Советская власть очень не любила царскую
Россию, а вместе с нею терпеть не могла защитника «дворянско-помещичьего строя»
Алексея Сергеевича Суворина. Энциклопедический словарь (1955) представлял его
так: «Русский бурж. журналист и издатель. Выступив в 50-х гг. как либеральный
журналист, впоследствии стал реакционером и черносотенцем. Издававшаяся им с
1876 газ. „Новое время" была органом реакц. дворянских и бюрократич. кругов,
„образцом продажных газет" (В.И. Ленин)». В февральском номере журнала «Вопросы
литературы» за 1977 год появилась редкая публикация о нелюбимом издателе и
журналисте «Суворин: портрет на фоне газеты». Две критикессы Инна Соловьева и
Вера Шитова разделали Алексея Сергеевича под орех, заявив сразу, что «он был
создан для суеты». И далее: «Вместо прогрессивного журналиста средней руки
возник организатор, идеолог и гений обыденного буржуазного сознания.
Жизнь —
пыль, прах, суета. Эту фразу Суворин словно бы произнес, найдя совсем иную, так
сказать, антиекклезиастовскую концепцию: пыль есть жизнь, прах есть жизнь,
суета есть жизнь, так уважим же и возлюбим… Все то, что привычно внушало людям
его поколения стыд и тоску жизни, от чего полагалось отшатываться как от
обывательщины, Сувориным было признано естественным, восстановлено в правах и
возведено в закон…» Весь свой пафос бросили критики на любовь Суворина к
обывателю: «Все напряжение русской мысли „Новое время" снимало одним вечным
ответом в хамско-риторической форме вопросом: в чем им плохо было? Чего им
больше всех надо?..» И убийственный вывод: «Суворин слишком много сделал для
создания огромного слоя людей, живущих вне истории и вне духовности…» Легко
вычислить, что под «духовностью» критики Суворина понимали прежде всего
революционность, мол, он, такой-сякой, не кричал: долой царя! И не звал на
баррикады. А, напротив, защищал царский режим. Именно в этом заключалась оценка
советской власти всей деятельности Суворина.
А вот как объяснял свою позицию
сам Суворин: «Я думал всегда, что в самодержавном государстве есть только одно
лицо, которому я служить обязан. Это государь император» (запись из дневника,
21 августа 1900). И другая запись: «Французская революция выросла после Корнеля
и Расина, после образованнейших энциклопедистов… А у нас что? Экспроприаторы,
убийцы и бомбоносцы — вот имена революционеров. Имя их легион, но это не легион
великих людей, а имя воров, грабителей и убийц, бездарных профессоров,
непризнанных артистов, несчастных литераторов, студентов, не кончивших курсов…»
(1907).
В зрелые годы Алексей Суворин лик имел немного мефистофельский. Ну, и,
конечно, фигура сложная и противоречивая. Поэтому его ненавидели, презирали,
боялись, любили — кто какой лик его видел… Едкий дореволюционный публицист
Варфоломей Зайцев приклеил ему ярлык: «Журналиссимус граф Суворин-Надпольный».
Но, пожалуй, пора от ярлыков и наветов перейти к краткому рассказу о жизни и
деятельности этого самого «журналиссимуса». Суворин — типичный
self-made-man, — человек, который сделал себя сам. Судите сами: родился в
семье небогатого отставного капитана, где было девять душ детей, а отец, лишь
попав в солдаты, в 20 лет выучился основам грамоты.
Мать Суворина тоже
образованием не блистала. Мальчиком Суворина отдали в только что открытый в
Воронеже Михайловский кадетский корпус. «Я очутился в обстановке совершенно для
меня новой… — вспоминал Суворин. — Товарищи все были воспитания
высшего, чем я, многие говорили по-французски. Я не умел ни встать, ни сесть, и
в этом моем говоре было много чисто народных выражений. Одним словом, я мало
чем отличался от крестьянского мальчика, так как и язык моей матери был
простонародный». Но те, кто с легкостью говорили по-французски, не оставили
следа в русской истории и культуре, а Суворин оставил яркий след.
