Он отличается от киносценария «участника» в 5 классе большей
структурированностью и более крупными планами. Здесь больше требований к
игре актеров, здесь уже ученики осваивают язык планов и учатся
разбивать действие на кадры. «Зрительский» сценарий по форме более
«киношный». В ходе анализа произведения, его место в системе итоговых
заданий. Он охватывает больший материал и уже не ограничивается рамками
эпизода. Его автор уже не находится внутри события: он начинает
оценивать со стороны.
Ученики осваивают жанр портрета, описание пейзажа — фона события.
Мы полагаем, что на этом этапе работы над сценарием внимание стоит
сосредоточить на зрительной образности, чтобы закрепить этот навык до
начала работы над «режиссерским» сценарием в 7—8 классах.
Рассмотрим киносценарии, созданные на материале сказки
М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказка о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Это итоговая работа по произведению.
Старое немое кино
Вот, наконец, Нева-матушка (показывается лодочка, два
генерала, смотрящие на Неву, и Нева — панорамно). Затем показывается
Екатерининский канал, как лодочка проплывает его, а затем — как
генералы высаживаются на Большую Подъяческую. У кухарок валятся тарелки
из рук (показываются бьющиеся тарелки), они хватаются за щеки (крупным
планом показывается лицо каждой из них), и они произносят слова про
то, как генералы стали лучше, красивее. В следующем кадре показываются
генералы, наслаждающиеся кофеем. Они встают, надевают мундиры и уходят.
Мундиры показываются крупным планом снизу вверх. Потом показывается
казначейство, генералы входят туда — показывается панорама, генералы с
важным видом — крупно. Они набирают кучи денег, и каждая пачка
показывается крупным планом. Затем экран гаснет.
Экран вновь загорается, мы видим мужика, который кидает вверх
монету, попивает водку. Затем камера медленно приближается, и мужик
машет рукой в камеру с улыбкой.
(Внизу — черно-белый рисунок, видимо, финальные титры: водная
гладь, а на горизонте — полоска леса, тоскливый карельский пейзаж.
В центре ромб с надписью: «Мужик и крепостное право». — С. Никифорова).
Вячеслав Д.
Итак, сюжет сценария становится более зрелищным, пишущий
выбирает детали, которые необходимо подчеркнуть, планирует их
изображение и впечатление, которое они произведут на зрителя. Трактовка
образов сохраняет щедринскую логику гротеска. Генералы изображены
кукольно, шаржированно. Пишущий использует предметные детали.
Замечателен в этом отношении крупный план мундиров и пачек денег.
Одетые в мундиры генералы обретают свое естество. «Мундир, один
мундир...» Ничего более и не представляют из себя эти люди. Показывая
это, ученик дает крупный план изображения, который создает
красноречивую паузу в действии. Все связанное с генералами —
проскальзывает. Это карикатурное изображение, и ученик почти цитирует
Салтыкова-Щедрина. Но финал сценария истинно лирический момент. Ученик
тонко чувствует композицию с кинематографической точки зрения. Поэтому
им выбран жанр немого кино. Жанр не выдерживается учеником строго:
пишущий не делит текст на игру актеров и подписи, но это не столь важно.
Сам выбор достаточен для определения ученической точки зрения.
Вячеслав оформляет свою работу эстетически, осмысливая ее
художественную форму в целом и находя таким образом свой вариант
интерпретации в другом виде искусства. И происходит это на более
сложном уровне, чем в сценарии «участника». Здесь подобран
художественный эквивалент, выбран язык искусства, осмыслен жанр.
Пауза перед финальным кадром подчеркивает контраст мужик —
генералы. Найдена эта пауза именно на языке кинематографа, подчеркнем
это. Пишущим создан киноэквивалент горького щедринского финала. Все
финальное действо показывается крупным планом, точно даны жест и улыбка
героя. Финал — самая зрелищная часть. Здесь едины движение камеры и
действие в кадре. Воображение ученика достигает здесь наибольшей
выразительности.
В сценарии «зрителя», более чем в сценарии «участника»,
открывается ученику язык кино. Первый этап работы над жанром дает навык
целостного изображения действия. «Зрительский» сценарий — следующий
шаг. Здесь ученик уже получает начальные представления о языке кино и
начинает членить действие на микроэпизоды. Методика обучения сценарию
разработана в науке, и мы хотим определить содержание начального этапа,
те результаты, которые оно обеспечивает.
