I. Антоний Погорельский: страницы биографии
Слово учителя
В 1783 г. в Тульской губернии, в имении отца, родился поэт
Василий Андреевич Жуковский. Мы с вами читали о том, что после смерти
отца он учился в частном пансионе.
Еще один писатель, Алексей Алексеевич Перовский, родился спустя
четыре года после Жуковского, в 1787 году, и тоже некоторое время
учился в частном пансионе. В таких учебных заведениях обучалось очень
много детей русских дворян. Что же это такое — частные пансионы?
Существительное пансион образовано от латинского слова
со значением «платеж, взнос». В XVIII и XIX вв. пансионами называли
учебные заведения, где дети дворян жили на полном содержании и
обучались разным наукам.
Представьте себе русских дворян, которые живут в своих
поместьях, часто очень небогатых, разбросанных в разных частях России.
Дворянская семья живет, например, в поместье, от которого полдня пути
на лошадях до уездного города (говоря современным языком, до районного
центра), два-три дня (или даже больше) — до губернского города (т. е.
до нынешнего областного центра). Вокруг села, где живут крестьяне. Школ
для крестьян в XVIII веке почти не было, для дворян гимназии были
только в губернских городах.
В семьях рождаются дети. По закону того времени дворяне должны
дать своим детям хорошее образование и воспитание. Чтобы обучить
ребенка разным языкам и наукам, нужны учителя. Где же взять учителей в
далеком поместье? Вот и приходилось родителям расставаться со своими
дорогими детьми на много лет, чтобы отвезти их в столицу, в пансион, где
дети могли бы жить и учиться за определенную — довольно
большую — плату. Потратив много денег на дорогу и заплатив за несколько
лет вперед, родители обычно возвращались домой, в свое поместье.
Телефонов в то время не было, телеграфа тоже; чтобы послать
письмо, надо было специально ехать в уездный город. Родители отвезли
ребенка, доверили его содержателю пансиона...
— Какие бы чувства испытали вы, оказавшись в такой ситуации?
Отдавали детей в пансионы и дворяне, которые жили в самой
столице. Столица в те времена была не в Москве, а в Санкт-Петербурге.
Мы сегодня будем читать сказку, в которой главный герой живет в таком пансионе.
Но сначала вернемся к Алексею Алексеевичу Перовскому. Он
некоторое время учился в пансионе, затем родители нанимали ему частных
учителей — тогда это называли домашним образованием. Потом он
поступил в Московский университет и закончил его со степенью доктора
философских и словесных наук. Когда началась Отечественная война
1812 года, Алексею Перовскому было 25 лет. Как офицер, он участвовал в
этой войне, а затем в заграничном походе русских войск.
В 1817 г. у Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей,
который стал знаменитым в России человеком. Это был Алексей
Константинович Толстой, близкий друг императора Александра II, его
флигель-адъютант и, что самое главное, знаменитый русский писатель и
поэт. Но в двадцатые годы он не был еще знаменитостью, а был простым
мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский очень любил своего
племянника и сочинил для него сказку «Черная курица, или Подземные
жители», но опубликовал ее не под собственным именем, а под псевдонимом.
— Что такое псевдоним?
Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять
себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы
встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.
Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.
Проверочные вопросы
Зададим несколько вопросов, чтобы выяснить, как дети поняли наш рассказ.
— Какие русские писатели в детстве учились в частных пансионах?
— Как вы понимаете, что такое пансион!
— Почему дворяне отдавали своих детей на обучение в пансионы?
— Какое образование получил Алексей Алексеевич Перовский?
— Что такое псевдоним!
— Какой псевдоним взял себе Перовский?
— Кому Антоний Погорельский посвятил свою сказку «Черная курица, или Подземные жители»?
II. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Комментированное чтение
Стилистика и синтаксис этой сказки, особенно в начале чтения,
сложны для детей. Лучше, если читать начнет учитель, гибко интонируя
текст и внимательно следя за реакцией детей, комментируя непонятные для
них слова и выражения. Учитель читает по учебнику до слов: «Она была
нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу
более, нежели подруг своих».
Комментарии
В Первой линии — на Васильевском острове улицы, пересекающие остров в длину, называются проспектами, в ширину — линиями.
Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделен был канавою — канавами в Петербурге тогда часто называли, каналы.
Поговорю с вами пространнее — поговорю подробнее.
Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жилье — сени — помещение между жилой частью дома и крыльцом; верхнее жилье — комнаты на втором этаже.
И все его любили и ласкали. Ласкали — ласково,
по-доброму разговаривали (стоит пояснить потому, что сейчас даже среди
детей часто встречается иное понимание этого слова).
Особливо — особенно.
И библиотека, которою пользовался Алеша, большею частию состояла из книг сего рода — т. е. из рыцарских романов и волшебных повестей.
Деяния славнейших рыцарей. Деяния — подвиги, знаменитые поступки.
В вакантное время — в дни каникул; вакации — каникулы.
Из барочных досок — из досок, которыми когда-то были
обшиты барки (деревянные баржи). Доски прибивали к корпусу, т. е.
обшивали днище барки с помощью деревянных гвоздей (железные в воде
начали бы ржаветь).
Ворота и калитка, кои вели в переулок. Кои — которые.
Талисман — по суеверным представлениям, предмет, приносящий его обладателю счастье, удачу.
Экспозиция закончена. Далее текст сказки продолжают поочередно
читать ученики. Большие абзацы стоит разбить на более маленькие
отрывки. Важен не темп чтения, а правильное интонирование, верное
понимание смысловых отрезков, которое свидетельствует об усвоении
текста. Учитель по мере необходимости комментирует.
Комментарии
Читаем до слов: «Но делать было нечего: надлежало дожидаться, пока кончится обед!».
И вощили красного дерева столы и комоды — в то время деревянные полы не красили, мебель не покрывали лаком, а натирали воском — вощили, чтобы полы и мебель блестели и не портились.
Провизия — продукты.
Киевское варенье — ягоды, сваренные в Киеве, считались особенным лакомством.
Нарочно купленные шесть восковых свечей — если
специально для важного случая покупали шесть свечей из воска, которые
были достаточно дорогими, то это значило, что в другое время в пансионе
использовались дешевые сальные свечи, которые при горении часто давали
неприятный запах.
Явился парикмахер и показал свое искусство над буклями, тупеем и длинной косой учителя — учитель по немецкой моде того времени носил на голове прическу (или парик) с буклями (т. е. локонами, завитыми прядями волос) по бокам, на макушке — тупей (взбитый хохол), сзади — коса.
Шиньон — накладные волосы.
Взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов — парикмахер сделал жене учителя прическу по моде того времени — высокую, пышно взбитую, обильно украшенную цветами.
По окончании головного убора — когда парикмахер закончил убирать, т. е. украшать, прическу жены учителя.
Салоп — широкое женское пальто.
Возымел он к ней ужас и отвращение. Поясним с помощью подбора синонимов для детей слово возымел — почувствовал, ощутил, стал питать.
Умильно — нежно, приятно; льстиво, угодливо.
Империал — (устаревшее) во времена Екатерины II
русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей.
Содержала 11,61 г золота.
Кушак — пояс.
Домашнее задание
Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок особенно его
беспокоил: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из
всемирной истории, а он не знал еще ни одного слова!», выписывая в тетрадь непонятные слова и выражения.
Подготовить краткий пересказ этого отрывка.
|