Николай Лесков назвал Маврикия Вольфа «первым русским
книжным миллионером». За ним последовали другие. И одним из них был
Адольф Маркс. На Россию нагрянули два Маркса — «призраком из
Европы» Карл Маркс со своим «Манифестом» и «Капиталом» и издатель Адольф
Маркс. Но если Карл Маркс будоражил, то Адольф Маркс успокаивал своими
книгами. Карл революционизировал сознание, а Адольф всего лишь
просвещал. Словом, разные миссии были у этих Марксов в России… Адольф
Федорович Маркс (как именовали его по-русски) родился 2 февраля 1838
года в польском городе Штеттине, в семье фабриканта башенных часов. И,
как и Вольф, Маркс изменил делу своего отца. Книги, а не часы привлекали
Адольфа. Поработав в Германии, он приехал в Россию в сентябре 1859
года. Некоторое время он служил приказчиком в книжном магазине у
Маврикия Вольфа и, конечно, мечтал о своем, самостоятельном деле, или
бизнесе, — можно сказать и так. Успех пришел к Адольфу
Марксу в 1870 году, когда он начал издавать «Ниву» — еженедельный
«иллюстрированный журнал для семейного чтения». Тираж журнала начинался с
9 тысяч, а к 1900 году возрос до 225 тысяч экземпляров. С «Нивой»
сотрудничали Лев Толстой (здесь впервые было опубликовано
«Воскресение»), Гончаров, Фет, Лесков, Григорович и другие известные
писатели. Успех «Нивы» породил великое множество иллюстрированных
журналов. Чтобы выдержать конкуренцию, Маркс придумал издавать к ним
бесплатные приложения (хотя практически бесплатными они отнюдь не
являлись). Сначала это были «Парижские моды», а затем бесплатными
приложениями стали — и это была гениальная придумка Маркса — собрания
сочинений великих писателей. Новые условия подписки на «Ниву»
были объявлены в 1894 году и первым «бесплатником» стал Достоевский. За
ним последовали собрания сочинений Гоголя, Тургенева, Боборыкина,
Лескова… В глазах читателя они вообще ничего не стоили, ибо подписчикам
на «Ниву» собрания сочинений давались «бесплатным приложением». Росли
тиражи «Нивы», росли тиражи книг, издаваемых Марксом, росла его
популярность. И уже Ленин пишет из далекого Шушенского в 1898 году
сестре Марии Ульяновой: «Я даже думаю такую вещь сделать: выписать себе
„Ниву"…» Вождя пролетариата привлек обещанный в приложении 12-томный
Тургенев «за семь рублей с пересылкой!». Почти всех
крупных русских писателей издал Адольф Маркс. Попался в его лапы и Антон
Чехов. В дневнике Алексея Суворина (запись от 15 мая 1900 года) можно
прочесть о встрече с Чеховым: «…Целый день с ним. Встретились хорошо и
хорошо, задушевно провели день. Я ему много рассказывал. Он смеялся.
Говорили о продаже им сочинений Марксу. У него осталось всего 25 000
руб. — Не мешает ли вам то, что вы продали свои сочинения? — Конечно,
мешает. Не хочется писать. — Надо бы выкупить, — говорил я ему. — Года
два надо подождать, — говорил он. — Я к своей собственности отношусь
довольно равнодушно…» Заплатил Маркс Чехову за все его сочинения
75 тысяч, но при этом закабалил писателя рамками лишь своего
издательства. К другим — ни-ни! Помимо дешевых изданий, выпускал
Маркс и дорогие, к примеру подарочное издание «Мертвых душ» Гоголя.
Большой формат, прекрасная бумага, 365 иллюстраций!.. Когда
Адольф Маркс скончался (это произошло 22 октября (4 ноября) 1904 года),
газеты писали, что он был «генералом в издательской армии и, умирая,
оставил миллионное дело, дома, типографии…» По завещанию его
издательство было преобразовано в акционерное общество «Товарищество
издательского и печатного дела А.Ф. Маркса». И оно после революции
кануло вместе с другими «товариществами» в эпоху Больших Товарищей. Дневник
Корнея Чуковского, 18 декабря 1924 года: «Днем узнал, что ввиду того,
что Гублит решил закрыть из-во Маркса, в типографию, где печатались мои
„Пятьдесят поросят", явился чиновник и приказал вынуть из машины книгу.
Это было глупое зверство, ибо нужно же иметь уважение к труду автора,
корректора, наборщика и т. д. Но книгу вынули, чем вконец разорили
издателя, ибо к Рождеству ему не выйти, у меня отняли 15 червонцев и
проч., и проч., и проч.» К тому времени Адольф Федорович
Маркс пребывал на другом свете и, к своему счастью, не слышал печальное
хрю-хрю «Пятидесяти поросят» Корнея Чуковского. |