Мастер сказа, наследник лучших традиций Лескова, Шмелев
родился в замоскворечной Кадашевской слободе в богатой купеческой семье.
«Мы из торговых крестьян, — вспоминал писатель, — коренные москвичи
старой веры». Мать Евлампия Гавриловна, окончившая Институт благородных
девиц, научила Шмелева грамоте, а затем приучила к литературе. Особенно
полюбил Ваня Шмелев книги Мельникова-Печерского, а также Жюля Верна и
Майна Рида. Мальчик рос смышленным и бойким. За постоянную болтовню на
уроках в первом классе гимназии будущего писателя прозвали «римским
оратором». Свой первый рассказ «У мельницы» Шмелев
написал еще в гимназические годы. Под впечатлением свадебного
путешествия (он женился на Ольге Охтерлони) на Валаам Шмелев написал
очерки «На скалах Валаама». Обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев
усмотрел в них крамолу, однако книга все же вышла в свет, изрядно
исковерканная цензурой, в 1897 году. Это отбило охоту у Шмелева
заниматься сочинительством. Он заканчивает Московский университет и в
течение 8-ми лет служит чиновников во Владимирской казенной палате. Годы
эти обогатили его знанием уездной России. «Я знал столицу, мелкий
ремесленный люд, уклад купеческой жизни, — отмечал Шмелев. — Теперь я
узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы,
мелкопоместное дворянство». Однако чиновника из Шмелева не вышло,
по его признанию, он оказался «мертв для службы», выходит в 1907 году в
отставку и отправляется в свободное литературное плаванье. Пишет серию
рассказов — «Вахмистр», «Распад», «Гражданин Уклейкин», «Полочка» и
другие. Получает дружескую поддержку Горького и Короленко. В 1910 году
входит в товарищество «Знание», а в 1912-м становится членом-вкладчиком
Книгоиздательства писателей в Москве, в котором выходит первое его
«Собрание сочинений» в 8-ми томах (1912–1914). Общероссийскую
известность Шмелеву принесла повесть «Человек из ресторана» (1911) о
«маленьком человеке» — официанте Скороходове. Эту повесть критики
сравнивали с дебютом Достоевского. Ремизов отметил, что Шмелев встал в
ряд русских писателей «совести и протеста», наряду с Горьким, Леонидом
Андреевым и Куприным. Корней Чуковский отметил: «Шмелев написал
совершенно по-старинному, прекрасную волнующую повесть, т. е. такую
прекрасную, что ночь просидишь над нею, намучаешься и настрадаешься, и
покажется тебе, что тебя кто-то за что-то простил, приласкал или ты
кого-то простил». Особый шмелевский стиль, особое отношение к
народу. Своего сына Сергея писатель наставлял: «Думаю, что много
хорошего и даже чудесного сумеешь увидеть в русском человеке и полюбить
его, видавшего так мало счастливой доли. Закрой глаза на его
отрицательное (в ком его нет?), сумей извинить его, зная историю и
теснины жизни. Сумей оценить положительное». Абстрактно —
все правильно. А конкретно?.. В 1920 году единственный сын писателя
Шмелева, офицер Добровольческой армии Сергей Шмелев, не пожелавший
уехать с врангелевцами на чужбину, был насильно изъят из лазарета и без
суда расстрелян. В отчаянном письме к Максиму Горькому Шмелев писал:
«Мой мальчик не активник. Он был мобилизован, он больше года больной… И
все же его взяли и… кончили». И вопль: «Руки буду целовать, руки,
которые вернут мне сына!» Ивана Шмелева горе если не сломало, то
надорвало основательно. Уже в эмиграции писатель написал книгу «Солнце
мертвых», о зловещих событиях в Крыму, которую многие прочитали в Европе
и ужаснулись. Это — «кошмар, окутанный в поэтический блеск, документ
эпохи» — так определил книгу Томас Манн. «Теперь я понимаю, через какие
ужасы прошла ваша страна, — писал Шмелеву Редьярд Киплинг. —
Произведение страшное в своей правдивости». «Солнце мертвых» в СССР было строжайше запрещено: большевики не хотели помнить пролитую ими в Крыму большую кровь. Смерть
сына напрочь отвратила Ивана Шмелева от новой власти, и 20 ноября 1922
года писатель с женой выехали из Москвы в Берлин, а далее перебрались в
Париж. «Думаете, весело я живу? — писал Шмелев 19 сентября 1923 года
Куприну из Граса, где его временно приютил Бунин. — Я не могу теперь
весело! И пишу я — разве уж так весело? На миг забудешься… Сейчас
какой-то мистраль дует, и во мне дрожь внутри, и тоска, тоска… Доживаем
свои дни в стране роскошной, чужой. Все — чужие. Души-то родной нет, а
вежливости много… Все у меня плохо, на душе-то». В том же 1923
году Вера Бунина сделала такую дневниковую запись о Шмелеве: «В нем как
бы два человека: один — трибун, провинциальный актер, а другой —
трогательный человек, любящий все прекрасное, доброе, справедливое». В
Париже Шмелев жил на улице Шевер, 12, напротив Дома инвалидов.
