Произведения Ф. А. Абрамова впервые приходят в средние классы
общеобразовательной школы. Его творчество, по словам его друзей, жены, только
сейчас обрело силу, стало особенно необходимым и важным. В самом деле, в рассказе,
опубликованном в «Огоньке» под названием «СОЭ», автор рассказывает о
трагической судьбе населения целой деревни; люди, убегая от репрессий,
поселились в лесу, создали новую деревню, новую жизнь, руководствуясь древними
обычаями и традициями. Жизнь была нарушена. Отдаленные на некоторое время от
остального населения страны, они создали спокойную мирную обстановку, но она
была призрачна и ненадежна. Проблема, поставленная писателем, актуальна и
важна. И хотя этот серьезный рассказ может быть осмыслен при более тщательном
прочтении и более взрослыми школьниками, но эта проблема, которая высвечивается
писателем в своем необычайно трагическом повороте событий, важна для
современного читателя любого возраста.
Школьникам предстоит познакомиться с рассказом о писателе, выслушать
сообщение о нем учителя, затем прочитать рассказ, предназначенный для школьного
изучения.
Семиклассники осознают, что жизненный путь писателя прост и труден
одновременно: армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и
писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко
били, — скажет он впоследствии, — но через годы эти произведения
причисляли к лучшим». «Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие
Абрамова», — утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.
Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади» — начало знакомства с
текстом. Затем — обсуждение. Почему герой подкармливал лошадей? Почему
чувствовал перед ними непонятную вину? Как вы понимаете слова «просто мочи не
было смотреть»? Какой спор был у лошадей? Почему на рассказчика навалилась
тоска и почему он казался себе нелепым? В чем обманул рассказчик несчастных
кляч и доходяг? Чем интересен рассказ и какими средствами автору удается
вызвать сочувствие и сопереживание у читателей? Как рассказ характеризует
самого писателя? В чем актуальность этого произведения?
Семиклассники составляют план рассказа, готовят краткий, выборочный,
художественный пересказы, читают рассказ по ролям. Рассматривание иллюстраций к
тексту позволит школьникам сопоставить свои представления о том, какими видит
художник героев и события, описанные автором.
Учащиеся и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как я спас
щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал котенок.»
Подростки продолжат знакомство с произведениями Ф. Абрамова самостоятельно,
на один из прочитанных дома рассказов они дадут отзыв. Может быть, некоторые из
них попробуют прочитать, осмыслить и отрецензировать сложный и интереснейший
рассказ Абрамова «СОЭ».
Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях
другой писатель-прозаик — Евгений Иванович Носов.
|