В
русском языке множество устойчивых словосочетаний и фраз, что называются
фразеологизмами, в которых упоминаются части лица и тела.
И
больше всего со словом глаза.
Когда
мы говорим за глаза, подразумеваем, что с избытком.
«
За глаза довольно, сколько им заплатил! А им всё мало!» ( Вересаев В. На
японской войне).
Этот
фразеологизм имеет и другое значение: говорить в отсутствие кого-то, частенько
– просто сплетничать о ком-то. А вот присутствующим мы смело говорим всё в
глаза, режем правду-матку, которая колет глаза ! Иногда кто-то в нас впивается
глазами — чаще ощущение не из приятных!
А
если бредём бесцельно, то куда глаза глядят.
Глаза
могут бегать, разбегаться, слипаться, быть на мокром месте, а то вдруг внезапно
полезть на лоб, собраться в кучу или даже оказаться на затылке. Ими можно
стрелять и сверлить, а то и вовсе раздевать. Хоть глаза и не книга, но по ним
можно читать. Хоть они и не ноги, но их можно разувать. Хоть они и не руки, но
ими можно хлопать и щупать.
И
это ещё не всё! Глазами можно вращать, пожирать, провожать… Их можно
проглядеть, кого-то ожидаючи. Главное – их не выплакать.
Особо
темпераментные дамы как раньше, так и сегодня обещают соперницам выцарапать
глаза. Вряд ли это в прямом смысле может закончиться так трагично, а вот
расцарапанного лица и испорченной причёски разлучнице опасаться стоит.
А
ещё можно закрыть глаза на чьи-то проделки или неблаговидные поступки. И даже
залить их.
«– Опять
залил глаза, – сказала стряпуха.
Но
дед… всегда хмельной… не обратил на стряпуху внимания» ( Бунин И. Худая трава).
Хотя
мог бы и соврать: « Да ни в одном глазу !»
Раньше
простой люд частенько клялся-божился « лопни мои глаза ».
«Я
загуляю, я? – начал Евсей. – Да разрази меня на этом месте Господь,
лопни мои глаза ! Чтоб мне сквозь землю провалиться!» ( Гончаров И.
Обыкновенная история).
Бывает
дурной глаз. « Сглазил меня, да и всё тут!» – сокрушаемся мы подчас.
А
этому бесстыжему – «плюй в глаза – скажет: божья роса !».
Когда
не выспимся, жалуемся, что глаза не открываются. Но когда говорим, что сделаем
что-то с закрытыми глазами, то вызываем уважение собеседника по поводу
профессионализма.
Бросаться
в глаза — это привлекать внимание своим видом. По мнению мужчин, в глаза
бросаются те девушки, которые никогда не бросятся вам на шею…
Строить
глазки — это целая наука. И если ею овладеть, то можно добиться, чтобы объект
твоего внимания наконец-таки положил на тебя глаз.
А
ежели нет, то неплохо было бы прислушаться к совету Амалии, дающей урок
засидевшейся в девках дочери, как заинтересовать мужчину: «…Отогни большой
палец и приставь его к носу… Теперь подними кверху мизинец, вот так, и
представь себе, что вот этот мизинец – мужчина. И вот ты смотри на этот
мизинец, – э-э… на этого мужчину, смотри, не отрывая глаз, поворачивая его
вправо, налево… Такое упражнение: туда-сюда, туда-сюда, – называется
стрельбой глазами» (из фильма «Летучая мышь»).
На
что-то мы смотрим в оба глаза или даже во все глаза, а на иное нам хоть бы
одним глазком взглянуть. «Было очень жалко расставаться с космосом. И мы во все
глаза смотрели в иллюминатор», – вспоминал космонавт Борис Егоров.
Глаз
да глаз нужен – мы говорим, когда чувствуем необходимость постоянного контроля
над кем-либо. Потому что кое-кто всё делает на глаз — то есть приблизительно, примерно.
А от этого недалеко кому-то и упасть в наших глазах — то есть лишиться нашего
уважения. И тогда мы его – с глаз долой, из сердца – вон! И велим на глаза не
показываться !
Мы
можем делать глаза большими, круглыми и даже квадратными! И называем их каждый
раз по-разному: то глазоньками, то глазищами, а бывает, что и шарами.
Однако
в грубо звучащем сегодня вопросе: «Что ты на меня свои шары выкатил ?» – слово
«шары» очень близко к первоначальному смыслу слова «глаза». «Глазом» когда-то
называли «шарик», «кругляш», «бусину».
Для
того чтобы убедиться в этом, обратимся к древнейшей Ипатьевской летописи. Её
автор писал: «Когда я пришёл в Ладогу, поведали мне ладожане, что здесь, когда
бывает туча великая, находят дети наши глазки стеклянные, и маленькие, и
крупные, проверченные, а другие подле Волхова собирают, которые вымывает вода.
Этих я взял более ста, все различные».
А
для органа зрения в древнерусском языке существовало иное слово – «око». Со
временем слово «глаза» вытеснило слово «очи», оставив последнему лишь область
поэзии.
Кстати
о поэтичном. «Чего не сделаешь ради прекрасных глаз !» – звучит очень
романтично. Но фразеологизм «ради прекрасных глаз», как правило, всегда
употребляется с отрицанием «не»: «он приехал не ради моих прекрасных глаз», «я
это делаю не ради его прекрасных глаз».
Выражение
пришло к нам из комедии Мольера «Жеманницы». Отвергнутые жеманницами поклонники
застают у дам своих слуг, выдающих себя за маркиза и виконта. Один из
поклонников при этом восклицает: «Если вы полюбите их, то это действительно
будет ради их прекрасных глаз!» Имеется в виду – бескорыстно, из одной
симпатии.
Но,
видимо, мало что в жизни делается бескорыстно и даром. Вот и появилось это
устойчивое выражение – «не ради прекрасных глаз».
Но
вернёмся к комедии «Жеманницы». О слугах можно было бы сказать, что они пускали
дамам пыль в глаза, то есть создавали о себе ложное впечатление, видимость
высокого положения.
Но
это выражение когда-то понимали буквально. Кто же и кому пускал пыль в глаза?
В
Древнем Риме этим приёмом часто пользовались гладиаторы: ослепить противника
песком с арены, воспользоваться его беспомощностью и победить. Когда на карту
поставлена жизнь, все способы борьбы за неё допустимы. На латыни это выражение
звучит так: «pulverem oculis offundere».
...
Есть
и другие версии происхождения этого фразеологизма.
Первая
В
одной из любимых русских забав – кулачных боях специальным императорским указом
1726 года было запрещено прятать в рукавицах ядра, камни и кистени, а также
«песком в глаза бросать». В документах того времени ветречаются и такие
варианты: кидать пыль в глаза и пускать в глаза пыль, которые позже стали
употреблять уже и в переносном значении – хвастаться.
Вторая
В
старину по дорогам России неторопливо тряслись крестьянские обозы. Время от времени
их стремительно обгонял экипаж помещика или карета иностранного посла, вздымая
клубы пыли. Бедняки долго стояли, глядя им вслед, и вытирали запорошенные пылью
глаза.
Третья
Торговцы
пушниной пересыпали мех мелкой пылью, чтобы придать ему товарный вид. Показывая
свои изделия, они потряхивали мехом, буквально пуская пыль в глаза покупателям.
А
ещё глаза обладают удивительной способностью начинать разговор, перед тем как
губы зашевелятся, и могут продолжать говорить, когда губы уже давно сомкнуты…
Словом,
вспомним ещё раз известное утверждение, что глаза – зеркало души, и будем к ним
внимательны.
|