Среди философов Серебряного века весьма трудно определить,
кто из них самый лучший, самый глубокий, ибо выбор этот крайне
субъективен. Один из старейших зарубежных деятелей эмиграции архиепископ
Сан-Францисский Иоанн считает Семена Франка «одним из самых больших
русских философов XX века». Высоко ставит Франка и его
коллега по философии Василий Зеньковский (1881–1962), тоже оригинальный
мыслитель, но, увы, не попавший в наш ряд, как и Лев Карсавин и другие
философы: как вы понимаете сами, нельзя объять необъятное. Так,
Зеньковский писал: «По силе философского зрения Франка без колебания
можно назвать самым выдающимся русским философом вообще, — не только
среди близких ему по идеям». Но самое интересное то, что Франк
мог стать не русским философом, а еврейским. Он родился в еврейской
семье, где его усиленно приобщали к еврейским религиозным традициям и
учили еврейской книжной мудрости. Дед Франка, правоверный еврей, один из
столпов московской синагоги, заставил мальчика выучить древнееврейский
язык и читать на нем Библию. «Умирая, — вспоминает Франк, — он просил
меня, тогда четырнадцатилетнего мальчика, не переставать заниматься
еврейским языком и богословием. Этой просьбы я, в буквальном смысле, не
выполнил. Думаю, однако, что в общем смысле я, обратившись к
христианству и потеряв связь с иудаизмом, все же остался верен тем
религиозным основам, которые он во мне заложил…» Семен Франк
окончательно порвал с иудаизмом в 1912 году, когда в 35-летнем возрасте
принял православие и окончательно вступил в ряды русских философов.
Более того, как отмечал Зеньковский, «книги Франка могут быть признаны
образцовыми, — по ним надо учиться русским философам…» Гимназическое
образование Франк получил в Москве и в Нижнем Новгороде, где одно время
жила его семья. В 1894 году он поступил на юридический факультет
Московского университета и сразу же вступил в социал-демократический
кружок (и Франк не избежал в молодости обольщения марксизмом). Позднее
он писал: «Марксизм увлек меня своей наукообразной формой. Меня
привлекала мысль, что жизнь человеческого общества можно познавать в его
закономерности, изучая его, как естествознание изучает природу…
Революционную и этическую тенденцию марксизма я принимал, но душа моя к
ней не лежала». Разочарование в марксизме совпало со знакомством с
Петром Струве, ставшим самым близким другом Франка на всю жизнь; вместе
они не раз творчески сотрудничали в различных печатных изданиях
(журналы «Освобождение», «Полярная звезда», «Свобода и культура» и
другие). Еще один знаковый этап в жизни Франка: прочтение в 1902
году книги Ницше «Так говорил Заратустра». «С этого момента, — пишет
Франк, — я почувствовал реальность духа, реальность глубины в моей
собственной душе — и без каких-либо особых решений моя внутренняя жизнь
была решена. Я стал „идеалистом", не в кантианском смысле, а
идеалистом-метафизиком, носителем некоего духовного опыта, открывавшего
доступ к незримой внутренней реальности бытия. Я стал философом…» Окончательно
эти новые взгляды сложились у Франка к 1909 году, когда он публикует в
сборнике «Вехи» свою статью «Этика нигилизма». Общую нить всего сборника
— обнажение духовной нищеты радикального нигилизма, разрушительной
энергии «революционаризма» — Франк вплетает в ткань тончайшего
философско-этического исследования. Нравственное миросозерцание
интеллигенции Франк определяет как «нигилистический морализм»: «Русский
интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев,
никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей,
поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые…» По
Франку, движущей силой революции служит ненависть к врагам народа.
