Современный автор назвал свою статью о князе в «Независимой
газете» «Жизнь во все стороны» и попенял: «Петр Кропоткин разрывался
между политикой и наукой, почти не преуспев в итоге ни там, ни там».
Любят у нас критиковать других — хлебом не корми. Петр Андреевич прожил
долгую жизнь (78 лет), и его имя вошло в мировую историю, разве это
мало? Он известен не только как теоретик и философ анархизма, но еще и
как ученый (географ, геолог, биолог) и литератор (публицист, мемуарист,
историк). Книга Кропоткина «Записки революционера» (первое издание в
Лондоне, 1899) — одна из лучших мемуарных книг ушедшего века. Предки
Кропоткина — великие князья Смоленские. «Наш род действительно очень
древний, но подобно большинству родов, ведущих свое происхождение от
Рюрика, он был оттеснен, когда кончился удельный период и вступили на
престол Романовы, начавшие объединять Россию», отмечал в «Записках
революционера» Петр Кропоткин. «На восьмом году моей жизни
произошло событие, определившее как пойдет мое дальнейшее воспитание»:
на балу в честь Николая I император выделил мальчика и его назначили в
пажи. «Не знаю, потому ли, что я был самый маленький в процессии,
или потому, что мое круглое лицо с кудрями казалось особенно потешным
под высокой смушковой шапкой, но Николай пожелал видеть меня на
платформе. Мне потом сказали, что Николай, любивший всегда казарменные
остроты, взял меня за руку, подвел к Марии Александровне (жене
наследника), которая тогда ждала третьего ребенка, и по-солдатски сказал
ей: „Вот каких молодцов мне нужно!" Эта острота, конечно, заставила
Марию Александровну покраснеть. Во всяком случае я очень хорошо помню,
как Николай спросил: хочу ли я конфет? На что я ответил, что хотел бы
иметь крендельков, которые нам подавали к чаю в торжественных случаях.
Николай подозвал лакея и высыпал полный поднос крендельков в мою высокую
шапку. — Я отвезу их Саше, — сказал я Николаю». Саша — это брат Петра Кропоткина. Итак,
юный Петенька Кропоткин был сначала зачислен кандидатом в Пажеский
корпус, а в 11 лет — в 1857 году в него поступил. Помимо основных
дисциплин юный Кропоткин изучал историю, философию, социологию,
естественные науки. Пробовал себя как переводчик. Писал он на русском,
французском, английском и других европейских языках. В 1861 году
князя Кропоткина назначают камер-юнкером к самому Александру II. Какую
блестящую карьеру он мог сделать и не сделал, полностью разочаровавшись в
нравах царского двора. Кулисы императорского театра оказались
неприглядными, и «мало-помалу стал тускнеть также и тот ореол, которым я
окружил Александра». Разочаровавшись в Петербурге, молодой
офицер отправляется служить в Амурское казачье войско: его манят новые
географические открытия. Открытий он не сделал, но написал несколько
путевых заметок и этнографических очерков. В январе 1867 года
Кропоткин выходит в отставку, отвергает пост секретаря Географического
общества и из «чистой науки» уходит в «грязную политику», хотя именно
политика казалась тогда Кропоткину на редкость благородной: он загорелся
желанием пасти русский народ, в чем сказалось влияние и Чернышевского, и
Некрасова, и Герцена, и Бакунина, и прочих теоретиков-освободителей. И
князь пошел в народ, чтобы «жить его жизнью», или можно сказать иначе:
подался в модные тогда «нигилисты», которые отвергали жизнь своих отцов и
хотели переделать ее на свой лад. Занимаясь научной
деятельностью и вращаясь в Петербургском свете, Кропоткин одновременно
под именем Бородина вел пропаганду среди рабочих, рассказывал о Европе,
об Интернационале, призывал к объединению. В 1874 году «Бородин», т. е.