Продолжим
рассказ. После кадетского корпуса Суворин закончил Константиновское военное
училище, но стать саперным офицером не пожелал и по прошению был уволен «в
статскую службу с первым чином». Далее провинциальный город Бобров все той же
Воронежской губернии, где Суворин начинает учительствовать — преподает историю
и географию, одновременно служит секретарем бобровского предводителя
дворянства. В Боброве Суворин женился на Анне Барановой и дебютировал в печати
переводом стихотворений Беранже «Роза» и «Клара», опубликованных в
петербургском журнале «Ваза» (1858). По совету жены Суворин перебрался в
Воронеж, где сблизился с известным поэтом Иваном Никитиным и начал писать
рассказы. Затем Суворин получил приглашение занять место секретаря в газете
«Русская речь» и с большим сомнением в правильности своего решения переехал в
Москву. Произошло это летом 1861 года.
Любопытно, что Суворин поселился на
Большой Садовой во флигеле, где до него жил Николай Лесков. «Русская речь»
стала трамплином в литературной деятельности Суворина. В Москве он подготовил
три книжки по истории Смутного времени, о Ермаке и о боярине Матвееве;
последняя была изъята из продажи, так как она «гасит в народе любовь к
православию, верноподданические чувства и проповедует женскую эмансипацию». Три
страшных греха!.. После закрытия «Русской речи» Суворин оказался в
«С.-Петербургских ведомостях» у В.Ф. Корша, и, как язвил Боборыкин: «Корш завел
себе воскресного забавника». Дело в том, что Суворин выступал в газете с
воскресным фельетоном, и за 12 лет работы в «Петербургских ведомостях» их
опубликовал более 400. Подписывал свои фельетоны Суворин псевдонимом
«Незнакомец», но все знали, кто за ним скрывается.
Еще более прославился
Суворин, когда в 1866 году вышла его книга «Всякие: Очерки современной жизни»,
где содержалась некая апология Чернышевскому. Власть возмутилась и привлекла
Суворина к суду, однако приговор оказался мягким: вместо двух месяцев ареста,
которые ему первоначально грозили, автор «Всяких» был приговорен к трем неделям
гауптвахты. Далее поклонники и сторонники пера Суворина были удивлены тем, что
тон суворинских фельетонов стал менее резким и более спокойным. Журналист
Слепцов сразу всех оповестил, что Суворин превратился в Ивана Флюгарина, лакея
и пуделя. «Крутой поворот к худшему в его положении совпал с кульминационным
пунктом его славы» — так выразился по поводу кульбита Суворина другой журналист
Арсеньев. Критики вопили, а тем временем «караван» Суворина шел дальше и
дальше. Встретив трудности в издании своих исторических книжек, Суворин решил
завести собственное издательство, которое и было создано вместе со старым
знакомым Владимиром Лихачевым. Поначалу официальными владельцами фирмы стали
жены Суворина и Лихачева, но истинным ее руководителем был, конечно, Алексей
Суворин. Издательство носило просветительский характер и имело ярко выраженную
демократическую направленность. В связи с гибелью жены Суворина издательство
прекратило свое существование. Но Суворин уже не мог жить без издательской
деятельности и продолжил книгоиздательское дело. По объему тиражей и
разнообразию выпускаемых книг издательство Суворина сравнимо было лишь с фирмой
Ивана Сытина. За 40 лет издательство Суворина выпустило 1600 наименований книг
общим тиражом 6,5 млн. экземпляров. Не все было, конечно, равноценно:
бульварные романы как бы уравновешивались высокой классикой. Чего стоит хотя бы
восьмитомное собрание сочинений Пушкина, изданное Сувориным в 1887 году и
раскупленное буквально за один день. Следует выделить и «Русский календарь»
Алексея Суворина, который вышел в конце 1871 года и предназначался на 1872-й.
