Чистая гипотетичность: что было бы с Россией, если бы ее повели вместо
Ленина такие люди, как Плеханов, Мартов или Струве? Ответить нелегко, но
ясно одно, что оппоненты Ленина были прежде всего гуманистами, а уж
потом революционерами. Что касается Струве, его революционность была как
кратковременная вспышка. Да и вообще, кем все-таки был Петр
Бернгардович Струве? Он пережил несколько фазисов: от «красного» Струве до
«белого» Струве. Был он и легальным марксистом, и оппозиционером, и
кадетом, и активным участником Белого движения, и государственником, и
умеренным консерватором. Сам себя он причислял к течению либерального
консерватизма, в которое входили и Пушкин, и Вяземский, и Тургенев… Хорошо
знавшая Струве, Ариадна Тыркова-Вильямс писала о нем, как о человеке,
«для которого не было окончательных, застывших форм. Он все проверял,
переворачивал, перекапывал. Начав с марксизма и материализма, он через
радикализм и идеализм дошел до православия и монархизма. Немало
образованных людей его поколения прошли через этот путь. Но Струве шел
впереди. Он первый находил оправдание, объяснение, выражение для еще не
оформленных изменений в общественных настроениях; он облекал их в слова,
часто очень убедительные и острые, как лозунги». Князь Святополк-Мирский назвал Струве мастером малой формы. И действительно, его короткие статьи «томов премногих тяжелей». Ленин
считал Струве ренегатом марксизма. Крупская подпела Ленину, заявив, что
Струве оказался «чужим и враждебным партии человеком». В свою очередь,
Струве сделал признание о Ленине, что «этот человек по своему складу ума
совершенно мне чужд». «В сущности в лице Ульянова-Ленина и моем, —
писал Струве, — столкнулись две непримиримые концепции — непримиримые
как морально, так и политически и социально». Для Струве террор был
неприемлем, для Ленина — обязательный инструмент захвата и удержания
власти. Струве постоянно спорил с Лениным. Современники вспоминают, что,
когда Струве писал передовые статьи для эмигрантской газеты
«Возрождение», он всегда говорил, поблескивая глазами: «Опять поспорю с
Лениным». Большевизм Струве характеризовал как «смесь
интернационалистского яда со старой русской сивухой». Однако без
краткой биографии не обойтись и поэтому надо обязательно заметить, что
Струве — старинный протестантский род из Шлезвиг-Гольштейна. Первым
прославил его математик Якоб Струве, вторым — Вильгельм Струве, который в
молодые годы оказался в России, где основал Пулковскую обсерваторию,
был ее директором и приобрел славу одного из лучших астрономов Европы.
Он был дедом Петра Струве, а отец, Бернгард Струве, губернаторствовал в
Перми. Там и родился Петр шестым по счету сыном. Образование
Струве получил и в России, и в Германии. В Петербургском университете
учился на естественном и юридическом факультетах. В 1890-е годы Струве —
один из лидеров русского марксизма, организатор марксистских кружков и
различных печатных изданий. В 1899 году под редакцией Струве выходит
первый том «Капитала», и тогда же он пишет «Манифест российской
социал-демократической партии». В декабре 1894 года Струве
знакомится с Лениным и вскоре определяет его как «думающую гильотину»,
как злобного и жестокого политика. В 1894 году вышла первая книга Струве
«Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России»,
которая заканчивалась нашумевшей фразой: «Признаем же нашу
некультурность и пойдем на выучку к капитализму». Ровно через сто лет
послушались Петра Бернгардовича и неохотно, но все же стали учиться у
капиталистов. «Критические заметки» Струве открыли эпоху
легальной борьбы русских марксистов с народничеством и стали первым
систематическим изложением в русской легальной печати основ марксизма.
Петр Струве — страстный политический борец, но борьбу предпочитал в
основном вести через печатное слово. На протяжении почти 40 лет
(1897–1934) он редактировал различные издания: «Новое слово», «Начало»,
«Освобождение», «Полярная звезда», «Дума», «Культура и свобода»,
«Русская мысль», «Русская свобода» и эмиграционные — «Возрождение»,
возрожденная «Русская мысль», «Россия и славянство» и т. д. Петр
Струве постоянно учился, в 1908 году он сдал магистерский экзамен в
Московском университете, в 1917 году в Киеве в университете Св.
Владимира защитил докторскую диссертацию «Хозяйство и цена», летом 1917
года стал академиком Российской академии наук по отделу политэкономии,
удостоился степени почетного доктора Кембриджского университета. Струве —
самый крупный русский общественно-политический мыслитель. В сборнике
«Вехи» помещает статью «Интеллигенция и революция», в которой осуждает
«безрелигиозное отщепенство интеллигенции от государства». И еще
несколько эпизодов из жизни Петра Струве: в марте 1901 года он был среди
протестующей петербургской интеллигенции, выступавшей против
правительственных репрессий в отношении левого студенчества, и был избит
казацкой нагайкой. Был депутатом второй Думы. Безоговорочно встал на
сторону белых и вел кампанию по сбору средств в поддержку белых армий.
