Пятница, 29.03.2024, 12:48


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА [38]
СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА [40]

Главная » Файлы » ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ » СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА

Эльфрида Елинек
25.02.2017, 14:38

«Снежная королева» немецкой прозы Эльфрида Елинек родилась в Австрии в 1946 г. Эксцентричная романистка, драматург, поэт и литературный критик, получила Нобелевскую премию по литературе в 2004 г., а также стала лауреатом премии Генриха Белля, премии Георга Бюхнера, премии Генриха Гейне и чешской премии Франца Кафки.

Елинек появилась на свет 20 октября 1946 г. в городе Мюрццушлаг, Австрия. Детство и юность провела в Вене. Ее мать, Ольга, работала в бухгалтерии, а отец, Фридрих Елинек, был талантливым химиком. Через четыре года отца поразило душевное расстройство, ему приходилось практически все время оставаться в кровати под присмотром семьи. Но именно он привил дочке любовь к языку и стал первым «толчком» к литературной деятельности.

Воспитанием дочери занялась мать. Так будущая писательница попадает в католический детский сад, а затем школу при монастыре. Позже она напишет эссе «Ходить в школу все равно, что умирать», где выразит свое отношение к подобным учреждениям. Также Ольга Елинек настаивает на музыкальной карьере для дочери: Эльфрида постигает игру на фортепиано, флейте, гитаре, скрипке и альте. В 13 лет она поступает в Венскую консерваторию, где занимается игрой на органе, фортепиано, блокфлейте, а также изучает музыкальную композицию. Параллельно она становится выпускником публично-правовой гимназии.

За сдачей выпускных экзаменов следует нервный срыв: она испытывает нарастающие приступы тревоги и страха, что заставляет прервать учебу в 1967 г. Целый год она не переступает порог дома. И Елинек начинает писать. Изначально ее первые стихи выпускаются в нескольких литературных журналах, а в 1967 г. выходит в свет первый сборник «Тени Лизы». В 1971 г. Эльфрида блестяще сдает выпускной экзамен по классу органа. На ее литературное развитие влияет Ролан Барт, которому она посвящает свое эссе «Бесконечная невиновность».

В 1972 г. после кончины отца Эльфрида побеждает приступы страха и отправляется жить к своему другу в Берлин. Но через год возвращается в родную Вену, где становится частью левого движения и является организатором ряда культурных мероприятий. В 1974 г. вступает в брак с Готтфридом Хюнгсбергом, композитором.

Елинек оставляет музыкальную карьеру и концентрируется на писательском искусстве. В 1975 г. роман «Любовницы» знакомит общественность с новым талантом в немецкоязычной литературе. В 1980 г. выходит роман «Перед закрытой дверью», повествующий о неблагополучных подростках из благополучных семей. В финале читатель наблюдает сцену массового убийства всей семьи. Через некоторое время по роману ставят аудиопьесу, а затем экранизируют.

1983 г. — знаковый для Елинек. В театре ставят ее пьесу под названием «Городской театр», в котором затрагивается тема стремления Австрии вырваться из своего националсоциалистического прошлого. В центре повествования фигура известной актрисы Паулы Вессели, бывшей единомышленницы Елинек по левому фронту. Также в этом году выходит, возможно, ключевой роман Елинек — «Пианистка», текст с ярко выраженным автобиографическим началом. Следующим событием для читающей Европы стал роман «Похоть».

В своем позднем творчестве Елинек делает акцент на социальной критике Австрии за невозможность бороться с нацистским прошлым, что получило свое отражение в романе «Дети мертвых». В 2001 г. экранизируют «Пианистку» [7]. Фильм получает главные призы на Каннском кинофестивале 2001 г. и получает статус революционного символа в современном мире.

В 2004 г. Эльфрида Елинек становится лауреатом Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише» [7].

