Среда, 17.04.2024, 01:37


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Изучение стихотворных размеров
16.09.2014, 11:23
        При организации урока, посвященного изучению системы стихосложения, учителю нужно опираться как на статью учебника, так и на другие теоретические сведения, которые помогут ученикам лучше разобраться в материале урока.
      Поэтому предлагаем построить урок по простой схеме: небольшая лекция учителя и практические занятия по определению размера стихотворения.
      После сообщения темы и цели урока учитель просит учеников записывать в тетрадь ключевые слова, определения, термины (собственно, сам учитель пишет их на доске, тем самым оформляя и план своей лекции).

      Материалы к лекции учителя

      Язык стихотворения отличается от обычной речи двумя особенностями: ритмом и рифмой.
      Ритм (от греч. ‘ρυθμοζ  — стройность, соразмерность) — это упорядоченное чередование каких-либо однородных явлений. Ритмическая организация стихотворной речи достигается за счет повторения каких-либо элементов: ударений, слогов, интонаций, пауз и т. д. В. В. Маяковский отмечал, что «ритм — это основная сила, основная энергия стиха».
      Наибольшее развитие в русском стихосложении получила силлабо-тоническая система, основанная на чередовании ударных и безударных слогов.
      Единицей ритма в стихотворной речи является стих, то есть отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.
      Стопа — это группа слогов, включающая один ударный и один или несколько безударных слогов, с постоянным местом ударения. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.
      Ямб (от греч. ‘Iαμβη — имя служанки, которой удалось рассмешить богиню плодородия Деметру) — двусложная стопа c ударением на втором слоге:

И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык.
(А. С. Пушкин)

      Хорей (от греч. χορεiοζ — плясовой) — двусложная стопа с ударением на первом слоге:

Хоть убей, следа не видно;
Cбились мы. Что делать нам!
(A. С. Пушкин)

      Дактиль (от греч. σακτυλοζ — палец) — трехсложная стопа с ударением на первом слоге:

В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! взгляни на меня!»
(М. Ю. Лермонтов)

      Амфибрахий (от греч. ‘αμφiβραχυζ — с двух сторон краткий) — трехсложная стопа с ударением на втором слоге:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна...
(М. Ю. Лермонтов)

      Анапест (от греч. ‘αναπαiστοζ  — отраженный назад) — трехсложная стопа с ударением на третьем слоге:

Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть.
(А. А. Фет)

      Каждый из размеров ученики записывают, а в предложенных примерах ставят ударения и рисуют схему ритма (см. учебник).
      В учебнике есть также материал и для второй части урока — практической, но главное здесь — обратить внимание учеников на то, что размер стихосложения у разных поэтов может совпадать, а музыка стиха состоит еще и из пауз, логического ударения, количества стоп в строке, делая стихотворение уникальным. В дополнение к учебнику приводим еще стихи, анализ которых поможет усвоить тему данного урока:
      дактиль
     
      1. Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
(Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса»)
      2. Вспомнил я старую сказку,
Слушай, подруга, меня.
Сказочник добрый и старый
Тихо сидел у огня.
(А. А. Блок. «Вспомнил я старую сказку...»)
     
      амфибрахий

      1. Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
(Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети»)
      2. Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
(А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»)


      анапест

      1. Сыплет дождик большие горошины.
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
(Н. А. Заболоцкий. «Сентябрь»)
      2. Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
(Н. А. Некрасов. «Тройка»)
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2134 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0