Был близок с Деникиным и Врангелем. Ну, и, конечно, эмиграция. Жил в
Праге, Берлине, Варшаве, Белграде. Входил во множество советов и
объединений. Участвовал в съездах. Преподавал, читал лекции, писал,
причем публицистику перемежал литературоведением (большой цикл работ о
Пушкине). Придерживался идеи «революционной борьбы против
коммунистической власти», выступал за интервенцию в СССР. Анализируя
историю России, Струве пришел к выводу, что «подготавливалась и
творилась революция с двух концов — исторической монархией с ее ревнивым
недопущением культурных и образованных элементов к властному участию в
устроении государства, и интеллигенцией страны с ее близорукой борьбой
против государства». В дальнейшем Струве отошел от политической
деятельности и сосредоточился на систематическом изложении своих
взглядов, но рукопись книги «Система критической философии» погибла в
годы войны. В мае 1941 года Струве был арестован гестапо, — и, ирония
судьбы! — как «близкий к Ленину человек». В 1943 году Струве переезжает в
Париж к сыну Глебу и занимается научной работой до самой смерти. Петр
Струве прожил долгую и яркую жизнь, но до сих пор не получил должного
признания в России, а на Западе он весьма уважаемая и чтимая фигура.
Американский публицист и историк Ричард Пайпс выпустил двухтомную
биографию Струве. В ней отмечается, что на молодого Струве Иван Аксаков
оказал влияние значительно большее, чем Герцен. Именно Иван Аксаков —
это ключ к политической мысли Струве. Пайпс считает, что уникальное
аксаковское консервативно-либерально-националистическое мировоззрение
перешло к Струве как бы по наследству. Ближайший друг Петра
Бернгардовича Семен Франк нарисовал следующий портрет Струве: «Первое,
что бросалось в глаза всякому, кто интеллектуально общался с П.Б., — это
редкая, едва ли не единственная в наше время многосторонность его
интересов и знаний… кто такой П.Б. Струве — ученый? писатель? политик? —
единственный правильный ответ: все вместе в нераздельном единстве
личности. Очарование его личности состояло именно в том, что он был
прежде всего яркой индивидуальностью, личностью вообще, т. е. существом,
по самой природе не укладывающимся в определенные рамки, а состоящим из
гармонии противоборствующих противоположностей… В этом отношении он —
немец по происхождению — был типическим русским духом: он походил своим
умственным и духовным складом на такие типично русские умы, как Герцен,
Хомяков, Вл. Соловьев, — с той только разницей, что они были гениальными
дилетантами (или, как Вл. Соловьев, специалистами только в одной
области), тогда как П.Б. был настоящим солидным ученым сразу в весьма
широкой области знаний…» И далее вспоминает Франк о Струве: «…По
первому внешнему впечатлению он был типичным рассеянным „ученым" — или
мечтателем, — человеком, погруженным в свои мысли и мечты и не
обращающим внимания на все окружающее. С ним не раз случалось, что он
как будто просто не видел людей, находившихся с ним в одной комнате,
забывал с ними поздороваться; и об его феноменальной рассеянности ходили
целые легенды… Но под обликом рассеянности скрывались напряженное
внимание и интерес ко всем конкретным деталям окружавшей его реальности;
он жадным, любовным взором всматривался во все, что встречалось на его
пути, и, со свойственной ему силой памяти, надолго — едва ли не навсегда
— все запоминал. Через много лет он мог подробно рассказать, какое
платье носила женщина, которой он, казалось, совсем не заметил при
встрече с ней. Этот, по наружному своему облику, по внешнему устройству и
ходу своей жизни, типический русский интеллигент-аскет, неряшливый и
беззаботный, для себя самого равнодушный к жизненным удобствам и
благолепию, был, так сказать, бескорыстно-страстным любителем жизни во
всей конкретной полноте ее проявлений. Его практический аскетизм вытекал
просто из его личного бескорыстия, из направленности его духа на
созерцание жизни и на действенное моральное участие в ней; в нем не было
и тени принципиального аскетизма, столь распространенного в русской
интеллигенции…» Подведем итог. Петр Струве — это человек
универсального ума, колоссальной, почти вулканической энергии,
страстный, неутомимый борец, высочайший интеллектуал и скромнейший
человек в быту, почти аскет. Он прожил 74 года. Из трех
сыновей Петра Струве наиболее известен Глеб Струве (1898–1985),
литературовед, журналист, переводчик, ему принадлежит огромная роль в
развитии славистики в США. Он — автор многих исследований о русской
литературе XX века, а также книг «О четырех поэтах: Блок, Сологуб,
Гумилев, Мандельштам», «Русская литература в изгнании». Глеб Струве
издал на Западе книги Ахматовой, Гумилева, Мандельштама, Волошина,
Пастернака, когда их не издавали в Советском Союзе. Не
оскудевающий талантами род Струве продолжил Никита Струве, сын другого
сына Петра Струве Алексея. Он живет во Франции и является профессором
университета в Нантере, директором издательства ИМКА-пресс, редактором
«Вестника Русского Христианского Движения». «То, что случилось с
Россией, — это уникальное явление», — сказал он в интервью «Независимой
газете» (6 июня 1996). И там же: «Я не согласен с катастрофизмом в
оценке будущего России…» Внук Петра Струве верит в Россию. И это отрадно. |