Серебряный век породил массу эстетной, рафинированной
литературы. Ею наслаждались люди в основном образованные, хорошо
ориентирующиеся в истории, религии и искусстве. Ну, а публика помоложе и
попроще, и в частности женщины, — что читали они? Вербицкую и Чарскую —
именно эти две писательницы стояли у истоков массовой литературы. О Вербицкой
мы уже говорили, настал черед Чарской. Родилась Чарская в семье военного.
Закончила Павловский женский институт. Увлеклась театром и после окончания
драматических курсов в 1898 году была принята в труппу Александрийского театра,
на сцене которого играла более 20 лет, в основном вторые-третьи роли, так и не
сумев покорить петербургского зрителя. Но Чарская покорила читателя, и не
только петербургского, а российского. В 1902 году вышла ее первая книга
«Записки институтки», — и сразу бешеный успех, книга стала, как мы сейчас
говорим, бестселлером. Издатель Маврикий Вольф мгновенно понял, что книги
Чарской — это золотая жила, и заключил с писательницей выгодный для себя
договор: львиную долю прибыли себе и малую часть — Чарской. Всего Чарская
написала около 80 книг — романы, повести, рассказы и даже стихи, последние
выходили у нее весьма слабыми и сентиментальными: Вышла сиротинка ранним утром
в поле,
Много увидала цветиков на воле,
Цветиков душистых: розовую кашку,
Синюю фиалку, белую ромашку…
Проза была явно лучше за счет
увлекательного сюжета и повышенной эмоциональности. В основном книги Чарской
были рассчитаны на малышей и юношество. Особенно удавалось Чарской описание
жизни воспитанниц закрытых учебных заведений и гимназисток — «Княжна Джаваха»
(1903), «Люда Влассовская» (1904), «Записки сиротки» (1907) и другие книги
Чарской были рекомендованы Министерством народного образования для библиотек
школ и гимназий. «Обожаемая Лидия Алексеевна» была кумиром гимназисток, а ее
персонажи — смелая и гордая Нина Джаваха (кстати, Марина Цветаева воспела ее в
одном из своих стихотворений) и мягкая Люда Влассовская — ходили в героях у
подрастающего поколения. Профессиональные критики недоумевали: «За что дети
любят и обожают Чарскую?» «Обожание книг Чарской — только грозный признак того,
что мы на распутьи…», — бил в набат один из критиков. Но больше всего
досталось писательнице от Корнея Чуковского, который выступил в сентябре 1912
года в газете «Речь» с разгромной статьей по поводу книг Чарской и назвал ее
«гением пошлости». Справедливо ругая писательницу за отдельные стилистические
огрехи и определенную банальность сюжетов, за обилие поцелуев, слез и
обмороков, Чуковский все же не ответил на главный вопрос, почему Чарскую читали
взахлеб? А ответ был прост: книги Чарской затрагивали самые чувствительные
струны в восприятии юных читательниц, заставляя их сопереживать и сострадать
героям книг, подражать их искренности, доброте, вместе с ними мечтать, любить и
верить, что добро обязательно победит зло. Чарская писала добрые книги и в этом
был корень их популярности. Октябрьская революция поставила крест на доброте.
Книги Чарской были признаны социально вредными. Затем были запрещены и изъяты
из библиотек. Однако еще долго наиболее любимые повести Чарской, переписанные
от руки, ходили среди читателей. Сама писательница, больная туберкулезом,
крайне бедствовала, и сердобольный Корней Чуковский, простив ее прежние
«грехи», включил Чарскую в список писателей, нуждающихся в помощи, вместе с
Сологубом, Ивановым-Разумником, Горнфельдом, Ахматовой и другими. На дворе
стоял 1924 год. Увы, Чарской уже никто не мог помочь. Кое-как она перебивалась
детскими рассказами в журналах «Чиж» и «Еж», но печатали эти рассказы только
под псевдонимом: Чарская для советской литературы не существовала. В одной из
последних рецензий на ее творчество Федор Сологуб писал: «Чарская имела большую
дерзость сказать, что дети не нуждаются ни в воспитании, ни в исправлении от
взрослых…» Но именно в этом и был заключен литературный «криминал»: в новой
России дети должны были строго слушаться старших, сбиваться в пионерские стаи и
шагать в едином строю, звонко распевая песню: «Взвейтесь кострами, синие ночи.
Мы — пионеры — дети рабочих…» Юная княжна Джаваха, которая так понравилась
Марине Цветаевой, вынуждена была сойти с исторической сцены и уступить место
двум Павлам — Павлику Морозову и Павке Корчагину. Именно об этом я с грустью
подумал, когда случайно на горе в районе курортного городка Адлер столкнулся с
одиноким памятником Чарской — каменный могильный четырехугольник, заросший
травой и заброшенный людьми. Правда, было это в 1975 году. Может быть, сейчас
все изменилось и время пошло вспять — от следователя Каменской к княжне
Джавахе? Но это вряд ли…
|