Все творчество Э. Елинек сконцентрировано на разрушении стереотипов общественного сознания. В произведениях Елинек нет положительных героев, проблемы не имеют решения. Так она задает эмоциональную тональность, мрачную и безысходную, которая является главной особенностью ее творчества.

Обратимся к ранним романам Э. Елинек — «Михаэль» и «Любовницы». Оба романа посвящены разрушению тривиальных взглядов современного общества, порождаемых массовой культурой. Женщина-герой романа Елинек — «пустышка», тонущая в странностях окружающего ее мира.

В романе «Михаэль. Молодежная книга для инфантильного поколения» Елинек обрекает двух юных героинь жить в мире, созданном телевидением и массовой культурой, пародией на мир реальный. Этот мир фрагментарен, в нем все искажено, как в «кривом зеркале». Елинек обращается к молодым читателям, превращая своих персонажей в жертв «мыльных опер», решающих несуществующие проблемы. Героини Ингрид и Герда строят «воздушные замки», грезят о любви принцев и дорогих платьях. Но чуда не случается, писатель действует безжалостно. Она разрушает мифы о женской солидарности, равенстве мужчин и женщин, мужестве.

В романе «Любовницы» Елинек играет с композицией, превращая роман в пародию на сентиментальный роман. Героини повествования старше героинь «Михаэля», и цели их изменяются. Паула и Бригитта — невесты, мечтающие о повышении социального статуса, финансовом благосостоянии, уютном доме. Но Елинек быстро рушит мечты о «семейной идиллии»: муж-пьяница, дети-неудачники, нищета и «загнивание» в провинции, вечное непонимание с семьей мужа.

Два романа, относящиеся к раннему творчеству Елинек, объединяет отсутствие позитива — и в героях, и в разрешении ключевых коллизий. Идея разрушения переносится и на лингвистическое оформление текста: отсутствуют заглавные буквы в начале предложения, имена собственные, некоторые знаки препинания; ключевые слова выделены заглавными буквами — словно крик души.

В произведениях, относящихся к концу XX в., Э. Елинек начинает обращаться к теме фашизма и угнетенности своего народа, затрагивает тему женской природы и сексуальности, бросая вызов европейским философским и социальным традициям, вновь возвращается к темам насилия и угнетения женщины в современном обществе. Но теперь тексты Елинек выстроены с учетом грамматических правил.

Романы конца XX в. — «Перед закрытой дверью» и «Похоть» — тексты с множеством литературных и философских аллюзий. Основная мысль «Перед закрытой дверью» — человек не всегда есть то, что он из себя создает. В повествовании чувствуется влияние гениев экзистенциальной литературы Ж.-П. Сартра и А. Камю. Елинек подчеркивает невозможность вырваться из рамок: классовых или исторических. Ее герои идеализируют возможность на самоопределение, но самоопределение в чудовищном мире невозможно. Современный мир — мир черной трагедии. Пример — семья бывшего нациста Витковски, извращенца, избивающего жену на глазах детей. Бывших нацистов не бывает, насилие не исчезло, а лишь приняло другую форму, и равноправия не существует.

Попытаться выйти за границы социального положения можно лишь преступив грани дозволенного. Так главный герой Райнер Витковски действует радикально и, стремясь к освобождению, физически устраняет свою семью. Он устраивает бунт против абсурдности и бессмысленности своего существования и совершает убийство. Вместо борьбы за жизнь, он выбирает смерть. И борясь с абсурдом, лишь усиливает его присутствие.

В романе «Похоть» (1989) Елинек вновь обращается к разрушению мифа о равноправии мужчины и женщины. Но на этот раз она не ограничивается семьей, а рассматривает общество в целом [2, 380]. Центральной фигурой романа становится женщина, которая подвергается насилию. Она настолько несчастна, что трагический финал неизбежен — героиня становится убийцей своего ребенка. Каждую часть текста Елинек начинает с физиологических описаний извращений, проводя параллели с состоянием и смыслом самого мироздания. Погружение в контекст семьи, любви и природы разоблачает мир лжи, лицемерия и насилия.

