Сложное предложение — это предложение, имеющее в
своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых
предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое
единство, оформленное интонационно. Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
Простые предложения в составе сложного не имеют
интонационно-смысловой законченности и называются предикативными
частями сложного предложения.
В зависимости от способа связи простых предложений в составе
сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь
осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи
специальных средств связи: союзов и союзных слов — относительных
местоимений и наречий).
Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то ... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.
В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда
и др., которые выражают различные значения зависимости: причину,
следствие, цель, условие и т. д. Простое предложение, подчиняющее себе
другое простое предложение, называется главным, а подчиненное,
зависимое предложение — придаточным.
В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые
предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и
главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же
предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства
связи и знаки препинания. Например:
1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.
[ ], [ ].
2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.
[ ], и [ ].
3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.
[ ], (что ...).
Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи. Например: Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат (Леонардо
да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением. Схема
данного предложения: [ ], (которую ...), а [ ], (которую ...).
Упр. 50. Прочитайте, найдите
простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы.
Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в
нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений.
1. Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после
девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2. Мы жили в
гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море,
иногда перехлестывая через парапет. 3. Я все думал, что вот строил
человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще
как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4. Отчего нам
было скучно, мы не знали. 5. Забавин оглянулся и через три-четыре
секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием,
вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6. Потом
звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было
странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7. Иногда лыжникам
попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой
строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8. Потом след
поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9. Лыжники шли дальше, и им
попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах.
10. Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое
тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать
быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)
Упр. 51. Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
1. Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек,
когда его внесли в избу и опустили на пол. 2. Солнце всходило, но
вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3. Изредка
блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную
спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе
темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4. Убеждения
внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5. Если бы я мог
сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать
еще и вторую повесть. 6. Даша прощалась с ним так, как прощаются
навсегда. |