Киносценарий «участника» и «зрителя» — два полюса развития жанра в
период наивного реализма, движение происходит неравномерно. Однако
явно между тем и то, что качественно сценарии отличаются друг от друга,
и отличие это состоит в усложнении эстетической и речетворческой
деятельности школьника. И это усложнение определяется не только
целенаправленным обучением, но и возрастными особенностями. Даже
содержательные элементы сценария «участника» у шестиклассника уже иные.
Подведем итоги. К требованиям жанра киносценария мы должны отнести следующие:
1. Зрительные образы.
2. Игра актеров.
3. Наличие планов.
4. Динамика развития действия.
5. Целостность развития действия и аудио- и видеоряда.
6. Лейтмотив картины.
Содержание первых трех параметров, на наш взгляд, отчетливо и не
нуждается в пояснении. Четвертый критерий выражается в представлении
эпического сюжета в драматической форме, ведь школьники должны избежать
пересказа, исключить авторское повествование и вычленить только
действие, при этом между кадрами, сценами должно установиться некое
соответствие: они должны быть соотнесены по временной протяженности,
которая определяется важностью происходящего в общем содержании
сценария.
Пятый критерий выражается в согласованности первых четырех
параметров. При этом особое внимание здесь следует обратить на
непрерывность действия на экране.
Последний показатель нельзя считать первостепенным. Наличие
лейтмотива — это своего рода высший пилотаж. Чаще всего он возникает в
коллективных киносценариях как результат общей творческой деятельности.
Но если он возникает в самостоятельном сочинении, то чаще всего
выражает лирическую ноту — отношение читателя к произведению. Возникает
он только в сценариях, поднимающихся в интерпретации до уровня
концепции.
Неадекватная интерпретация представляет собой частичное или
полное искажение содержания произведения. Такое частичное искажение мы
наблюдали в третьем сценарии. Часто оно связано с искажением жанровой
формы сценария. Это могут быть пересказы или только планы сценария и
т. п.
Отдельно хотелось бы прокомментировать на материале киносценариев
понятие речевого конфликта. От 5 к 6 классу начинается формирование
собственного стиля речи. Во-первых, усложняется система выражения
эмоций, во-вторых, у большего процента учащихся эмоции высказываются в
стиле. Именно творческие сочинения на литературном материале, более чем
какой-либо другой вид сочинений, создают благотворную ситуацию для
роста детской речи. Условие этой благоприятности — конфликт мысли и
слова. В стремлении создать словесный образ, при этом ограниченный в
его произвольности концепцией художественного произведения, ученик
совершает скачок в своем речевом развитии. Прорывы эти не всегда
соответствуют критериям литературной нормы, но в том-то и состоит
творческая задача, чтобы найти адекватное и нормативное выражение для
своей мысли и чувства. Приведение своей речи в соответствие с
литературной нормой — задача следующего порядка, решаемая для
письменной речи в корректировке написанного, а для устной — в пояснении
высказывания, объяснении своей мысли, образа в ходе разговора. Но
прежде чем будет происходить это уравновешивание, мысль ребенка должна
выразиться в своей неуклюжей форме. Эта речевая шероховатость даже, по
нашему мнению, некий критерий результативности творчества. Если жанр
работы не создает у школьника проблем в высказывании, значит, он уже
выполнил свою речевую задачу — ученик им овладел, и нужно либо
переходить к новому, либо усложнять данный вид работы. Сложность
творческой задачи, собственная мысль и чувство и литературный текст
(стиль и язык произведения и верность авторской концепции) составляют
систему координат, в которой создается сочинение. Поскольку, скажем,
сочинения по личным впечатлениям или на свободную тематику не имеют
«третьего» измерения в качестве материала литературного произведения,
то их речевая ситуация менее конфликтна. Мы считаем, что и там
необходимо иногда создавать острую конфликтную речевую ситуацию, но
другими средствами. И все же, в этом виде работы речь ученика
существует в более вольготных, «щадящих» условиях.
В целом можно сказать, что направление развития учащихся
определяется усложнением эстетической деятельности. Это выражается в
большем разнообразии средств выражений мыслей и чувства пишущего.