В 1983 г. выходит роман «Пианистка», который позже признают ключевым произведением писательницы. Главная героиня романа — Эрика Кохут, несостоявшаяся пианистка, преподаватель фортепиано. День за днем она дает уроки, время от времени составляет компанию своим воспитанникам во время музыкальных вечеров, возвращаясь домой, отдыхает в обществе пожилой матери. Но это мир ее внешнего существования. Внутри Эрики существует другой мир, менее размеренный и гармоничный, в котором бурлят страсти, разгораются приступы ненависти и страха. Топливом для этого адского костра становятся многочисленные комплексы Эрики.

Образ музыки как упорядочивающего начала освобождается в романе от традиционного понимания. Музыка громко звучит на протяжении всего повествования, но она стихийна и неуправляема, как и Эрика. Елинек играет с метафорой музыки, отрицая ее метафизичность, но настаивая на ее низовой телесности и буквально физической осязаемости. На музыкальном вечере «гости набрасываются на яства и с громким чавканьем уплетают рагу из барочной музыки». Тело Эрики сравнивается с «единственным вместительным холодильником, в котором искусство хорошо сохраняется».

Музыкальное образование обычно воспринимается как одно из обязательных условий развития гармоничного человека. И главная героиня становится жертвой этого стереотипа, навязываемого ей матерью, желающей видеть дочь великим музыкантом.

Мать Эрики еще один женский образ, который является ключевым для повествования. Вновь Елинек наделяет свою героиню тяжелым характером и шокирующей судьбой. Мать Эрики — властный деспот, использующий ребенка как средство сублимации собственных проблем: «Когда она (мать) <…> увидела выползающий из ее собственной утробы бесформенный комок глины, она не мешкая принялась энергично месить и обрабатывать его, стремясь сохранить чистоту и утонченность». Упиваясь собственным эгоизмом, мать заставляет дочь посвятить жизнь музыке и превращает ее в машину для зарабатывания денег и славы. Музыка, которая является квинтэссенцией свободы, в жизни Эрики становится механизмом унижения и подавления.

Центральная тема романа — отношения полов. Мужчин и женщин Елинек разводит по разным сторонам мироздания, они все еще сохраняют свое положение в обществе, но при этом все они безлики. Эрика, как сосредоточие комплексов, страхов, ненависти и жестокости, остается существом без пола. Мужчина принимает обличие охотника в современном обществе, а женщина — мистического злого начала, которое в любое время можно заменить надувной куклой. Так и героиня воспринимает свое тело как «страшно чужое». Единственный для Эрики способ вернуть чувствительность — причинить себе боль. Комплекс неполноценности в Эрике с раннего детства провоцирует мать. Эрика чувствует, что все время находится под присмотром мамы, ей никуда не деться. У Эрики нет возможности естественно удовлетворить свои желания, поэтому, как и Райнер Витковски, она пытается освободиться, перейдя грань природной нормальности. Мазохизм становится решением в получении запретного удовольствия.

Мазохизм Эрики становится «ключом» к разгадке ее личности. В одиноких плотских утехах она видит проявление собственной элитарности, успокаивающее ее больное самолюбие. Но и это перестает приносить плоды, когда она знакомится с молодым пианистом, ее учеником, двадцатишестилетним студентом Вальтером Клеммером.

Связь с Эрикой для молодого человека является опытом совращения, чего он практически не скрывает. Он ищет выгоды. Эрика же испытывает двойственные чувства: она не хочет попадать под контроль своего студента, но, с другой стороны, она испытывает потребность в «нормальных» отношениях. Героиня начинает строить планы, мечтать, мыслить стандартами, заполняя голову пустыми мыслями о любви. Так Елинек вновь возвращается к героиням ранних романов, живущих наследием массовой культуры и телевидения: «Только она, он, маленькая комната в гостинице и любовь!».

