Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при
построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых
ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности
использования в предложении однородных членов.
ЗАПОМНИТЕ:
1) нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия. Например: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное — кондитерское изделие);
2) не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт (Чехов);
3) при сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например: В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний (лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести, но можно сделать).
Упр. 21. Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов. Внесите стилистическую правку.
1. ООО «Севастопольский» приглашает на постоянную
работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и
женщин). 2. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей,
которые управлялись бы с уборкой картофеля. 3. Автобус имеет высокие
подножки и низкие динамические показатели. 4. С песнями и весельем
молодежь приехала на турбазу. 5. Тысячи новых машин, оборудования,
приборов, средств механизации и автоматизации вступили в строй.
6. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы
и сумки на ступени. 7. Магазину требуются продавцы овощей и
картофеля. 8. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры,
выдвинутые участниками митинга.
Тестовые задания
1. Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц.
б) Пушкин описывает пугачевское восстание и критически высказывается о нем.
в) Тире ставится не только перед обобщающим словом, но и между подлежащим и сказуемым.
г) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина.
2. Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Я уважаю и восхищаюсь своими родителями.
б) На выставке детского творчества можно увидеть работы как
совсем юных художников, так и тех, кому исполнилось 13—15 лет.
в) Термин «женская проза» можно использовать по отношению к
творчеству таких писательниц, как В. Токарева, Т. Толстая, Л. Улицкая.
г) Художники любуются природой и одухотворяют ее.
3. Найдите предложение с грамматической ошибкой.
а) Постоянные покупатели имеют скидки на товар и возможность участвовать в экспресс-лотерее.
б) Хорошей формы спортсмены добиваются не только упорными тренировками, но и особым режимом питания.
в) В современном зоопарке можно увидеть животных, рыб, птиц, питонов.
г) На картинах художников-портретистов перед нами предстают лица знаменитых поэтов, писателей, композиторов, ученых. |