Впервые учащиеся познакомятся в школе с этим замечательным английским
поэтом, автором «Паломничества Чайльд Гарольда» и многих стихотворных произведений.
Сообщение учителя о Байроне и небольшой рассказ в учебнике позволят
школьникам составить о нем первое представление. Стихотворение, текст которого
включен в учебник-хрестоматию, рассчитано на самостоятельное его осмысление
семиклассниками, на понимание того, насколько важен «гуманистический смысл
творчества Байрона для всех времен и народов».
Торжественно и клятвенно звучат слова:
Ты кончил жизни путь,
герой!
Теперь твоя начнется слава,
И в песнях родины святой
Жить будет образ
величавый...
Ты пал! Но кровь твоя течет
Не по земле, а в наших жилах;
Отвагу
мощную вдохнуть
Твой подвиг должен в нашу грудь...
Чтение учителя и обсуждение после него помогут учащимся понять, в чем пафос
стихотворения Байрона, подумать над смыслом и особенностями каждой из строф
этого небольшого произведения: какая мысль содержится в первой строфе
стихотворения? С помощью каких литературных приемов создается торжественный
настрой в этом стихотворении?
Что хочет сказать поэт тем, что кровь героя течет «в наших жилах», что «дев
наших хоры станут петь О смерти доблестной героя»? Как лучше прочитать эти
строки? Каких героев вспоминаем мы, произнося их? Учащиеся назовут героев
Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, к которым вполне можно отнести слова
этого стихотворения.
Разумеется, учитель поможет школьникам разобраться в тексте и научиться
выразительно читать его, а самые одаренные попробуют создать иллюстрации к
стихотворению Байрона.
Итак, что ценили в творчестве Байрона Пушкин и декабристы? Какие
стихотворения Пушкина и Лермонтова посвящены этому поэту? — эти и другие
вопросы прозвучат на уроке, посвященном Байрону, к творчеству которого подростки
обратятся в старших классах.
|