Четверг, 25.04.2024, 23:05


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

«Зрительский» киносценарий
16.09.2014, 11:21

    Он отличается от киносценария «участника» в 5 классе большей структурированностью и более крупными планами. Здесь больше требований к игре актеров, здесь уже ученики осваивают язык планов и учатся разбивать действие на кадры. «Зрительский» сценарий по форме более «киношный». В ходе анализа произведения, его место в системе итоговых заданий. Он охватывает больший материал и уже не ограничивается рамками эпизода. Его автор уже не находится внутри события: он начинает оценивать со стороны.
      Ученики осваивают жанр портрета, описание пейзажа — фона события. Мы полагаем, что на этом этапе работы над сценарием внимание стоит сосредоточить на зрительной образности, чтобы закрепить этот навык до начала работы над «режиссерским» сценарием в 7—8 классах.
      Рассмотрим киносценарии, созданные на материале сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это итоговая работа по произведению.

Старое немое кино

      Вот, наконец, Нева-матушка (показывается лодочка, два генерала, смотрящие на Неву, и Нева — панорамно). Затем показывается Екатерининский канал, как лодочка проплывает его, а затем — как генералы высаживаются на Большую Подъяческую. У кухарок валятся тарелки из рук (показываются бьющиеся тарелки), они хватаются за щеки (крупным планом показывается лицо каждой из них), и они произносят слова про то, как генералы стали лучше, красивее. В следующем кадре показываются генералы, наслаждающиеся кофеем. Они встают, надевают мундиры и уходят. Мундиры показываются крупным планом снизу вверх. Потом показывается казначейство, генералы входят туда — показывается панорама, генералы с важным видом — крупно. Они набирают кучи денег, и каждая пачка показывается крупным планом. Затем экран гаснет.
      Экран вновь загорается, мы видим мужика, который кидает вверх монету, попивает водку. Затем камера медленно приближается, и мужик машет рукой в камеру с улыбкой.
       (Внизу — черно-белый рисунок, видимо, финальные титры: водная гладь, а на горизонте — полоска леса, тоскливый карельский пейзаж. В центре ромб с надписью: «Мужик и крепостное право». — С. Никифорова).

Вячеслав Д.

