| 
 В
русском языке множество устойчивых словосочетаний и фраз, что называются
фразеологизмами, в которых упоминаются части лица и тела. 
 И
больше всего со словом глаза.  
 Когда
мы говорим за глаза, подразумеваем, что с избытком. 
 «
За глаза довольно, сколько им заплатил! А им всё мало!» ( Вересаев В. На
японской войне). 
 Этот
фразеологизм имеет и другое значение: говорить в отсутствие кого-то, частенько
– просто сплетничать о ком-то. А вот присутствующим мы смело говорим всё в
глаза, режем правду-матку, которая колет глаза ! Иногда кто-то в нас впивается
глазами — чаще ощущение не из приятных! 
 А
если бредём бесцельно, то куда глаза глядят.  
 Глаза
могут бегать, разбегаться, слипаться, быть на мокром месте, а то вдруг внезапно
полезть на лоб, собраться в кучу или даже оказаться на затылке. Ими можно
стрелять и сверлить, а то и вовсе раздевать. Хоть глаза и не книга, но по ним
можно читать. Хоть они и не ноги, но их можно разувать. Хоть они и не руки, но
ими можно хлопать и щупать.  
 И
это ещё не всё! Глазами можно вращать, пожирать, провожать… Их можно
проглядеть, кого-то ожидаючи. Главное – их не выплакать.  
 Особо
темпераментные дамы как раньше, так и сегодня обещают соперницам выцарапать
глаза. Вряд ли это в прямом смысле может закончиться так трагично, а вот
расцарапанного лица и испорченной причёски разлучнице опасаться стоит. 
 А
ещё можно закрыть глаза на чьи-то проделки или неблаговидные поступки. И даже
залить их. 
 «– Опять
залил глаза, – сказала стряпуха. 
 Но
дед… всегда хмельной… не обратил на стряпуху внимания» ( Бунин И. Худая трава). 
 Хотя
мог бы и соврать: « Да ни в одном глазу !» 
 Раньше
простой люд частенько клялся-божился « лопни мои глаза ». 
 «Я
загуляю, я? – начал Евсей. – Да разрази меня на этом месте Господь,
лопни мои глаза ! Чтоб мне сквозь землю провалиться!» ( Гончаров И.
Обыкновенная история). 
 Бывает
дурной глаз. « Сглазил меня, да и всё тут!» – сокрушаемся мы подчас. 
 А
этому бесстыжему – «плюй в глаза – скажет: божья роса !». 
 Когда
не выспимся, жалуемся, что глаза не открываются. Но когда говорим, что сделаем
что-то с закрытыми глазами, то вызываем уважение собеседника по поводу
профессионализма. 
 Бросаться
в глаза — это привлекать внимание своим видом. По мнению мужчин, в глаза
бросаются те девушки, которые никогда не бросятся вам на шею… 
 Строить
глазки — это целая наука. И если ею овладеть, то можно добиться, чтобы объект
твоего внимания наконец-таки положил на тебя глаз.  
 А
ежели нет, то неплохо было бы прислушаться к совету Амалии, дающей урок
засидевшейся в девках дочери, как заинтересовать мужчину: «…Отогни большой
палец и приставь его к носу… Теперь подними кверху мизинец, вот так, и
представь себе, что вот этот мизинец – мужчина. И вот ты смотри на этот
мизинец, – э-э… на этого мужчину, смотри, не отрывая глаз, поворачивая его
вправо, налево… Такое упражнение: туда-сюда, туда-сюда, – называется
стрельбой глазами» (из фильма «Летучая мышь»). 
 На
что-то мы смотрим в оба глаза или даже во все глаза, а на иное нам хоть бы
одним глазком взглянуть. «Было очень жалко расставаться с космосом. И мы во все
глаза смотрели в иллюминатор», – вспоминал космонавт Борис Егоров. 
 Глаз
да глаз нужен – мы говорим, когда чувствуем необходимость постоянного контроля
над кем-либо. Потому что кое-кто всё делает на глаз — то есть приблизительно, примерно.
А от этого недалеко кому-то и упасть в наших глазах — то есть лишиться нашего
