Рассказывать о золотых перьях Серебряного века, но не 
представить их издателей, наверное, будет неправильно. Есть неразрывная 
цепочка: автор — издатель — читатель. О читателях умолчим, а вот об 
издателях сказать необходимо. Но сначала весьма коротко о книгопечатании
 в России в конце XIX — начале XX века.  В вузовском учебнике 
«История книги» (1984) этот исторический отрезок времени назван как 
«период империализма», а раз империализм (словечко в устах марксистов 
весьма бранное), то, значит, по марксистско-ленинской теории, плохой. Но
 на самом деле это был поистине золотой период русского издательского 
дела. В книгоиздательство хлынули капиталы и, как грибы, возникали 
паевые товарищества, среди которых монопольно возвышалось товарищество 
Сытина. Кроме него активно действовало крупное акционерное общество 
«Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон», крупными издателями были также Вольф, 
Маркс, Сабашниковы, Гржебин. И, конечно, Суворин. Все они выделены в 
персоналии, и о них чуть позже.  Но, кроме перечисленных, на 
издательском рынке работали и другие фигуры. В 1896 году Н. Цетлин с 
германской фирмой «Майер» организовал книгоиздательское акционерное 
общество «Просвещение», среди изданий которого многотомный 
Энциклопедический словарь и дешевая серия «Всемирная библиотека». В 1903
 году в Петербурге возник «Кружок любителей русских изящных изданий». 
«Кружок» следовал принципам группы «Мир искусства» и издавал книги, 
красиво и изящно оформленные. В 1910 году в Москве появилось 
издательство «Мусагет», основателем которого был Эмилий Метнер, брат 
известных музыкантов. «Мусагет» специализировался на издании книг 
символистов. В конце 1912 года в Петербурге было создано издательство 
«Сирин», где видную роль играл Блок. «Сирин», как и «Мусагет», 
пропагандировал символистов. Книги «Сирином» выпускались в роскошном 
оформлении, на особого сорта толстой веленевой бумаге, в дорогих 
переплетах, — сплошные раритеты. Но, увы, в 1914 году издательство 
«Сирин» прекратило свою деятельность.  На издании книг по 
изобразительному искусству (книги были, как правило, роскошные) 
специализировался Иосиф Николаевич Кнебель (1854–1926). Он из Вены в 
1880 году приехал в Москву и занялся книготорговой деятельностью, а 
через 10 лет стал владельцем издательства. Кнебель стал первым в России,
 кто специализировался на выпуске книг и альбомов по изобразительному 
искусству. Усилиями Кнебеля вышла пятитомная «История русского 
искусства» под редакцией Игоря Грабаря. К сожалению, дальнейшие тома не 
увидели света из-за Первой мировой войны.  Помимо книг по 
искусству, Кнебель издавал многочисленные школьные пособия под лозунгом 
«Искусство в школу»; среди них были такие, как «Картины по русской 
истории», «Города России», «Картины по географии России». И еще одна 
специализация издательства Иосифа Кнебеля: 
художественно-иллюстрированные детские книги. Всего Кнебель за 30 лет 
деятельности выпустил около 700 изданий. И был, пожалуй, единственным 
издателем, кто охотно сотрудничал с советской властью, и сам возглавил 
комиссию по национализации своего имущества.  Еще видное 
издательское имя — Петр Сойкин (1862–1938). Он выпускал серии «Полезная 
библиотека» и «Библиотека романов», пользовавшиеся большой популярностью
 у читателей.  Активно работали на издательском поприще женщины: 
Ольга Попова (1848–1907) издавала дешевую серию «Рассказы о разных 
странах и народах», книги для чтения в сельской школе; в том же 
просветительском русле действовала Елизавета Водовозова (1844–1923); 
«Культурницей и народницей» слыла Александра Калмыкова (1848–1926), 
основавшая в Петербурге издательство для народных библиотек.  Нельзя
 не упомянуть и издательство «Парус», которое организовал Максим Горький
 совместно с Александром Тихоновым в Петербурге в 1915 году; в нем, 
кстати, вышла книжка Владимира Маяковского «Простое как мычание».  Так
 что издательств до революции было множество, и книг было целое 
половодье. Накануне Первой мировой войны в России было издано 34 тысячи 
книг общим тиражом почти 119 миллионов экземпляров (точная цифра: 118 
836 713). По выпуску книг Россия занимала второе место в мире. 
Естественно, издавались разные книги, от Пушкина и Гоголя до 
весело-разухабистого Виктора Крылова и иных легковесных авторов. Много 
издавалось серьезной и научной литературы, однако немало и несерьезного 
чтива — эротические романы, декадентские стихи, всевозможные сыщицкие 
приключения, «Шерлок Холмс и Нат Пинкертон все вытеснили», — жаловались в
 начале 1909 года «Известия книжных магазинов М.О. Вольфа». Такая же 
пестрая картина, какую мы видим сегодня на книжном рынке.  «Существовала
 безграмотная традиция „шиповников", чудовищная по аляповатости и 
невежественной претенциозности альманашная литература», — сетовал 
поклонник красоты и изящества Осип Мандельштам.  И все же хороших и достойных книг было немало.    Созданья легкие искусства и ума, Труд англичанина, и немца, и француза! С желтеющих листов глядит на нас сама Беспечной старины улыбчивая муза… —    как писал Георгий Иванов.  А
 потом грянула Октябрьская революция. В январе 1918 года был создан 
революционный трибунал печати. Ленин провозгласил лозунг «Книга — 
огромная сила», но вскоре оказалось, что не всякая книга, а только 
нужная советской власти и государству рабочих и крестьян. Но на первых 
порах издательское дело еще трепыхалось. В июле 1918 года даже было 
основано новое издательство «Алконост» во главе с Самуилом Алянским. 
Среди авторов Серебряного века была издана и поэма Блока «Двенадцать» с 
иллюстрациями Юрия Анненкова. Однако в 1923 году «Алконост» прекратил 
свое существование.  Осенью 1918 года возникло 
издательство «Всемирная литература». Ему удалось выпустить 72 названия 
из предполагаемых 15 000. Немного «порезвились» в первые годы советской 
власти частные и кооперативные издательства Сытина, братьев 
Сабашниковых, Маркса, Сойкина, братьев Думновых и других. Но им на смену
 уже шли откровенно просоветские издательства — «Прибой», «Колос» и уже 
совсем верноподданнический «Коммунист». И будущий издательский монстр — 
Госиздат, который вначале возглавил большевистский критик Воровский.  Вскоре
 пришел конец всем буржуазно-просветительским издательствам, как их 
тогда называли. Взошла заря советских издательств, с жестко выбранной 
тематикой книг и авторов, и, конечно, цензурой. Имена писателей и поэтов
 Серебряного века, покинувших новую Россию, на долгие годы исчезли из 
издательских планов. Им на смену пришли свои, доморощенные советские 
классики. Советская литература потекла «железным потоком»…  Ну, а теперь, как и обещано — немного издательских персоналий.  |