      Итак, сюжет сценария становится более зрелищным, пишущий выбирает детали, которые необходимо подчеркнуть, планирует их изображение и впечатление, которое они произведут на зрителя. Трактовка образов сохраняет щедринскую логику гротеска. Генералы изображены кукольно, шаржированно. Пишущий использует предметные детали. Замечателен в этом отношении крупный план мундиров и пачек денег. Одетые в мундиры генералы обретают свое естество. «Мундир, один мундир...» Ничего более и не представляют из себя эти люди. Показывая это, ученик дает крупный план изображения, который создает красноречивую паузу в действии. Все связанное с генералами — проскальзывает. Это карикатурное изображение, и ученик почти цитирует Салтыкова-Щедрина. Но финал сценария истинно лирический момент. Ученик тонко чувствует композицию с кинематографической точки зрения. Поэтому им выбран жанр немого кино. Жанр не выдерживается учеником строго: пишущий не делит текст на игру актеров и подписи, но это не столь важно. Сам выбор достаточен для определения ученической точки зрения. Вячеслав оформляет свою работу эстетически, осмысливая ее художественную форму в целом и находя таким образом свой вариант интерпретации в другом виде искусства. И происходит это на более сложном уровне, чем в сценарии «участника». Здесь подобран художественный эквивалент, выбран язык искусства, осмыслен жанр.
      Пауза перед финальным кадром подчеркивает контраст мужик — генералы. Найдена эта пауза именно на языке кинематографа, подчеркнем это. Пишущим создан киноэквивалент горького щедринского финала. Все финальное действо показывается крупным планом, точно даны жест и улыбка героя. Финал — самая зрелищная часть. Здесь едины движение камеры и действие в кадре. Воображение ученика достигает здесь наибольшей выразительности.
      В сценарии «зрителя», более чем в сценарии «участника», открывается ученику язык кино. Первый этап работы над жанром дает навык целостного изображения действия. «Зрительский» сценарий — следующий шаг. Здесь ученик уже получает начальные представления о языке кино и начинает членить действие на микроэпизоды. Методика обучения сценарию разработана в науке, и мы хотим определить содержание начального этапа, те результаты, которые оно обеспечивает.
      Киносценарий «участника» и «зрителя» — два полюса развития жанра в период наивного реализма, движение происходит неравномерно. Однако явно между тем и то, что качественно сценарии отличаются друг от друга, и отличие это состоит в усложнении эстетической и речетворческой деятельности школьника. И это усложнение определяется не только целенаправленным обучением, но и возрастными особенностями. Даже содержательные элементы сценария «участника» у шестиклассника уже иные.
      Подведем итоги. К требованиям жанра киносценария мы должны отнести следующие:
      1. Зрительные образы.
      2. Игра актеров.
      3. Наличие планов.
      4. Динамика развития действия.
      5. Целостность развития действия и аудио- и видеоряда.
      6. Лейтмотив картины.
      Содержание первых трех параметров, на наш взгляд, отчетливо и не нуждается в пояснении. Четвертый критерий выражается в представлении эпического сюжета в драматической форме, ведь школьники должны избежать пересказа, исключить авторское повествование и вычленить только действие, при этом между кадрами, сценами должно установиться некое соответствие: они должны быть соотнесены по временной протяженности, которая определяется важностью происходящего в общем содержании сценария.
      Пятый критерий выражается в согласованности первых четырех параметров. При этом особое внимание здесь следует обратить на непрерывность действия на экране.
      Последний показатель нельзя считать первостепенным. Наличие лейтмотива — это своего рода высший пилотаж. Чаще всего он возникает в коллективных киносценариях как результат общей творческой деятельности. Но если он возникает в самостоятельном сочинении, то чаще всего выражает лирическую ноту — отношение читателя к произведению. Возникает он только в сценариях, поднимающихся в интерпретации до уровня концепции.
      Неадекватная интерпретация представляет собой частичное или полное искажение содержания произведения. Такое частичное искажение мы наблюдали в третьем сценарии. Часто оно связано с искажением жанровой формы сценария. Это могут быть пересказы или только планы сценария и т. п.
      Отдельно хотелось бы прокомментировать на материале киносценариев понятие речевого конфликта. От 5 к 6 классу начинается формирование собственного стиля речи. Во-первых, усложняется система выражения эмоций, во-вторых, у большего процента учащихся эмоции высказываются в стиле. Именно творческие сочинения на литературном материале, более чем какой-либо другой вид сочинений, создают благотворную ситуацию для роста детской речи. Условие этой благоприятности — конфликт мысли и слова. В стремлении создать словесный образ, при этом ограниченный в его произвольности концепцией художественного произведения, ученик совершает скачок в своем речевом развитии. Прорывы эти не всегда соответствуют критериям литературной нормы, но в том-то и состоит творческая задача, чтобы найти адекватное и нормативное выражение для своей мысли и чувства. Приведение своей речи в соответствие с литературной нормой — задача следующего порядка, решаемая для письменной речи в корректировке написанного, а для устной — в пояснении высказывания, объяснении своей мысли, образа в ходе разговора. Но прежде чем будет происходить это уравновешивание, мысль ребенка должна выразиться в своей неуклюжей форме. Эта речевая шероховатость даже, по нашему мнению, некий критерий результативности творчества. Если жанр работы не создает у школьника проблем в высказывании, значит, он уже выполнил свою речевую задачу — ученик им овладел, и нужно либо переходить к новому, либо усложнять данный вид работы. Сложность творческой задачи, собственная мысль и чувство и литературный текст (стиль и язык произведения и верность авторской концепции) составляют систему координат, в которой создается сочинение. Поскольку, скажем, сочинения по личным впечатлениям или на свободную тематику не имеют «третьего» измерения в качестве материала литературного произведения, то их речевая ситуация менее конфликтна. Мы считаем, что и там необходимо иногда создавать острую конфликтную речевую ситуацию, но другими средствами. И все же, в этом виде работы речь ученика существует в более вольготных, «щадящих» условиях.