уважения. И тогда мы его – с глаз долой, из сердца – вон! И велим на глаза не
показываться ! 
 Мы
можем делать глаза большими, круглыми и даже квадратными! И называем их каждый
раз по-разному: то глазоньками, то глазищами, а бывает, что и шарами.  
 Однако
в грубо звучащем сегодня вопросе: «Что ты на меня свои шары выкатил ?» – слово
«шары» очень близко к первоначальному смыслу слова «глаза». «Глазом» когда-то
называли «шарик», «кругляш», «бусину». 
 Для
того чтобы убедиться в этом, обратимся к древнейшей Ипатьевской летописи. Её
автор писал: «Когда я пришёл в Ладогу, поведали мне ладожане, что здесь, когда
бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие, и
крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые вымывает вода.
Этих я взял более ста, все различные». 
 А
для органа зрения в древнерусском языке существовало иное слово – «око». Со
временем слово «глаза» вытеснило слово «очи», оставив последнему лишь область
поэзии. 
 Кстати
о поэтичном. «Чего не сделаешь ради прекрасных глаз !» – звучит очень
романтично. Но фразеологизм «ради прекрасных глаз», как правило, всегда
употребляется с отрицанием «не»: «он приехал не ради моих прекрасных глаз», «я
это делаю не ради его прекрасных глаз». 
 Выражение
пришло к нам из комедии Мольера «Жеманницы». Отвергнутые жеманницами поклонники
застают у дам своих слуг, выдающих себя за маркиза и виконта. Один из
поклонников при этом восклицает: «Если вы полюбите их, то это действительно
будет ради их прекрасных глаз!» Имеется в виду – бескорыстно, из одной
симпатии. 
 Но,
видимо, мало что в жизни делается бескорыстно и даром. Вот и появилось это
устойчивое выражение – «не ради прекрасных глаз». 
 Но
вернёмся к комедии «Жеманницы». О слугах можно было бы сказать, что они пускали
дамам пыль в глаза, то есть создавали о себе ложное впечатление, видимость
высокого положения. 
 Но
это выражение когда-то понимали буквально. Кто же и кому пускал пыль в глаза? 
 В
Древнем Риме этим приёмом часто пользовались гладиаторы: ослепить противника
песком с арены, воспользоваться его беспомощностью и победить. Когда на карту
поставлена жизнь, все способы борьбы за неё допустимы. На латыни это выражение
звучит так: «pulverem oculis offundere». 
 ... 
 Есть
и другие версии происхождения этого фразеологизма. 
 Первая
 
 В
одной из любимых русских забав – кулачных боях специальным императорским указом
1726 года было запрещено прятать в рукавицах ядра, камни и кистени, а также
«песком в глаза бросать». В документах того времени ветречаются и такие
варианты: кидать пыль в глаза и пускать в глаза пыль, которые позже стали
употреблять уже и в переносном значении – хвастаться. 
 Вторая
 
 В
старину по дорогам России неторопливо тряслись крестьянские обозы. Время от времени
их стремительно обгонял экипаж помещика или карета иностранного посла, вздымая
клубы пыли. Бедняки долго стояли, глядя им вслед, и вытирали запорошенные пылью
глаза. 
 Третья
 
 Торговцы
пушниной пересыпали мех мелкой пылью, чтобы придать ему товарный вид. Показывая
свои изделия, они потряхивали мехом, буквально пуская пыль в глаза покупателям. 
 А
ещё глаза обладают удивительной способностью начинать разговор, перед тем как
губы зашевелятся, и могут продолжать говорить, когда губы уже давно сомкнуты… 
 Словом,
вспомним ещё раз известное утверждение, что глаза – зеркало души, и будем к ним
внимательны. 
 |