I. Артикуляционная разминка. Проверка домашнего задания
Один-два ученика рассказывают о поэте. Приведем пример такого рассказа.
Сообщения учеников
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 г. Пушкин
рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя
мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень
рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и
разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он
перечитал всю библиотеку отца.
Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Его учили прекрасные
преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и Лицей
окружал замечательный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями.
Лицейской дружбе поэт оставался верен всю жизнь.
После окончания Лицея Пушкин стал известен своими
вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку,
а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на
Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге.
Пушкин написал много прекрасных стихотворений и поэм, прозаические повести и роман в стихах «Евгений Онегин».
Поэт погиб на дуэли, когда ему было 37 лет. Уже больше двухсот
лет прошло со дня рождения поэта, а его произведения читают и любят
люди во многих странах мира.
Выразительное чтение наизусть
Слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Руслан и
Людмила» или стихотворения «Няне», рассматриваем рисунки учеников.
II. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки
Слово учителя
В 1812—1814 гг. Якоб и Вильгельм Гримм издали «Детские и семейные сказки», в 1816—1818 гг. — «Немецкие предания».
В 1818 г. под названием «Древние российские стихотворения» был
издан с музыкальными нотами сборник русских былин, исторических и
лирических песен, духовных стихов и скоморошин, составленный Киршей
Даниловым, жившем в XVIII столетии. Интерес к традиционной культуре и
истории народа поддерживал выпуск «Истории государства Российского»
Н. М. Карамзина. Вскоре Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила»
(опубликована в 1820 г.), в которой исторические мотивы вплетаются в
сказочный сюжет.
Внимание передовых членов дворянского общества постепенно
обращается к народной культуре. В ссылке в Михайловском А. С. Пушкин не
просто слушает сказки няни Арины Родионовны, но делает конспекты
(краткие записи) этих сказок. В шутливом споре с В. А. Жуковским о
лучшей обработке народной сказки Пушкин опирается именно на эти записи.
Тогда, летом 1831 г., он пишет «Сказку о царе Салтане...».
Спустя два года, осенью 1833 г. (т. е. в знаменитую Болдинскую
осень), Пушкин закончил «Сказку о мертвой царевне». Сюжетно эта сказка
перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на
записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им
русский народный сюжет.
III. Выразительное чтение сказки
Сказку читает учитель. На это требуется около 20 минут. После чтения можно задать такие вопросы:
— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызывает хорошее,
радостное настроение. Но сначала возникает чувство грусти, тревоги за
судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спасает царевну, грусть
и печаль уходят.
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства? (2-й вопрос.)
Детям обычно нравится молодая царевна, богатыри, Соколко и королевич Елисей, а мачеха вызывает чувство возмущения.
Домашнее задание
Подготовить ответы на вопросы учебника с 3-го по 5-й.
Индивидуальное задание
Найти среди сказок братьев Гримм сказку со сходным сюжетом, прочитать ее и подготовить краткий пересказ. |