      В целом можно сказать, что направление развития учащихся определяется усложнением эстетической деятельности. Это выражается в большем разнообразии средств выражений мыслей и чувства пишущего. Ученикам становится интересен психологический сюжет, хотя и тесно связанный с событийным. Внимание в связи с этим обращается к актерской игре, то есть к образу героя. Ученики стремятся выразить свою мысль в образе, к 6 классу их сотворчество становится сознательным. Несмотря на то что движение происходит не одновременно у всех учащихся, эта разница прежде всего выражается в области формы, то есть в области словесного выражения своих мыслей и соответствия ученического текста требованиям жанра. Однако сценарий «участника» на этапе 6 класса качественно отличается от сценария пятиклассника. И между тем по содержательному и эстетическому своему наполнению сценарий «участника» 6 класса ближе к сценарию «зрительскому», чем к одноименной форме сценария в 5  классе. Это говорит о том, что эмоциональное и мыслительное развитие на данном этапе идут впереди речевого. И, судя по «зрительскому» сценарию, их уравновешивание приводит к переходу на новую ступень эстетического восприятия произведения искусства и на новый творческий уровень.
      Киносценарий создается на завершающем этапе изучения произведения. Это обусловлено необходимостью наличия целостной концепции текста и предварительной подготовки в виде серии устных заданий, выполняемых в системе анализа. Первоначально это коллективная форма работы, проводящаяся следующим образом. Ограничиваются рамки эпизода или, как в нашем случае со сказкой Салтыкова-Щедрина, берется финальный фрагмент. Затем составляется покадровый план сценария, то есть избранный фрагмент разбивается на микродействия, микрособытия, которые определяют развитие действия в кинофильме. Этот план записывается на доске, таким образом фиксируется момент перевода эпического текста в драматический (конечно, слово «драматический» мы используем здесь условно).
      На следующем этапе работы учащиеся под руководством учителя описывают изображение в каждом кадре. Здесь мы концентрируемся на первых трех критериях. Задача учителя — не только помогать школьникам наводящими и уточняющими вопросами, но и следить, чтобы критерии были соблюдены. В переходе от одного кадра к следующему также учителю необходимо обращать внимание учащихся на непрерывность и естественность развития действия на экране, то есть следить за реализацией целостности развития действия аудио- и видеоряда. Понятие плана должно быть объяснено ученикам предварительно, чтобы в процессе описания кадра школьники продумывали необходимый план.
      Конечно, начинать такую работу стоит с небольшого эпизода, о чем мы писали в связи с киносценариями пятиклассников, но если обучение начинается позже, схема работы не изменяется.
      В отличие от традиционного пути, мы предлагаем описывать каждый кадр синтетически, не составляя таблицы «Изображение — звук — план». Во-первых, синтетическая работа более экономична в отношении времени. Во-вторых, непрерывность повествования соотносится с жанровой формой критического сочинения, к которому мы готовим учащихся в старших классах. В-третьих, такая форма подсказывается зрительским опытом учеников, поскольку кино само по себе как синтетический вид искусства предполагает целостное восприятие картины, а отдельные элементы должны выделить профессионалы. Однако форма работы в целом все-таки определяется выбором педагога.
      Когда форма киносценария освоена школьниками, она может становиться приемом анализа эпизода в системе уроков. К такой задаче следует подойти в 8 классе. Анализ в таком случае сохраняет за собой способность оперировать образами и вместе с тем позволяет выявить и столкнуть читательские трактовки. Эта форма работы приучает учащихся к дискуссии, поскольку им необходимо не только придумать образ, что является основной задачей в 5—6 классах, но и доказать его соответствие тексту. В таком случае мы можем уже не выполнять сценарий письменно — он сыграл свою роль в системе работы. Но в 6 классе итоговая запись необходима. Сначала сценарий обсуждается в классе, затем школьники дома записывают один эпизод по своему выбору. Далее мы приходим к самостоятельному сочинению сценариев. Когда этот этап пройден, мы можем использовать этот прием как форму анализа эпизода.
      Сочинение сценариев — объемная и насыщенная работа, поэтому прибегать к ней стоит не чаще одного раза в четверть. Но пока мы учим ребят придумывать кино, форма творческого сочинения должна быть обязательной, как и любого другого изучаемого жанра. Когда жанровая форма усвоена и навык выработался, эти сочинения предлагаются на выбор наравне с другими, скажем, наравне с сочинением-рассуждением.

Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 1634 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0