князь Кропоткин, был арестован и заключен в Петропавловскую крепость,
куда к нему неожиданно пришел брат Александра II великий князь Николай
Николаевич. Далее читаем воспоминания: «Он быстро подошел ко мне и
сказал: „Здравствуй, Кропоткин". Он знал меня лично и говорил
фамильярным, благодушным тоном, как со старым знакомым. — Как это
возможно, Кропоткин, чтобы ты, камер-паж, бывший фельдфебель, мог быть
замешан в таких делах и сидишь теперь в этом ужасном каземате? — У каждого свои убеждения, — ответил я. — Убеждения? Так твое убеждение, что нужно заводить революцию?..» И далее вопросы — ответы: «— Не в Сибири ли от декабристов ты набрался таких взглядов? — Нет. Я знал только одного декабриста и с тем никогда не вел серьезных разговоров. — Так ты набрался их в Петербурге? — Я всегда был такой. — Как! Даже в корпусе? — с ужасом переспросил он меня. — В корпусе я был мальчиком. То, что смутно в юности, выясняется потом, когда человек мужает». Великий
князь Николай Николаевич покинул каземат в полном недоумении, а князь
Кропоткин 30 июня 1876 года совершил дерзкий побег из крепости
(Петропавловская крепость — это не сталинский ГУЛАГ). Когда Кропоткина
вывели на прогулку и часовой на какое-то мгновенье отвернулся, князь,
выражаясь вульгарно, дал деру, предварительно сбросив зеленый фланелевый
халат арестанта (для этого он специально тренировался). Ворота были
открыты, а у ворот Кропоткина уже ждал экипаж, запряженный великолепным
призовым рысаком (который был куплен в целях быстрого отрыва). Под крик
«Держи его! Лови!» экипаж с Кропоткиным умчался от крепости. В тот же
день Кропоткин сбрил бороду и совершенно спокойно с приятелями
отправился в ресторан отпраздновать побег. А уже через несколько дней
Кропоткин через Финляндию отправился в Швецию. Свыше 40 лет
провел Кропоткин в Европе, жил то в Лондоне, то в Париже. В Париже
познакомился с Тургеневым, и классик оценил «нежную, чуткую
художественную душу» Кропоткина. А эта «нежная чуткая душа» после смерти
Бакунина стала крупнейшим теоретиком «безвластного социализма», то есть
теоретиком анархизма. Но если Михаил Бакунин исповедовал лозунг
«Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!», то Петр
Кропоткин был принципиально против разрушения и насилия, он стоял горой
за «бесшумные подвиги». В Париже Кропоткин издает книги: «Речи
бунтовщика» (1885), «Хлеб и воля» (1892), «Анархия, ее философия, ее
идеал» (1896); «Поля, фабрики и мастерские» вышли на английском языке в
Лондоне в 1899 году. Несколькими годами позднее все они появились на
русском языке. Еще одна книга принадлежит перу Кропоткина — «Современная
наука и анархия» (1913). Так что же такое анархизм в
представлении князя Кропоткина? Анархия — это не беспорядок и не хаос, а
идеальный общественный строй, основанный на взаимной помощи и
солидарности, вольная кооперация и отрицание всякого централизованного
государства, даже социалистического, это общество равноправных во всех
отношениях людей, в котором нет лишь правительства. В отличие от
Бакунина Кропоткин не ставил вопрос о немедленном революционном
выступлении, а полагал целесообразным создание анархистской партии для
«тихой подготовительной работы». Он также отрицал необходимость
революционного правительства, не признавал никакой революционной
диктатуры, ибо при ней «революция неизбежно вырождается в произвол и
деспотизм», что и подтвердилось практикой революционной России. Социальные
проекты Кропоткина, выраженные в его книгах, были встречены, однако,
весьма прохладно. Лев Толстой, который вслед за анархистами утверждал в
обществе убеждение в «неразумности и вреде власти», писал: «Читал
Кропоткина о коммунизме. Хорошо написано, и хорошие побуждения, но
поразительно слабо о том, что заставит эгоистов работать, а не
пользоваться трудами других». Как отмечали исследователи
творчества Кропоткина, его труды были слишком научными для политической
публицистики и слишком политизированными для научной литературы. Идея
Кропоткина о взаимной помощи и солидарности людей, которую он выводил из
учения Дарвина о взаимопомощи в живой природе, была хороша для
социально стабильного, гуманизированного общества, а отнюдь не для
расколотого, пронизанного взаимной ненавистью власти и интеллигенции
российского общества конца XIX — начала XX века. Никто не соглашался на
длительную социальную терапию, все жаждали быстрых хирургических мер.