«Календарь Ваш пользуется вполне заслуженным успехом и лежит у меня на столе
постоянно», — писал Суворину Иван Аксаков. За первым календарем
последовали другие и все с неизменным успехом у широкого круга читателей, что
понятно: календари были насыщены разнообразной интересной информацией, в них
чувствовалась профессиональная рука Суворина. Он действительно был
профессионалом своего дела, например, добился, чтобы издаваемые им книги и
газета продавалась на железных дорогах. Еще организовал театр — театр Суворина,
или Петербургский Малый театр. Это был человек с капиталистической хваткой:
чего хотел, того и добивался. Особый разговор о газете «Новое время». Захудалое
«Новое время» Суворин купил при посредничестве издателя Маврикия Вольфа, и в
Касьянов день, 29 февраля 1876 года, вышел первый номер обновленной газеты,
которая очень быстро превратилась в солидную общероссийскую газету, весьма
информативную и критически настроенную, хотя так до конца и не могла
понравиться либеральной оппозиции, от кадетов до большевиков. Как написал о
«Новом времени» современный критик Михаил Золотоносов: «Ее роль Суворин
отрегулировал очень тонко и — если учесть наличие чуткой, самой бдительной в
мире цензуры — почти неправдоподобно: газета выражала мнение мыслящего
меньшинства о действиях правительства и иной раз высказывала очень неприятную
правду» («Московские новости», 19 октября 1999). Разумеется, были в «Новом
времени» и минусы: почти зоологический антисемитизм. Увы, этим грешил и сам
Суворин. К евреям Суворин питал какую-то онтологическую неприязнь, впрочем,
оголтелый антисемитизм «Союза русского народа» ему был чужд. В дневнике
Суворина то и дело возникает эта еврейская нота, очевидно, Суворину не давала
покоя финансовая изворотливость «сынов Израиля»: «Их ограничивают, потому что
они наводнили бы учебные заведения… — отмечал Суворин в дневнике. — У
нас деньги между прочим, у евреев — цель жизни». Суворин мечтал выпустить
собственный энциклопедический словарь и весьма ревниво относился к «Брокгаузу и
Ефрону»: «Энциклопедия Дидро и Д’Аламбера — не то, что энциклопедический лексикон
Брокгауза и Ефрона, дополненный плохонькими цифрами и тухлыми еврейчиками». Как
видите, и тут антисемитский приговор. Суворин был широким человеком: есть за
что ругать, но есть и за что хвалить. Создал целую империю. Стал первым в
России магнатом прессы. Благосклонно относился к своим идейным противникам.
«Суворин… был всегда и есть изрядный скот и мой враг, которого я терпеть не
могу, — писал Владимир Стасов. — Но когда мне надо, чтобы масса
русской публики… прочла бы то-то или то-то, я смело иду к Суворину и говорю
ему: „Алексей Сергеевич, нельзя ли напечатать то-то и то-то в газете?" Он берет
статью из моих рук, надписывает на ней карандашом „набрать на завтра" и в ту же
секунду отправляет в типографию, не только не читая, но даже не заглянув на заглавие».
И, очевидно, неспроста с Сувориным дружили Достоевский, Чехов, Григорович,
Плещеев, Репин, Крамской, Розанов. Прислушивались к мнению Суворина и Лев
Толстой, и царский сановник граф Сергей Витте. «Он был всегда ясен, прост и в
высшей степени натурален, — писал Василий Розанов после смерти
Суворина. — Никогда не замечал в нем малейшей черты позы, рисовки,
„занятости собою" — черты почти всеобщие у журналистов». Еще один характерный
штрих.
22 февраля 1904 года Суворин записывает в дневнике: «Сегодня С.С.
