Рассказывать о золотых перьях Серебряного века, но не
представить их издателей, наверное, будет неправильно. Есть неразрывная
цепочка: автор — издатель — читатель. О читателях умолчим, а вот об
издателях сказать необходимо. Но сначала весьма коротко о книгопечатании
в России в конце XIX — начале XX века. В вузовском учебнике
«История книги» (1984) этот исторический отрезок времени назван как
«период империализма», а раз империализм (словечко в устах марксистов
весьма бранное), то, значит, по марксистско-ленинской теории, плохой. Но
на самом деле это был поистине золотой период русского издательского
дела. В книгоиздательство хлынули капиталы и, как грибы, возникали
паевые товарищества, среди которых монопольно возвышалось товарищество
Сытина. Кроме него активно действовало крупное акционерное общество
«Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон», крупными издателями были также Вольф,
Маркс, Сабашниковы, Гржебин. И, конечно, Суворин. Все они выделены в
персоналии, и о них чуть позже. Но, кроме перечисленных, на
издательском рынке работали и другие фигуры. В 1896 году Н. Цетлин с
германской фирмой «Майер» организовал книгоиздательское акционерное
общество «Просвещение», среди изданий которого многотомный
Энциклопедический словарь и дешевая серия «Всемирная библиотека». В 1903
году в Петербурге возник «Кружок любителей русских изящных изданий».
«Кружок» следовал принципам группы «Мир искусства» и издавал книги,
красиво и изящно оформленные. В 1910 году в Москве появилось
издательство «Мусагет», основателем которого был Эмилий Метнер, брат
известных музыкантов. «Мусагет» специализировался на издании книг
символистов. В конце 1912 года в Петербурге было создано издательство
«Сирин», где видную роль играл Блок. «Сирин», как и «Мусагет»,
пропагандировал символистов. Книги «Сирином» выпускались в роскошном
оформлении, на особого сорта толстой веленевой бумаге, в дорогих
переплетах, — сплошные раритеты. Но, увы, в 1914 году издательство
«Сирин» прекратило свою деятельность. На издании книг по
изобразительному искусству (книги были, как правило, роскошные)
специализировался Иосиф Николаевич Кнебель (1854–1926). Он из Вены в
1880 году приехал в Москву и занялся книготорговой деятельностью, а
через 10 лет стал владельцем издательства. Кнебель стал первым в России,
кто специализировался на выпуске книг и альбомов по изобразительному
искусству. Усилиями Кнебеля вышла пятитомная «История русского
искусства» под редакцией Игоря Грабаря. К сожалению, дальнейшие тома не
увидели света из-за Первой мировой войны. Помимо книг по
искусству, Кнебель издавал многочисленные школьные пособия под лозунгом
«Искусство в школу»; среди них были такие, как «Картины по русской
истории», «Города России», «Картины по географии России». И еще одна
специализация издательства Иосифа Кнебеля:
художественно-иллюстрированные детские книги. Всего Кнебель за 30 лет
деятельности выпустил около 700 изданий. И был, пожалуй, единственным
издателем, кто охотно сотрудничал с советской властью, и сам возглавил
комиссию по национализации своего имущества. Еще видное
издательское имя — Петр Сойкин (1862–1938). Он выпускал серии «Полезная
библиотека» и «Библиотека романов», пользовавшиеся большой популярностью
у читателей. Активно работали на издательском поприще женщины:
Ольга Попова (1848–1907) издавала дешевую серию «Рассказы о разных
странах и народах», книги для чтения в сельской школе; в том же
просветительском русле действовала Елизавета Водовозова (1844–1923);
«Культурницей и народницей» слыла Александра Калмыкова (1848–1926),
основавшая в Петербурге издательство для народных библиотек. Нельзя
не упомянуть и издательство «Парус», которое организовал Максим Горький
совместно с Александром Тихоновым в Петербурге в 1915 году; в нем,
кстати, вышла книжка Владимира Маяковского «Простое как мычание». Так
что издательств до революции было множество, и книг было целое
половодье. Накануне Первой мировой войны в России было издано 34 тысячи
книг общим тиражом почти 119 миллионов экземпляров (точная цифра: 118
836 713). По выпуску книг Россия занимала второе место в мире.
Естественно, издавались разные книги, от Пушкина и Гоголя до
весело-разухабистого Виктора Крылова и иных легковесных авторов. Много
издавалось серьезной и научной литературы, однако немало и несерьезного
чтива — эротические романы, декадентские стихи, всевозможные сыщицкие
приключения, «Шерлок Холмс и Нат Пинкертон все вытеснили», — жаловались в
начале 1909 года «Известия книжных магазинов М.О. Вольфа». Такая же
пестрая картина, какую мы видим сегодня на книжном рынке. «Существовала
безграмотная традиция „шиповников", чудовищная по аляповатости и
невежественной претенциозности альманашная литература», — сетовал
поклонник красоты и изящества Осип Мандельштам. И все же хороших и достойных книг было немало. Созданья легкие искусства и ума, Труд англичанина, и немца, и француза! С желтеющих листов глядит на нас сама Беспечной старины улыбчивая муза… — как писал Георгий Иванов. А
потом грянула Октябрьская революция. В январе 1918 года был создан
революционный трибунал печати. Ленин провозгласил лозунг «Книга —
огромная сила», но вскоре оказалось, что не всякая книга, а только
нужная советской власти и государству рабочих и крестьян. Но на первых
порах издательское дело еще трепыхалось. В июле 1918 года даже было
основано новое издательство «Алконост» во главе с Самуилом Алянским.
Среди авторов Серебряного века была издана и поэма Блока «Двенадцать» с
иллюстрациями Юрия Анненкова. Однако в 1923 году «Алконост» прекратил
свое существование. Осенью 1918 года возникло
издательство «Всемирная литература». Ему удалось выпустить 72 названия
из предполагаемых 15 000. Немного «порезвились» в первые годы советской
власти частные и кооперативные издательства Сытина, братьев
Сабашниковых, Маркса, Сойкина, братьев Думновых и других. Но им на смену
уже шли откровенно просоветские издательства — «Прибой», «Колос» и уже
совсем верноподданнический «Коммунист». И будущий издательский монстр —
Госиздат, который вначале возглавил большевистский критик Воровский. Вскоре
пришел конец всем буржуазно-просветительским издательствам, как их
тогда называли. Взошла заря советских издательств, с жестко выбранной
тематикой книг и авторов, и, конечно, цензурой. Имена писателей и поэтов
Серебряного века, покинувших новую Россию, на долгие годы исчезли из
издательских планов. Им на смену пришли свои, доморощенные советские
классики. Советская литература потекла «железным потоком»… Ну, а теперь, как и обещано — немного издательских персоналий. |