При организации урока, посвященного изучению системы стихосложения,
учителю нужно опираться как на статью учебника, так и на другие
теоретические сведения, которые помогут ученикам лучше разобраться в
материале урока.
Поэтому предлагаем построить урок по простой схеме: небольшая
лекция учителя и практические занятия по определению размера
стихотворения.
После сообщения темы и цели урока учитель просит учеников
записывать в тетрадь ключевые слова, определения, термины (собственно,
сам учитель пишет их на доске, тем самым оформляя и план своей лекции).
Материалы к лекции учителя
Язык стихотворения отличается от обычной речи двумя особенностями: ритмом и рифмой.
Ритм (от греч. ‘ρυθμοζ — стройность,
соразмерность) — это упорядоченное чередование каких-либо однородных
явлений. Ритмическая организация стихотворной речи достигается за счет
повторения каких-либо элементов: ударений, слогов, интонаций, пауз и
т. д. В. В. Маяковский отмечал, что «ритм — это основная сила, основная
энергия стиха».
Наибольшее развитие в русском стихосложении получила силлабо-тоническая система, основанная на чередовании ударных и безударных слогов.
Единицей ритма в стихотворной речи является стих, то есть отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.
Стопа — это группа слогов, включающая один
ударный и один или несколько безударных слогов, с постоянным местом
ударения. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять
размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
Ямб (от греч. ‘Iαμβη — имя служанки, которой
удалось рассмешить богиню плодородия Деметру) — двусложная стопа c
ударением на втором слоге:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык.
(А. С. Пушкин) |
Хорей (от греч. χορεiοζ — плясовой) — двусложная стопа с ударением на первом слоге:
Хоть убей, следа не видно;
Cбились мы. Что делать нам!
(A. С. Пушкин) |
Дактиль (от греч. σακτυλοζ — палец) — трехсложная стопа с ударением на первом слоге:
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»
(М. Ю. Лермонтов) |
Амфибрахий (от греч. ‘αμφiβραχυζ — с двух сторон краткий) — трехсложная стопа с ударением на втором слоге:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...
(М. Ю. Лермонтов) |
Анапест (от греч. ‘αναπαiστοζ — отраженный назад) — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть.
(А. А. Фет) |
Каждый из размеров ученики записывают, а в предложенных примерах ставят ударения и рисуют схему ритма (см. учебник).
В учебнике есть также материал и для второй части урока —
практической, но главное здесь — обратить внимание учеников на то, что
размер стихосложения у разных поэтов может совпадать, а музыка стиха
состоит еще и из пауз, логического ударения, количества стоп в строке,
делая стихотворение уникальным. В дополнение к учебнику приводим еще
стихи, анализ которых поможет усвоить тему данного урока:
дактиль
1. |
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
(Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса») |
2. |
Вспомнил я старую сказку,
Слушай, подруга, меня.
Сказочник добрый и старый
Тихо сидел у огня.
(А. А. Блок. «Вспомнил я старую сказку...») |
амфибрахий
1. |
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети») |
2. |
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге») |
анапест
1. |
Сыплет дождик большие горошины.
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
(Н. А. Заболоцкий. «Сентябрь») |
2. |
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
(Н. А. Некрасов. «Тройка») |
|