А. Т. Твардовский — «художник с мудрым сердцем и чистой совестью, —
пишет Кайсын Кулиев, — до последнего дыхания преданный поэзии, человек
большого гражданского мужества и честности...» — занимает особое место
среди писателей, с давних пор выступавших за честное освещение исторического
развития нашего общества.
«Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «За далью —
даль», «По праву памяти», «Я убит подо Ржевом» — произведения поэта,
отразившие сложнейшие вехи и трагические события в нашей стране. Высказывания,
воспоминания поэтов и литературоведов, художников, близко знавших поэта (В.
Лакшина, О. Верейского, К. Кулиева и др.), автобиографический очерк, рассказ
учителя создадут представление о личности поэта, его позиции, об отношении к
литературе, а также к общественной жизни страны.
Учащиеся готовят рассказ о поэте, включая в него и то, что слышали или
прочли о нем самостоятельно.
Стихотворение «Братья» — это воспоминания поэта о дорогих ему детских
годах и вместе с тем переживания, связанные с годами репрессий, в результате
которых семья Твардовских оказалась в ссылке. Беломорско-Балтийский канал,
который строили заключенные, упоминается в стихотворении в связи с этим.
Школьники отвечают на вопросы: почему так называется стихотворение? С каким
чувством вспоминает поэт о своем родном хуторе? Что же случилось с братом во
взрослой жизни? Какие еще стихотворения и поэмы Твардовского известны?
Учащиеся прочитают самостоятельно и другие стихотворения Твардовского,
которые посвящены родной природе. Что же увидел поэт в окружающем его мире?
Какие настроения высказываются им через описания различных природных явлений?
Как лучше прочитать каждое из этих стихотворений?
Обратим внимание на то, как поэт пристально вглядывается в природу,
оживающую с весной:
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды пойдут низинами
В прозрачный еще лесок.
Затем переходит к ощущениям, которые наполняют человека:
И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была, да
канула.
А есть и будет с тобой.
Предложенные для второго круга чтения стихотворения откроют перед учащимися
душевный мир поэта, на который во многом повлияла его мать. По воспоминаниям
Твардовского, она волновалась от звука пастушьего рожка, любых проявлений
родной природы. Этот ее душевный трепет унаследовал и поэт. Читая стихотворные
строчки, школьники почувствуют, как поэт видит, ощущает и передает читателю
неуловимые запахи земли, листвы, звуки леса и неизбывно грустную для человека
прощальную красоту мира:
На дне моей жизни, на
самом донышке
Захочется мне
посидеть на солнышке,
На теплом пенушке...
И скромное строгое подведение итога прожитой жизни человека с большим
сердцем, талантливого поэта, честного гражданина своей родины:
... Мне нужно, дорого
до слез
В итоге — твердое
сознанье,
Что честно я тянул мой
воз.
Стихотворения поэта как бы перекликаются с воспоминаниями и высказываниями,
подтверждая их. Прочитаем воспоминания В. Лакшина и О. Верейского. «Он был
очень серьезен в отношении к жизни, ее обязательствам, умел видеть ценности вне
себя, своего круга, своей профессии и привязанностей, даже своего времени», —
пишет о нем В. Лакшин.
Известно, как живо интересовался поэт читательской почтой и в связи с
поэмой «Василий Теркин», и с поэмой «За далью — даль». Что интересует
читателя, как он оценивает героев?
Художник О. Верейский, написавший портрет поэта, выполнивший иллюстрации к
его произведениям, назвал характерные черты Твардовского: искренность,
непосредственность, самостоятельность суждений, честность. А сам поэт пишет
...Я об одном при жизни
хлопочу:
О том, что знаю лучше
всех на свете,
Сказать хочу. И так,
как я хочу...
И еще:
С тропы своей ни в чем
не соступая,
Не отступая — быть
самим собой.
Так со своей управиться
судьбой,
Чтоб в ней себя нашла
судьба любая
И чью-то душу отпустила
боль...
Страдания, выпавшие на долю нашего народа, были всегда близки поэту,
переживались им как собственное личное горе и боль. Именно поэтому
стихотворения и поэмы звучат так, словно они прошли через сердце каждого
человека.
В учебном пособии «Читаем, думаем, спорим.» учащимся предлагается текст из
поэмы «За далью — даль» («Две кузницы») и стихотворения о родной
природе, дополнительный материал из воспоминаний о Твардовском, фотографии
поэта во время войны и после нее у сгоревшего родного дома, кроссворды и
вопросы, что помогает школьникам лучше представить особый характер и личность
поэта.
Тема «А. Т. Твардовский» как бы переходит в новую тему — тему Великой
Отечественной войны, которая представлена в учебнике с помощью интервью поэта
Ю. Разумовского с учащимися. В книге «Читаем, думаем, спорим...» — вопросы,
кроссворды, задания, которые являются приглашением школьников к более широкому
чтению стихотворных и прозаических произведений на тему войны и мира, к
знакомству с картинами, кинофильмами, спектаклями, фотографиями писателей —
участников военных сражений.
|