Братья Сабашниковы. Как часто бывает у братьев, у них
по-разному сложилась судьба. Старший Михаил Васильевич прожил 71 год
(родился 22 сентября (5 октября) 1871 года в Москве — умер 12 февраля
1943 года в Москве). Младший Сергей Васильевич прожил всего 35 лет (1873
— 22 марта 1909). По-разному складывалась их личная жизнь, но в историю
российской книги они вошли вместе как создатели одного из культурных и
академических издательств, осуществлявшего «программу того, что может
быть названо русским гуманизмом», как говорили тогда. Книговед
Евгений Осетров в предисловии к «Воспоминаниям» М.В. Сабашникова
предпослал такие слова: «Поэтами рождаются. Издателями делаются. Михаил
Сабашников, как мне представляется, явился на белый свет, чтобы умножить
сокровища книжного мира. Его бессребренность носила столь щедрый
характер, что казалась совершенно невероятной. Из уст в уста
передавалась писательская фраза: „У него попросишь тысячу, а он дает
пять". Впрочем, разве не такими были самые крупные из русских
издателей-тружеников? Когда я думаю о Михаиле Сабашникове, в памяти
возникают такие фигуры, как Николай Новиков, Василий Плавильщиков,
Александр Смирдин, Флорентий Павленков, Иван Сытин, — дружина духовных
богатырей, чьим победоносным оружием была Книга…» Михаил и Сергей
Сабашниковы воспитывались в семье, где сильны были культурно-книжные
традиции, и все члены семьи были увлечены идеей просветительства народа.
Именно это и привело Михаила в 19, а Сергея в 17 лет к издательской
деятельности. «В университетские годы начали мы с братом Сережей
свою издательскую деятельность, — читаем мы в „Воспоминаниях"
Сабашникова-старшего. — Собственно, начало ее надо отнести к весне 1889
года, когда мы перед отъездом за границу сговорились с Петром
Феликсовичем Маевским о создании первого оригинального русского
определителя растений». С Маевским братья «много
ботанизировали» и решили создать русский аналог «Определителю
среднегерманской флоры». Первая книга братьев «Флора Средней России»
вышла в 1891 году с обозначением «Издание Е.В. Барановской», т. е.
сестры Сабашниковых. А уже потом появилась фирма братьев М. и С.
Сабашниковых. На первом этапе издательство братьев носило
естественно-научный характер, олицетворяемый тимирязевской «Жизнью
растений» и учебником ботаники. На втором этапе появился гуманитарный
уклон, связанный с «Памятниками мировой культуры», «Пушкинской
библиотекой», «русскими Пропилеями». Потом наступило время научных серий
— «Строение вещества», «Труды Психиатрической клиники МГУ». И уже на
заключительной фазе издательской деятельности — «Записки прошлого» —
серия, которая имела повышенную популярность. Прославила
издательство Сабашниковых серия «Памятники мировой культуры», которая
стала выходить с 1903 года — Софокл, Еврипид, Фукидид и другие корифеи
древности, а также памятники народного творчества — «Калевала», сербский
эпос, русские былины и прочее. К ее созданию Сабашниковы привлекли
лучших переводчиков и филологов — Фаддея Зелинского, Валерия Брюсова,
Вячеслава Иванова, Константина Бальмонта… Всего в серии вышло 30
«вечных» книг. Привлекательны для читателей были многотомный
сборник «Русские Пропилеи» (1915–1919) — не опубликованные ранее
произведения русских писателей и мыслителей, в частности письма Марии
Волконской из Сибири, дневник Александра Герцена, неизданные
стихотворения Тараса Шевченко… Очень интересно просматривать
каталог книг Сабашниковых, изданных в последние 1917–1924 годы: тут и
«Поэты пушкинской поры», и «Хлеба России», и «Слово о полку Игореве», и
«Песнь о Гайавате», и «Величие и падение Рима», и другие замечательные
книги, отмеченные высокой филологической культурой. В 1909 году
трагически погиб Сергей Сабашников, и издательский воз повез один Михаил
Сабашников; ему со временем стал помогать сын Сергей (1898–1952). Наступил
зловещий для издательства Сабашникова 1917 год. Во время октябрьских
событий в Москве дом Сабашниковых оказался в районе боев. Пламя охватило
здание. Сгорели контора и издательство, склад, все имущество и личная
библиотека… «Мы вышли из пожарища в чем были, вынеся с собой лишь то
немногое, что могло быть захвачено на руках, между прочим издательские
рукописи, едва ли не самое ценное, что удалось спасти», — вспоминал
Михаил Сабашников. Несмотря на то, что сгорела личная квартира и
контора, издательство Сабашниковых поднялось с колен и благодаря
заступничеству и протекции всесильного наркома Луначарского (был получен
кредит) возобновило свою деятельность. И Михаил Сабашников спорил с
Михаилом Гершензоном о том, что лучше издавать. «Но как трудно было
тогда издавать книги!» — восклицает в воспоминаниях Михаил Васильевич,
имея в виду исключительно советское время. До некоторой поры
издательство Сабашниковых терпели. Красноречиво признание Луначарского
по поводу политики власти в отношении частных издательств: «Наиболее
культурным из них, вроде Сабашниковых, надо помогать, пока мы не будем в
силах их заменить полностью». Запреты, цензура, финансовые и
иные трудности советского времени сводили работу издательства
Сабашниковых на нет. В 1922 году было прекращено издание «Пушкинской
библиотеки». В 1924–1926 годах прекратились и другие известные серии
издательства Сабашниковых — «Страны: века и народы», «Ломоносовская
библиотека», «Памятники мировой культуры». Последним и единственным в
эти годы крупным изданием оставались «Записи прошлого». В 1930
году издательство Михаила и Сергея Сабашниковых было закрыто. До 1934
года оно продолжало существовать в форме кооперативного товарищества
«Север». В 1934-м было закрыто и оно, а портфель изданий передан
издательству «Советский писатель». Что касается личной
судьбы Михаила Сабашникова, то она сложилась так: после революции его
пять раз арестовывали, лишали избирательных прав. О том, что он был
полностью разорен, и говорить не надо. После 1934 года Сабашников
работал в маленьком кооперативном издательстве «Сотрудник», которое
выпускало не книги, а лишь наглядные пособия и игры. Вот такое произошло
падение с высот академических книг… Последние годы Михаил
Васильевич Сабашников, этот титан-издатель прежних лет, жил в доме
барачного типа в Лужниках. Точнее сказать, не жил, а доживал, впрочем,
это участь всех «недорезанных буржуев». Его сын Сергей Михайлович
Сабашников, который вел дела кооперативных товариществ в 20-е годы, был
признан «врагом народа» и расстрелян. Такая вот в итоге получилась
«Песнь о Гайавате». Но вспомним не Генри Лонгфелло, а нашего Николая
Рубцова: Как будто вечен час прощальный, Как будто время ни при чем… В минуты музыки прощальной Не говорите ни о чем. И помолчим… |