, как проявляются в процессе чтения характеры героев.
Создание плана, пересказы, чтение диалогов, ответы на вопросы учебника и
учителя подведут учащихся к более трудной работе — созданию сравнительных
характеристик наших героев: Яшки и Володи. Под руководством учителя
семиклассники воспользуются планом, который дан в справочном разделе учебника,
подумают над тем, что общего и что различного в поведении и характерах героев
рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро».
Школьники сравнивают, как просыпаются герои и готовятся выйти на рыбалку («И
Яшке, и Володе не хочется так рано вставать, голова валится на подушку, и глаза
слипаются.», «Володя зашевелился на сене. Лицо его, измятое после сна, было
бессмысленно и неподвижно.», но «Яшка подтягивается, решительно начинает
действовать: поел, взял удочки, накопал полную банку червяков, разбудил Володю,
а Володя успел только одеться и пойти вместе с Яшкой по дороге на рыбалку.» —
из рассказов семиклассников). Затем сопоставляются поступки героев, их рассказы
по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи и дорога к дому.
Ребята отмечают, что Яшка чувствует себя в деревне свободно, спокойно,
многое знает из того, что необходимо на рыбалке, Володя, напротив, робел, не
только многое не знал, но и не умел ходить босиком, не умел различать голоса
птиц, не умел ловить рыбу — все это еще предстояло ему узнать и освоить.
Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу.
Как же переживают мальчики случившееся с ними? Отчего они оба плакали?
Почему для Яшки не было никого милее Володи и никого не любил он больше Володи?
Как это можно объяснить? Как проявляются лучшие черты характера в каждом?
Трудна ли ситуация, в которой оказались герои?
В самом деле, непросто, оказавшись в такой ситуации, выстоять, оказаться
мужественным и стойким, выдержать испытание. Важно, чтобы школьники попытались
сами подготовить рассказ о трудных случаях из своей жизни, описав обстановку,
может быть, настроение, состояние, чувства, которые пережили. Они могут
называться по-разному: «Случай в лесу», «Друзья познаются в беде» и т. д.
Работы учащихся коллективно анализируются, устно рецензируются, и вновь
вспоминается рассказ Казакова, его построение, художественные особенности (мастерство
диалога, описание чувств Яшки, описание пейзажа), которые помогают нам не
только живо представить себе происходящие события, но и вместе с героями
пережить случившееся.
Познакомим семиклассников с высказываниями о Ю. Казакове, с его
собственными суждениями о писательском труде. Так, Г. Семенов в предисловии к
книге Юрия Казакова «Арктур — гончий пес» пишет: «Редко пользуясь
диалектом, Юрий Павлович умел создать атмосферу северного села, северного
говора, умел сотворить чудо из обычных, общеупотребительных слов, какими
общаемся мы все друг с другом. В чем дело? Я думаю, опять-таки в таланте .».
Ю. Кузьмичев замечает: «...В рассказах Казакова — может быть, все
вымысел, но основа — истина».
Подумаем вместе с учащимися, почему Юрий Казаков считает, что писателю
необходимо мужество. Каким представляется школьникам автор «Тихого утра»
благодаря рассказу, его позиции, высказываниям о нем?
Закончить работу над рассказом можно сочинением, отзывом на один из
рассказов Ю. Казакова или письменной характеристикой «Главный герой рассказа
«Тихое утро».
Не менее интересны и самостоятельные рассказы учащихся, которые
организуются после обсуждения этих текстов («Случай в деревне», «Как я
однажды заблудился в лесу», «Когда я особенно оценил моего друга?» и пр.), с
последующим коллективным обсуждением в классе.
На уроках развития речи можно провести конкурс на лучшее
сочинение-рассуждение на одну из тем: «О благородстве», «О мужестве», «О
сострадании» — с примерами из текстов Л. Толстого, И. Бунина, А.
Платонова, Ю. Казакова.
В книге «Читаем, думаем, спорим.» предлагается для ознакомления еще один
текст современного писателя В. Мирнева «Ночью», в котором герой, в отличие от
героя Ю. Казакова, испугался, в минуту опасности сбежал, но потом все-таки
делает все, чтобы односельчане спасли оставленного им в лесу дядю, раскаивается
в своем поступке. Сопоставление рассказов и героев В. Мирнева и Ю. Казакова
даст новый импульс для важного разговора о долге и мужестве, умении прощать и
сострадать о том, как это показывается разными писателями.
Далее в этой же книге школьники прочитают о проблемах, поднятых А.
Вампиловым и А. Володиным (сцена из киноповести «Старшая сестра»),
подумают над рисунками X. Бидструпа на сходные темы, рассмотрят, составят
устные рассказы.
Особыми на основе стихотворений поэтов XIX и XX веков будут уроки,
посвященные родной природе и ее отражению в произведениях русских писателей.
Приближаясь к последней теме по русской литературе. представленной
обращением Д. С. Лихачева к молодежи, напутствием ей, напомним, что эта тема, как
и некоторые другие (детство, родная природа, сострадание, история нашей
родины, взаимоотношения взрослых и детей в разных семьях и пр.), проходит в
учебнике с самого начала, от «Поучения» Владимира Мономаха до обращения к
молодым Д. С. Лихачева, и может помочь организации специального урока на эту
тему.
|