Пятница, 22.11.2024, 22:24


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [99]
ИНФОГРАФИКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА [3]

Главная » Файлы » ЛИТЕРАТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА » ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ФОФАНОВ Константин Михайлович
24.03.2016, 19:59
После смерти Фофанова его горячий поклонник Игорь Северянин воскликнул: Погасли пламенные похороны
 Поэта, спящего в мечте…
 Да озарится имя Фофанова
 В земной пустыне и тщете!..
 
 Не озарилось. Фофанов так и остался в тени Серебряного века, более поэтом XIX века, нежели XX. Звезды ясные, звезды прекрасные
 Нашептали цветам сказки чудные;
 Лепестки улыбнулись атласные,
 Задрожали листы изумрудные…
 
 Слишком все просто и слишком однозначно, без подтекста и второго плана. Серебристы писали иначе. И поэтому Фофанов разошелся с литературными искусниками и аристократами, считая, что они «разрушают» дело Пушкина своим кривляньем. Прочь, князья уродства,
 Душен ваш бесчувственный огонь… —
 
 писал Фофанов в стихотворении «Декадентам». Константин Фофанов родился в семье мелкого купца, достаточного образования не получил. Рано увлекшись чтением, пристрастился к поэзии и в 13-летнем возрасте начал писать стихи, чему не находил сочувствия в семье. Порвал с родными и ушел из дома, став поэтом-профессионалом. Впервые его стихи «Из библейских мотивов» появились в газете «Русский еврей» от 8 июля 1881 года. С этого момента начал печататься регулярно. В 1887 году вышла первая книга стихотворений, на которую откликнулся Чехов в письме к Григоровичу: «Из поэтов начинает выделяться Фофанов. Он действительно талантлив». Первая книга стихов Фофанова выдвигалась даже на соискание Пушкинской премии. В 1889 году вышла вторая книга, в 1892 году — третья «Тени и тайны», лучшая из всех фофановских книг. Последующие сборники («Иллюзии», «После Голгофы») были значительно слабее в художественном отношении. Как отмечал Брюсов, «прекрасные стихотворения у Фофанова чередуются с совершенно ничтожными». Разбирая творчество Фофанова, Игорь Северянин писал: «Творчество Фофанова полярно: с одной стороны, жалкая посредственность, с другой — талант, граничащий с гением: Скорей в постелю, поэтесса…
 
 и: Я сердце свое захотел обмануть,
 А сердце меня обмануло… —
 
 написано одним и тем же автором! Этому поверить трудно, однако это так…» И далее Северянин упрекает Фофанова в «вопиющей небрежности, необдуманной наскорости». Но всю эту недоработанность Северянин прощает Фофанову за его удивительную талантливость, за особую пленительность строк, таких, как эти: Быть может, тебя навестить я приду
 Усталой признательной тенью
 Весною, когда в монастырском саду
 Запахнет миндальной сиренью?
 
 Или других строк: Едва-едва забрезжило весной,
 Навстречу вешних дней мы выставили рамы,
 В соседней комнате несмелою рукой
 Моя сестра разучивала гаммы.
 Духами веяло с подержанных страниц, —
 И усики свинцово-серой пыли
 В лучах заката реяли и плыли,
 Как бледный рой усталых танцовщиц…
 
 Фофанов жил как бы в «двух мирах», о чем он недвусмысленно признавался: Блуждая в мире лжи и прозы,
 Люблю я тайны божества:
 И гармонические грезы,
 И музыкальные слова.
 Люблю, устав от дум заботы,
 От пыток будничных минут,
 Уйти в лазоревые гроты
 Моих фантазий и причуд…
 
 А пока Фофанов старался укрыться в «лазоревом гроте» — Столица бредила в чаду своей тоски,
 Гоняясь за куплей и продажей;
 Общественных карет болтливые звонки
 Мешались с лязгом экипажей…
 
 И эти жуткие автомобили — порождение грохочущей цивилизации — Мелькают, как птицы, моторы
 И пыль по дороге кружат,
 И слепнут прохожего взоры,
 И кажется, камни дрожат…
 
 Представьте, в каком ужасе пребывал Фофанов, этот человек природы, а отнюдь не городской жизни, как ему было неуютно, тоскливо, противно: Мы при свечах болтали долго
 О том, что мир порабощен
 Кошмаром мелочного торга,
 Что чудных снов не видит он…
 
 А Фофанову хотелось иного — сна наяву: Дорогая моя! если б встретиться нам
 В звучном празднике юного мая
 И сиренью дышать, и внимать соловьям,
 Мир любви и страстей обнимая, —
 О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
 Сколько грез в моем сердце усталом
 Этот май — баловник, этот май — чародей
 Разбудил бы своим опахалом!
 