Пламенный радикал Сергей Нечаев был ближе по духу нетерпеливой
интеллигенции, чем уравновешенный и умеренный анархист Кропоткин. И
все же анархизм в России появился. Первые анархогруппы были
зарегистрированы весной 1903 года в городе Белостоке Гродненской
губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ним
ремесленных рабочих. К 1910 году по всей России насчитывалось около 7
тысяч человек, исповедующих анархизм. В основном это были молодые люди
18–24 лет, и примерно 50 процентов анархистов составляли евреи. Самым
пожилым анархистом был Кропоткин, он же теоретик и организатор
движения. Кропоткин организовал и собрал съезд российских анархистов в
декабре 1904 года и все последующие съезды и конференции. В
1905–1907 годах в анархизме определились три основных направления:
анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и анархо-индивидуализм (сговориться
о едином направлении, единой стратегии и единой тактике всегда тяжело
для русских интеллектуалов). Существовало и еще одно направление, так
называемый «мистический анархизм», его родоначальниками были Вячеслав
Иванов и писатель Георгий Чулков. К ним примыкали Блок, Брюсов, Бунин,
Городецкий, Шестов. То есть пестрота в организации и разброс мнений были
велики. Многие анархисты тяготели к террору. Многим нравились слова
анархиствующего французского поэта Лорана Тайада: «Стоит ли думать о
жертвах, если жест красив!» Все это противоречило идее книги Кропоткина
«Взаимная помощь как фактор эволюции». Какая эволюция? Только революция! Вперед, на баррикады! Осчастливим весь народ насильно!.. Петр
Кропоткин приехал в Россию в июне 1917 года — после четырех десятилетий
эмиграции. Его встречала многотысячная толпа. Александр Керенский
тщетно пытался уговорить Кропоткина войти в состав Временного
правительства. Верный анархическим воззрениям, главный анархист
отказался: «Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и
полезным».
А далее последовал Октябрь. В октябрьские дни большевики
использовали анархистов в качестве боевой и разрушительной силы против
буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и
прочим необходимым. Но этот союз большевиков с анархистами был недолгим.
С анархистами жестко расправились: кто был убит, кто репрессирован,
кого изгнали из страны. В конце 20-х годов анархисты сошли с
политической арены, оставив о себе весьма противоречивое мнение. По
Москве ходила частушка: Анархист с меня стащил Полушубок теткин. Ах, тому ль его учил Господин Кропоткин. Обычное
дело: в теории одно, на практике — совсем другое. По возвращении в
Россию «мятежный князь» уже мало влиял на политическую обстановку. Он
жил на Каменном острове в роскошном особняке нидерландского консула,
который уехал в Голландию, как говорится, от греха подальше. С
Кропоткиным несколько раз встречался Корней Чуковский, в дневнике он так
описывал внешность главного анархиста: «Плечистый, массивный с
пиквикским цветом лица Кропоткин». Именно Корней Чуковский
посоветовал Ивану Сытину издать книги Петра Кропоткина. Вот как написано
об этом в «Дневнике» Корнея Ивановича: «Через час мы в доме
голландца на Каменном острове. В том же торжественном зале. Кропоткин
вышел к нам очень приветливый — и сразу же наговорил много комплиментов
Ив. Дм. Сытину. „Ваша просветительская деятельность… ваше служение
культуре…" Сытин привык к таким похвалам. Но всегда принимал их
так, будто впервые услышал. Стал кланяться по-простецки и с униженными
жестами сжал княжескую руку в двух своих. — Вот мы тут к вам с предложением, — сказал он, — и можно договор хоть сейчас… —
Только, верьте Богу, — сказал Сытин, стилизуя себя под купца-простака, —
верьте Богу, больше десяти тысяч мы при нынешних обстоятельствах дать
не можем. Десять тысяч сейчас — при подписании, — и десять тысяч потом,
когда определится подписка. Что делать? В прежнее время и по 60 тысяч
давали, но сейчас, верьте Богу и т. д. Кропоткин слушал его очень спокойно и, когда он кончил, сказал: —
Видите ли, мы, анархисты, считаем безнравственным брать деньги за
произведения ума человеческого. Я буду рад, если мои книги дойдут,
наконец-то, до русских читателей. И этой радости мне вполне довольно.