Однако эта ненависть пагубно отражается на всем — на литературе,
искусстве, науке, религии, они «вырождаются, когда борьба с чужими
взглядами вытесняет самостоятельнее творчество новых идей;
нравственность гибнет, когда отрицательные силы порицания, осуждения,
негодования начинают преобладать в моральной жизни над положительными
мотивами любви, одобрения, признания». Переходя к проблемам
экономики, Франк говорит о неверной установке революционеров к
достижению счастья людей через простое разрушение существующего строя,
революционеры забывают очевидную истину, что вне национального богатства
вообще немыслимо народное благосостояние. А «моральный пафос социализма
сосредоточен не на необходимости труда, а на распределительной
справедливости». Франк окончательно отходит от политики. С 1906
по 1917 год он преподает философию в различных учебных заведениях
Петербурга, готовит магистерскую диссертацию в Германии, возглавляет
философский и литературный отделы в журнале «Русская мысль». От раскатов
революции спасается в Саратове, но возвращается в Москву и ведет
преподавание на философском факультете Московского университета. А
дальше — изгнание из России; в августе 1922 года «корабль мудрецов», или
«философский пароход», увозит Франка с группой ученых за границу.
Формулировка обвинения Франка была такой: «…Франк не опасен как
непосредственно боевая сила, но вся его литература и выступления в
Юридическом обществе и в Петроградском философском обществе направлены к
созданию единого философско-политического фронта определенно
противосоветского характера». И прелестный вывод: «Несомненно вредный». «Несомненно
вредный» Франк поселился в Берлине. Преподает. Пишет. По поводу его
книги «Крушение кумиров» (1924) Иван Шмелев говорит: «Эта книга —
великое зеркало, в котором увидишь многое: прошлое и Россию, душу
русской интеллигенции, ошибки, ложь и неправду жизни, и — широкий выход
из тупика смерти». После нескольких нежелательных бесед в гестапо
(для нацистов он прежде всего иудей) Франк покидает Германию и в
1938–1945 годах живет во Франции. В 1939 году в Париже выходит его книга
«Непостижимое», через десять лет — «Свет во тьме». Как рассказывает
богослов и историк церкви Николай Зернов: «Франк не принимал активного
участия в политической жизни русской эмиграции. Он жил в стороне от ее
шумной и часто бесполезной деятельности… Его доброжелательность,
терпимость, проникновенность казались прирожденными. Он обладал даром
мудрости. Его спокойный, негромкий голос звучал властно и заставлял
прислушиваться к себе… Франк — личность на редкость гармоническая. В нем
соединились философ-мистик и талантливый публицист, литературовед.
Маркс и Ницше, Гете и Николай Кузанский, Владимир Соловьев и отцы Церкви
— это были краеугольные камни, из которых складывалось стройное здание
его интеллектуального мира». Приведем и нарисованный профессором и
историком церкви Антоном Карташевым портрет Франка: «…Я не переставал
удивляться исключительному впечатлению, которое оставляла во мне его
крупная, рослая фигура. Медлителен, неговорлив, с тихим голосом.
Бесстрастен, нерезв, нешутлив. Выразительно, лучисто улыбался лишь
своими большими выпуклыми глазами. Казалось, вот такой был Адам. Такова
природа первых восточных людей. Что-то по природе почтенное, даже
величественное». Во время войны во Франции Франку
пришлось тяжко — он жил в горах близ Гренобля и из-за постоянных облав
гестапо на евреев вынужден был скрываться по целым дням в лесу.
Согласитесь, совсем не философское занятие. В сентябре 1945 года Франк
уезжает в Англию к детям и последние 5 лет своей жизни живет у своей
дочери Натальи в Лондоне, работая над книгой «Реальность и человек».
Скончался Франк в 73 года от рака легких. Болезнь была мучительной, и он
очень страдал. Не знаю, помогал ли Семену Людвиговичу его постулат:
страдание, воспринимаемое как возможность приблизиться к Богу, может
быть благотворным. Те, кто видел Франка, говорят, что он был физически
слаб, но духовно бодр и просветлен. Может быть, ответ на подобное
просветление нужно искать в ранней книге Франка «Предмет знания» (1915)? И опять же по Франку: во тьме всегда есть свет… |