 Однако и с «дорогоóй» у Фофанова не получилось так, как хотелось: солнечно и беззаботно. Еще будучи гимназисткой, Лидия Тупылева пришла к Фофанову и попросила его написать стихи ей в альбом. Позднее эта Лидия, выпускница Смольного института, стала женой поэта и «подарила» ему 11 детей, из которых двое умерли в раннем возрасте. Большая семья плюс постоянные болезни, которые одолевали Фофанова, плюс неравномерность литературных заработков, и отсюда тихое отчаянье: Мой друг, у нашего порога
 Стучится бледная нужда…
 
 Нужда до такой степени, что однажды поэт пытался дать объявление для газеты: «Желаю получить место швейцара, дворника или полового». Ну, и, конечно, пагубное пристрастие к алкоголю. В «Медальоне», посвященном Фофанову, Северянин писал: Он, суеверный в сумерки влюбленный,
 Вином и вдохновеньем распаленный,
 Вливал в стихи свой скорбный виноград.
 
 Константин Фофанов шел по стопам Аполлона Григорьева, да и других русских поэтов, загубленных вином. Ужасно было и то, что и жена была подвержена этому недугу и было непонятно, кто на кого дурно влиял — Фофанов на жену или жена на Фофанова?.. «Фофанов был обаятельным, мягким, добрым, ласковым и сердечным человеком, очень нравственным, религиозным и даже застенчивым по-детски», — вспоминает Северянин. Но в пьяных загулах был Фофанов, конечно, иным. За две недели до смерти Фофанова Игорь Северянин с другом поэта посетили Фофанова: «Застали мы его в постели, как всегда без гроша в доме. Он жаловался на боли в левом боку, кашлял, но был весел и оживлен, по обыкновению много шутил и развлекал нас остротами и эпиграммами преимущественно на высочайших особ. Он потребовал, чтобы жена распорядилась послать за водкой, и, несмотря на наши протесты и на доводы о вреде вина во время болезни, водка все же была добыта, и мы вынуждены были, скрепя сердце, выпить с ним несколько рюмок…» Фофанов умер в больнице от воспаления легких при общей истощенности организма, да еще при психическом заболевании, в возрасте 49 лет. Очевидно, сам Фофанов чувствовал свой приближающийся конец и поэтому написал траурную «Элегию»: Мои надгробные цветы
 Должны быть розовой окраски:
 Не все я выплакал мечты,
 Не все поведал миру сказки.
 
 Не доóпил я любовных снов
 Благоуханную отраву,
 И не допел своих стихов,
 И не донес к сединам славу…
 
 Так считал Фофанов и делал вывод: «И пал я жертвой суеты…» Тут с поэтом можно поспорить. Не суеты. Просто он не попал в ногу со временем. Блок, Бальмонт, Белый и другие поэты Серебряного века отвечали на запросы своей эпохи, а Фофанов, этот «настоящий, прирожденный поэт „божией милостью"» (как написал о нем в некрологе Брюсов) не смог быть созвучным своему времени. И еще. Некая литературная ирония. Северянин сокрушался в свое время, что читающая публика поставила Надсона выше Фофанова, что-де Надсон со своим общественным беспокойством и тревогой «пришелся по вкусу и был принят целиком. Какое могло быть дело публике до жалкого однообразия его размеров, вопиющего убожества затасканных глагольных рифм, маринованных метафор и консервированных эпитетов? Самое главное было налицо: „тоска по иному", все остальное не замечали, не хотели замечать и замечать не умели…». Напротив, у Фофанова, по мнению Северинина, был богатейший поэтический арсенал средств выражения, но публика не носила Фофанова на руках. Ирония еще и в том, что в 1998 году в Петербурге, в серии «Библиотека поэзии» Семен Надсон и Константин Фофанов вышли под одной обложкой, в одной книге. Игорь Северянин бы ужаснулся… Игорь Северянин всегда восторгался Фофановым и посвятил ему несколько своих поэз. Вот одна из них: Возьмите Фофанова в руки
 И с ним идите в вешний сад.
 Томленье ваше, скуку, муки
 Его напевы исцелят.
 
 Себя самих не понимая,
 Вы вдруг заискритесь, как «Мумм»,
 Под «Майский шум» поэта мая
 И под зеленый майский шум…
 
 Остается только расшифровать, что «Мумм» — это сорт густого пива, в дореволюционные годы весьма популярного. Так что — Берите Фофанова в руки
 И с ним бегите в вешний сад!
Категория: ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | Добавил: admin | Теги: Русская литература XX век, представители серебряного века в ру, сайт для преподавателей русского яз, Серебряный век
Просмотров: 908 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0