Название Серебряный век прочно закрепилось за
периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX века. Это
было время, даже для русской литературы удивительное обилием имен
художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А. Ахматова и
О. Мандельштам, А. Блок и В. Брюсов, Д. Мережковский и М. Горький,
В. Маяковский и В. Хлебников... Этот перечень (разумеется, неполный)
можно продолжить именами живописцев (М. Врубель, М. Нестеров,
К. Коровин, В. Серов, К. Сомов и др.), композиторов (А. Скрябин,
И. Стравинский, С. Прокофьев, С. Рахманинов), философов (Н. Бердяев,
В. Розанов, Г. Федотов, П. Флоренский, Л. Шестов).
Общим у художников и мыслителей — здесь упомянуты лишь
некоторые из них — было ощущение начала новой эпохи в развитии
человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим
обусловлены напряженные поиски новых художественных форм, которыми
отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего
возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм,
имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение
требований, предъявляемых искусству временем. О том, как воспринималось
и оценивалось это время, позволяют судить уже названия чрезвычайно
популярных тогда книг («Закат Европы» (1918—1922) О. Шпенглера,
«Вырождение» (1896) М. Нордау), внезапно вспыхнувший интерес
к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя А. Шопенгауэра.
Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие
неизбежности перемен, которые в конечном — но лишь в конечном! — счете
окажутся благотворными для человечества.
«Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается
новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не
видно связующего звена... Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли
или изгнаны, как свергнутые с престола короли...»
М. Нордау. Вырождение, 1896
«Новый век — воистину будет веком духовного обновления. (...).
Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и — в конце
концов — одолеет красота справедливость, победят лучшие стремления
человека».
М. Горький. Письмо К. П. Пятницкому (4 или 5 февраля), 1901
«Век и конец века на евангельском языке не означает конца и
начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры,
одного способа общения людей».
Л. Толстой. Конец века, 1905
Позднее Н. Бердяев так охарактеризовал это время русского
культурного ренессанса: «Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения
эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания,
интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты
новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства
заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни.
Но все это происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от
широкого социального движения».
Н. Бердяев. Самопознание: Опыт философской автобиографии, 1949
«Историческая «среда» начала XX века характеризуется как
безумный мятеж, кошмар, охвативший сознание передовых людей всей Европы,
ощущение какого-то уклона, какого-то полета в неизведанные пропасти;
оглушенность сознания, обнаженность закаленных нервов, которая
превратила человеческий мозг в счетный аппарат; мозг человеческий
в гулах вселенной исчисляет и регистрирует удары молота по наковальне
истории с безумной точностью, которая не снилась науке; более чем
когда-нибудь интуиция опережает науку, и нелепый с научной точки зрения
факт — налицо: восприятие равно мышлению и обратно. Земная ось —
фикция механического мышления, эта вымышленная для каких-то исчислений
линия — представляется данной в магическом восприятии, пронзительным
лучом, ударяющим в сердце земли».
А. Блок. Валерий Брюсов. Земная ось, 1907
Задание 1
Каковы приметы ощущавшегося на рубеже XIX—XX веков грядущего перелома во всех областях жизни?
«Наше время дóлжно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных
порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе
двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных
миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются
с последними выводами опытных знаний».
Д. С. Мережковский. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, 1893
Задание 2
Чем диктуются в это время все учащающиеся обращения
к религиозной мысли в поисках объяснения происходящих в современной
жизни процессов?
«Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах
и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный,
мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для
всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано
всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и
откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий».
А. Волынский. Книга великого гнева, 1904
Задание 3
1. Идея необходимости соединения философских исканий
с религиозной мыслью — идея их синтеза — овладевает в этот период
многими умами. В чем причина поисков такого синтеза?
2. В каких формах выражаются эти поиски в литературе?
«...Троякая задача искусства вообще: 1) прямая объективация тех
глубочайших внутренних определений и качеств живой идеи, которые не
могут быть выражены природой; 2) одухотворение природной красоты и
через это 3) увековечение ее индивидуальных явлений. Это есть
превращение физической жизни в духовную, т. е. в такую, которая,
во-первых, имеет сама в себе свое слово, или Откровение, способна
непосредственно выражаться вовне, которая, во-вторых, способна
внутренно преображать, одухотворять материю или истинно в ней
воплощаться и которая, в-третьих, свободна от власти материального
процесса и потому пребывает вечно. Совершенное воплощение этой духовной
полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной
красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача
искусства. Ясно, что исполнение этой задачи должно совпадать с концом
мирового процесса. Пока история еще продолжается, мы можем иметь только
частные и отрывочные предварения (антиципации) совершенной
красоты; существующие ныне искусства, в величайших своих произведениях
схватывая проблески вечной красоты в нашей текущей действительности и
продолжая их далее, предваряют, дают предощущать нездешнюю, грядущую для
нас действительность и служат таким образом переходом и связующим
звеном между красотою природы и красотою будущей жизни. Понимаемое
таким образом искусство перестает быть пустою забавою и становится
делом важным и назидательным, но отнюдь не в смысле дидактической
проповеди, а лишь в смысле вдохновенного пророчества».
В. Соловьев. Общий смысл искусства, 1890
Задание 4
1. В чем назначение искусства и каково его место в истории человечества и жизни человека?
2. Что позволяет искусству быть, как утверждает В. Соловьев, не «пустою забавою», а «вдохновенным пророчеством»?
3. Как осуществляется эта задача (или миссия) в русской литературе Серебряного века?
|