Побывавший у него в гостях Томас Манн отметил небольшую квартирку,
дышащую убогостью и скупостью. Однако бедно, но не худо. Ив Жайтийом,
фактически приемный сын Шмелевых, вспоминал, что во Франции Шмелевы жили
так, словно никогда не уезжали из России. Ольга Александровна готовила
русские блюда — пирожки с вязигой, рыбой, мясом, капустой, щи, гречневую
и манную каши, куриный бульон. По воскресеньям к Шмелевым приходили
гости — Куприн, другие русские писатели, генерал Антон Деникин с женой и
дочкой Мариной… Летом Шмелевы жили в деревне, где писатель возился в
огороде, сажал цветы и разводил подсолнухи, каждому из которых давал
имена знакомых писателей: «Андрей Белый», «Саша Черный» и т. д. В
эмиграции Шмелев много писал — около 20 книг, в том числе несколько
крупных романов — «Няня из Москвы», «История любовная», не законченные —
«Солдаты» и «Пути небесные». В течение 17 лет работал над очерками
дореволюционного русского быта «Лето Господне». Книга «Лето Господне» —
не идиллия, не утопия, не миф, это эпос русской жизни, как и другая
книга «Богомолье». «Шмелев прежде всего русский поэт по строению
своего художественного акта, своего содержания, своего творчества —
такую оценку давал ему философ Иван Ильин. — В то же время он — певец
России, изобразитель русского исторического, сложившегося душевного и
духовного уклада, и то, что он живописует, есть русский человек и
русский народ — в его подъеме, в его силе и слабости, в его умилении и в
его окаянстве. Это русский художник пишет о русском естестве…» А
язык? А языковые обороты? «Осадил рюмку водки», «на палубе пороло
дождем»… «Это — пламенное сердце и тончайший знаток русского языка…
Шмелев, на мой взгляд, — отмечал друживший с ним Константин Бальмонт, —
самый ценный писатель из всех нынешних». «Шмелев теперь — последний и
единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству,
мощи и свободе русского языка», — сказал Куприн на 60-летии Шмелева в
1933 году. Подобных отзывов можно привести много. Но,
объективности ради, следует упомянуть и критику в адрес писателя.
Некоторые критики не принимали монархизма и православия Шмелева, все
«старое, исконное и кондовое», что было в России и которое он защищал.
Обвиняли в «полицейщине» и «черносотенстве». Эти упреки и нападки были
вызваны тем, что Шмелев «осмелился защищать историческую Россию против
революции», против новой России. Против чрезмерной «русскости»
Шмелева протестовали в основном эмигранты молодого поколения, особенно
усердствовал Георгий Адамович, он говорил, что все, что пишет Шмелев —
это-де «мертво», и «соляночка на сковородочке», и «струна, на которой
легко играть», и многое другое. 22 июля 1936 года умерла жена
Шмелева, ее потерю он мучительно переживал. До этого «трепыхающийся и
беспокойный человек», как называл себя сам Шмелев, впал в уныние и
хандру, но работать не переставал. Перенес операцию и отправился на
поправку здоровья в обитель Покрова Божьей Матери в 150 километрах от
Парижа. В день приезда с ним случился сердечный приступ, и Иван Шмелев
там и скончался, в возрасте 76 лет. В Бюсси-ан-От он собирался закончить
роман «Пути небесные». Но не закончил и сам отправился в путь… Вспомним
еще два эпизода из жизни писателя. В 1928 году он обратился к Томасу
Манну с письмом-протестом против распродажи в Берлине русских
художественных ценностей из Эрмитажа (позорная акция советской власти):
«Я верю, Вы не можете допустить спокойно, чтобы Ваша страна стала
поприщем, — сильнее сказать, разбойничьим майданом, где без зазрения
совести и громогласно могут распродаваться ценнейшие из сокровищ,
собранных веками и силами России…» Второй эпизод относится к
началу Второй мировой войны, когда Шмелев питал иллюзии, что Германия
освободит Россию от большевизма. Когда его обвинили в коллаборационизме,
он заявил: «Фашистом я никогда не был и сочувствия фашизму не проявлял
никогда». Шмелеву просто был ненавистен советский строй. И
последнее. Первое монографическое исследование, посвященное глубинам
религиозного духа Шмелева, создал немецкий литературовед Вольфганг Шрик.
А фундаментальное исследование о летописце старой, ушедшей, как
Атлантида, России, «Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева»,
написанное Ольгой Сорокиной, вышло в США, в Окленде в 1987 году. Россия,
как всегда, опаздывает с признанием своих пророков и кумиров. Одно лишь
сделано благородное дело: перенесены останки Ивана Сергеевича Шмелева с
кладбища в Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем на кладбище Донского
монастыря в Москве. Шмелев в это перенесение верил: «Знаю, придет срок —
Россия меня примет». |