Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить
отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и
союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного
позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные,
целевые и т. д.), которые устанавливаются между отдельными частями
развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в
книжной письменной речи.
Однако нередко конструирование таких предложений вызывает
большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет
к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает
грубые речевые ошибки. К наиболее частотным ошибкам, допускаемым при
построении сложного предложения, относятся следующие.
1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.
Неправильный вариант: Новые методы
организации производства получат широкое распространение лишь тогда,
если результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно
высокими.
Исправленный вариант: Новые методы
организации производства получат широкое распространение лишь тогда,
когда результаты экономической деятельности предприятия будут
достаточно высокими. Или: Новые методы организации
производства получат широкое распространение лишь в том случае, если
результаты экономической деятельности предприятия будут достаточно
высокими.
2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями
одного сложного предложения, нанизывание частей сложного предложения.
Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.
3. Постановка рядом однозначных союзов.
Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия.
Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.
4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.
ЗАПОМНИТЕ: между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.
Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая специально пришла на встречу.
Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у специально пришедшей на встречу представительницы делегации.
5. Смешение прямой речи и косвенной.
Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.
Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.
6. Разнотипность частей сложного предложения.
Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) помощь школе в ремонте классной мебели; б) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: а) как помочь школе в ремонте классной мебели; б) как организовать вечер встречи выпускников школы.
Упр. 77. Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.
1. В минувшую субботу для родителей, у кого
дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2. Докладчик
заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных
собраниях. 3. Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся
страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.
4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать
того нового, что имеется в книге. 5. Основное, на что следует обратить
внимание, — это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в
дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7. В сборник
вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других
областях, которые бытуют в Смоленской губернии. |