Татищев приходил ко мне от Плеве… „Государь полюбил вас, — говорил
Татищев. — Он читает вас. Вы тронули его сердце. Императрицы тоже читают…
Дело идет о том, чтобы наградить вас. Хотят вам дать Владимира на шею". Я
вскочил как ужаленный. „Как, мне орден? Да это значит убить меня, закрыть мне
рот навсегда. Я откажусь от ордена, если мне его дадут…"» И Суворин отбился от
награждения. А теперь сравните с нынешними деятелями культуры, которые страшно
обижаются, когда власть обходит их вниманием…
Если возвращаться к творческой
деятельности Суворина, то следует сказать, что он писал пьесы и романы,
переводил пьесы с иностранного языка, подбирал репертуар и актеров для своего
театра. Не раз Чехов советовал ему написать роман, «и притом большой». «Под
влиянием Чехова я было раскрыл тетрадь, — записывает в дневнике
Суворин. — Подумал, подумал над белыми страницами и положил тетрадь
обратно в стол. Нет, поздно». Дело тут было не в возрасте, а в опустошенности
души Алексея Суворина. Сколько испытаний выпало на его долю помимо
творческо-издательских дел: первую его жену застрелил вместе с собой ее
любовник, любимый сын в 21 год застрелился, со второй женой со временем вышел
полный разлад, ее интересовал не сам Суворин, а его кошелек. На старости лет он
оказался — и это при обилии людей, его окружавших, — в полном одиночестве
со своею неизменной скукою и тоскою, которые одолевали его годами. Свои
горестные размышления он заносил в дневник.
Суворин умер в 1912 году, не дожив
одного месяца до 78 лет. Но его дневник не был опубликован сразу, многие
боялись разоблачений и нелицеприятных слов в свой адрес. Дневник Суворина был
издан в 1923 году и тут же получил признание как один из важнейших российских
историко-литературных документов рубежа XIX–XX веков. Подготовленный Михаилом
Кричевским «Дневник» оказался неполным: он начат в 1887 году и доведен до 1909
года, и в нем ощущаются множество пропусков в основном из-за весьма
неразборчивого почерка Суворина, всевозможных сокращений, пропусков слов и
т. д. Почти полжизни, а точнее 25 лет, потратила Наталья Роскина на
окончательную расшифровку «Дневника» Суворина. Есть же на этом свете подвижники
и энтузиасты!.. Завершение работы было прервано смертью Натальи Роскиной, но
тем не менее «Дневник» вышел, его уже доводили Ольга Макарова и английский
славист Дональд Рейфилд.
В 1999 году издательство «Независимой газеты» издало
увесистый том — «Дневник Алексея Сергеевича Суворина». Одна лишь цитата, но не
из дневника, а из письма Суворина, который признавался Власу Дорошевичу: «Чехов
любил меня, и… я любил Чехова. Я любил его как человека больше, чем как
писателя. Он был мне родным по душе, по происхождению… Чехов мне говорил, что я
очень хорошо пишу либерально, но совсем плохо, когда пишу консервативно. Но я
имею основание думать, что больше писал либерально, чем консервативно, да и
когда писал консервативно, так для того, чтоб очистить место для либерального.
На мое несчастье, я не дурак и не имел ни малейшего желания, чтоб меня слопали
дураки и спасатели отечества…» Империя Суворина — издательство, газета, театр —
пережили своего создателя ненадолго: в 1917 году ее прибрали к рукам
большевики. Архив Суворина — частью остался в России, часть была вывезена на
Запад.
Дети? Сын Алексей был психически нездоров и впал в увлечение диетическим
питанием. Михаил пытался быть таким редактором и организатором печати, как
отец, но ничего по существу не добился. Борис, не расстававшийся с бутылкой, из
белогвардейского офицера сделался третьесортным романистом, а Анастасия —
посредственной актрисой, затем она безуспешно пыталась вымолить у Луначарского
причитающиеся ей советские гонорары.
Вдова Суворина скончалась в страшной
нищете во Франции в 1936 году. Внуки? Всех разметало по белу свету… Но главное
— суворинское творческое наследие и память о его деятельности. «Мне и хочется
оставить книжки. Они останутся… в каталогах, и если и в каталогах будешь жить
или, вернее, прозябать, то и это утешительно», — писал Суворин в одном из
своих писем. Нет, не только в каталогах…
|