Предоставляю вам права на них — бесплатно. Сытин изменился в
лице. Наскоро попрощавшись с князем, он быстрыми шагами пошел к
автомобильчику, в котором мы приехали. Автомобильчик скрежетал и
вихлялся и подпрыгивал на выбоинах мостовой. Сытин долго молчал и только
когда мы выехали на Каменноостровский проспект, сказал укоризненно и
хмуро: — Эх, дура, даже денег не берет за свои книги. Видать, что книги — собачье дерьмо!» Да,
вот ведь как бывает. Кропоткина уважали, ценили и любили такие люди,
как Реклю, Либкнехт, Брандес, Барбюс, Томас Манн, Ромен Роллан, Бернард
Шоу и другие светлые головы, а вот русский купец-издатель Сытин его не
зауважал: «денег не берет за свои книги!» Последние годы жизни
Кропоткина были беспокойными для него: он видел, что революция «пошла
вовсе не по тому пути, который мы ей готовили…», — записывал он в
дневнике. Его отвращали аморализм и жестокость новых властей. В тяжелые и
голодные годы он отказался от всех привилегий и от продовольственного
пайка. Жил в Дмитрове незаметно, тихо (да и возраст уже был преклонный) и
работал над книгой «Этика», которую закончить не успел. Князь
Петр Кропоткин умер тихо, ночью, во сне, в возрасте 78 лет. На следующее
утро были посланы три радиограммы о его смерти в Европу и по России. В
Москве спешно образовался Комитет анархических организаций по устройству
его похорон. Вечером 10 февраля 1921 года из Дмитрова в Москву, на
Савеловский вокзал, прибыл специальный траурный поезд. На вокзале поезд
встречали толпы людей с черными и красными знаменами. Гроб с телом
покойного был выставлен в Колонном зале Дома союзов для прощания. На
один день под честное слово из тюрем были отпущены анархисты. Под пение
песен «Вы жертвою пали…» и «Споем же мы песню под звуки набата» тысячи
москвичей и приезжих прощались с тем, кто более 60 лет был для них
символом борьбы за свободу. Похороны состоялись на Новодевичьем
кладбище. Венков было множество, один из них — от Ленина. Вскоре после
похорон в столице появились музей Кропоткина, улица Кропоткинская,
площадь Кропоткина, Кропоткинская набережная, а в 30-е годы его именем
назвали одну из станций московского метрополитена. Большевикам был
выгоден мертвый Кропоткин как образ самого величайшего борца с царским
режимом и буржуазией. Прошли десятилетия, и снова в
России пробудились, казалось бы, навек уснувшие идеи анархизма. Как
написала газета «Община»: «Так да здравствует анархизм! — великая идея
свободы, взаимного уважения и солидарности людей. Пусть это мечта. Но
что может быть лучше такой мечты?.. Здравый смысл рано или поздно
восторжествует над властолюбием политиков… идеалы Добра, Свободы,
Солидарности не могут не победить». В это свято верил князь Петр Кропоткин, мечтатель и реалист. |