Ученикам становится интересен психологический сюжет, хотя и тесно
связанный с событийным. Внимание в связи с этим обращается к актерской
игре, то есть к образу героя. Ученики стремятся выразить свою мысль в
образе, к 6 классу их сотворчество становится сознательным. Несмотря на
то что движение происходит не одновременно у всех учащихся, эта
разница прежде всего выражается в области формы, то есть в области
словесного выражения своих мыслей и соответствия ученического текста
требованиям жанра. Однако сценарий «участника» на этапе 6 класса
качественно отличается от сценария пятиклассника. И между тем по
содержательному и эстетическому своему наполнению сценарий «участника» 6
класса ближе к сценарию «зрительскому», чем к одноименной форме
сценария в 5 классе. Это говорит о том, что эмоциональное и
мыслительное развитие на данном этапе идут впереди речевого. И, судя по
«зрительскому» сценарию, их уравновешивание приводит к переходу на
новую ступень эстетического восприятия произведения искусства и на
новый творческий уровень.
Киносценарий создается на завершающем этапе изучения
произведения. Это обусловлено необходимостью наличия целостной
концепции текста и предварительной подготовки в виде серии устных
заданий, выполняемых в системе анализа. Первоначально это коллективная
форма работы, проводящаяся следующим образом. Ограничиваются рамки
эпизода или, как в нашем случае со сказкой Салтыкова-Щедрина, берется
финальный фрагмент. Затем составляется покадровый план сценария, то
есть избранный фрагмент разбивается на микродействия, микрособытия,
которые определяют развитие действия в кинофильме. Этот план
записывается на доске, таким образом фиксируется момент перевода
эпического текста в драматический (конечно, слово «драматический» мы
используем здесь условно).
На следующем этапе работы учащиеся под руководством учителя
описывают изображение в каждом кадре. Здесь мы концентрируемся на
первых трех критериях. Задача учителя — не только помогать школьникам
наводящими и уточняющими вопросами, но и следить, чтобы критерии были
соблюдены. В переходе от одного кадра к следующему также учителю
необходимо обращать внимание учащихся на непрерывность и естественность
развития действия на экране, то есть следить за реализацией
целостности развития действия аудио- и видеоряда. Понятие плана должно
быть объяснено ученикам предварительно, чтобы в процессе описания кадра
школьники продумывали необходимый план.
Конечно, начинать такую работу стоит с небольшого эпизода, о чем
мы писали в связи с киносценариями пятиклассников, но если обучение
начинается позже, схема работы не изменяется.
В отличие от традиционного пути, мы предлагаем описывать каждый
кадр синтетически, не составляя таблицы «Изображение — звук — план».
Во-первых, синтетическая работа более экономична в отношении времени.
Во-вторых, непрерывность повествования соотносится с жанровой формой
критического сочинения, к которому мы готовим учащихся в старших
классах. В-третьих, такая форма подсказывается зрительским опытом
учеников, поскольку кино само по себе как синтетический вид искусства
предполагает целостное восприятие картины, а отдельные элементы должны
выделить профессионалы. Однако форма работы в целом все-таки
определяется выбором педагога.
Когда форма киносценария освоена школьниками, она может
становиться приемом анализа эпизода в системе уроков. К такой задаче
следует подойти в 8 классе. Анализ в таком случае сохраняет за собой
способность оперировать образами и вместе с тем позволяет выявить и
столкнуть читательские трактовки. Эта форма работы приучает учащихся к
дискуссии, поскольку им необходимо не только придумать образ, что
является основной задачей в 5—6 классах, но и доказать его соответствие
тексту. В таком случае мы можем уже не выполнять сценарий письменно —
он сыграл свою роль в системе работы. Но в 6 классе итоговая запись
необходима. Сначала сценарий обсуждается в классе, затем школьники дома
записывают один эпизод по своему выбору. Далее мы приходим к
самостоятельному сочинению сценариев. Когда этот этап пройден, мы можем
использовать этот прием как форму анализа эпизода.
Сочинение сценариев — объемная и насыщенная работа, поэтому
прибегать к ней стоит не чаще одного раза в четверть. Но пока мы учим
ребят придумывать кино, форма творческого сочинения должна быть
обязательной, как и любого другого изучаемого жанра. Когда жанровая
форма усвоена и навык выработался, эти сочинения предлагаются на выбор
наравне с другими, скажем, наравне с сочинением-рассуждением. |