Появление нового объекта любви замещает старый — мать Эрики. У молодой женщины появляется желание съехать с квартиры матери, но она боится нарушить прежний порядок вещей. Героиня колеблется, и мазохизм в отношениях с Клеммером становится искуплением вины перед мамой. Строя отношения с Клеммером по модели своих отношений с матерью («господин-подчиненный»), Эрика пытается самоутвердиться. Но Клеммер не хочет с этим мириться, и героине приходится испытать на себе настоящее мужское насилие, после чего ее иллюзии рассеиваются.

Циничная ирония — значимая интуиция Елинек. Ее мир — мир перверсий. Эрика мечтает о блестящей карьере пианистки, но работает учительницей музыки. Хочет стать привлекательной, но скрывается за несколькими слоями одежды. Стремится к настоящей любви, но подвергается грубому насилию. Пытается мстить любовнику, покончить жизнь самоубийством, но и здесь терпит фиаско. Единственное, что подсказывает обессилевшей Эрике ее отчаяние — ударить себя ножом в плечо. Она стремится навстречу жизни, но не сдвигается ни на сантиметр с «мертвой точки», в которой мы встречаем ее на первой странице произведения. Роман начинается словами: «В квартиру, в которой она живет вместе с матерью, учительница музыки Эрика Кохут врывается как ураганный ветер». И заканчивается практически также: «Эрике известно направление, в котором она идет. Она идет домой. Она идет и постепенно ускоряет шаги». Круг судьбы главной героини, как и круг романного текста, замыкается.

Смерть — символ статичности — правит миром романа, принимая образ черной дыры. Эрику преследует отвращение к деторождению, часто проявляющееся в повествовании: «рыхлый прогорклый плод», ощущаемый героиней внизу живота, способен породить на свет лишь смерть. «Эрика в своих мыслях с отвращением расписывает, как она, словно бесчувственная зияющая дыра в метр семьдесят пять длиной, будет лежать в гробу и как смешается с землей; дыра, которую она презирала и держала в небрежении, полностью забрала над нею власть. Она превратилась в Ничто. И ничего другого для нее больше не существует». Эрика целостна в саморазрушении.

Получив в 2004 г. Нобелевскую премию, Елинек высказала сожаление, что теперь станет публичной фигурой против своей воли. Также она предположила, что премия ей вручена как писательнице-феминистке. По ее словам, это не правильно, так как существуют более одаренные представители этого жанра. Но, главное, Елинек не считает себя транслятором феминистских идей.

В настоящее время Эльфрида Елинек пишет для радио и театра, живет в Вене и Мюнхене. Она предпочитает затворнический образ жизни, редко выходит на люди, почти не дает интервью, общаясь с миром через Интернет.

Литература

1. Акашева Т. В. Разрушение мифов современного общества в ранней прозе Э. Елинек: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009.

2. Воротникова А. Э. «Неженский» роман Эльфриды Елинек «Пианистка» // Балтийский филологический курьер. Калининград: Изд-во Российского государственного университета им. И. Канта, 1987–2005. № 5. С. 371–386.

3. Елинек Э. Любовницы / пер. с нем. А. Белобратова. СПб., 2007.

4. Елинек Э. Перед закрытой дверью роман / пер. с нем. А. Белобратова. СПб., 2007.

5. Елинек Э. Пианистка / пер. с нем. А. Белобратова. СПб., 2005.

6. Красильников А. Н. Произведения лауреатов Нобелевской премии по литературе на русском языке (1901–2010). История и биографические списки. СПб., 2011. 172 с.

Категория: СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОЗА | Добавил: admin | Теги: мировая литература начала ХIХ века, книги сов, современная зарубежная проза обзор, зарубежная литература начала ХIХ ве, современная зарубежная проза
Просмотров: 1186 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0