Сочинение
Проблема духовности — из тех, которые встают перед
человечеством вновь и вновь. Казалось бы, все давно решено. Но в том и
заключается особенность нравственных вопросов, что ответы на них каждый
человек находит сам, даже если другим все ясно и понятно.
Так и С. Соловейчик обратился к «вечной» проблеме духовности.
Раскрывая суть этого понятия, он вначале проанализировал те явления,
которые с духовностью нередко путают. А ведь ее следует отличать от
культуры поведения или образованности, с одной стороны, и от
трудолюбия, незлобивости характера — с другой. Критерием духовности для
С. Соловейчика является не посещение театров или музеев, даже не
соблюдение моральных норм и не желание работать, а то, что человека к
этому побуждает. Позиция автора такова: жизнь людей одухотворяется
«бесконечным» стремлением к добру, правде и красоте.
Мне близка точка зрения, высказанная в данном тексте. По моему
мнению, духовность или бездуховность человека определяется тем, ради
чего он совершает поступки, какие желания руководят им. Об этом
свидетельствуют многие жизненные факты, в правильности такой позиции
убеждает и читательский опыт.
Одно из доказательств верности данного суждения можно
обнаружить в «вечной книге» — Библии. У Екклесиаста написано: «Все
труды человека — для рта его, а душа его не насыщается». Следовательно,
уже тысячелетия назад люди осознавали важность «бесконечных
стремлений» в духовной жизни.
Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста
С. Соловейчика, — легенда о Шартрском соборе. Как известно, трем
строителям этого удивительного архитектурного сооружения задали один и
тот же вопрос: что они делают? Ответы были разными: один считал, что
таскает «проклятые камни», другой — что зарабатывает на жизнь себе и
своей семье, третий — что строит прекрасный собор. Только последнего
можно, на мой взгляд, назвать духовным человеком.
И наконец, аргумент, подтверждающий мою точку зрения,
подсказывает история. В фашистской Германии, как мы знаем, на военных
предприятиях добросовестно трудились рабочие и инженеры, в
концлагерях — врачи и медсестры, а среди нацистов было немало ценителей
красоты, грабивших музеи на завоеванных территориях и увозивших домой
шедевры искусства. Бездуховность этих людей становится понятной после
анализа их стремлений.
Безусловно, жизнь еще не раз поставит перед нами вопрос о том,
что такое подлинная духовность, в чем она проявляется в новую эпоху.
Мнение С. Соловейчика кажется мне точным и емким, вобравшим в себя
многовековую мудрость человечества.
Задания
1. Определите коммуникативный замысел данного сочинения
и его композиционные
части. Найдите в сочинении фрагменты, в которых:
а) определяется, формулируется и комментируется основная проблема
текста; б) рассматривается позиция автора по данной проблеме;
в) выражается позиция пишущего и приводится ее аргументация.
2. Определите, к какому типу вступлений и заключений относятся
части сочинения, соответствующие первому и последнему абзацам.
Упр. 93. Прочитайте текст и сочинение, написанное на основе данного текста в соответствии со следующей формулировкой части С:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не
согласны c автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте,
опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три
аргумента)».
(1) Каждому из нас люба и мила своя сторона. (2) Для
эскимоса или алеута его тундра или ледяная пустыня есть венец
природного совершенства и богатства. (3) Мы с рождения впитываем в себя
воздух, соль и картины родной природы, они влияют на наш характер и в
немалой степени организуют наш жизненный состав. (4) Поэтому
недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их, та часть,
которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит
ее древний и вечный голос.
(5) Удивительно и невыразимо чувство родины... (6) Какую
светлую радость и какую сладчайшую тоску дарит оно, навещая нас то ли в
часы разлуки, то ли в счастливый час проникновенности и отзвука! (7) И
не стоять человеку твердо, не жить ему уверенно без этого чувства, без
близости к деяниям и судьбам предков, без внутреннего постижения своей
ответственности за дарованное ему место в огромном общем ряду быть
тем, что он есть.
(8) «...Абсентеизм! (9) Какое это ужасное слово! — восклицал
в позапрошлом веке один из лучших умов Сибири и верный ее патриот,
писатель и этнограф Н. М. Ядринцев. — (10) Разлука с родиной!
(Абсентеизм и есть разлука с родиной) (11) ...Сколько
лучших, образованных сил нашей земли исчезли благодаря ему
(абсентеизму)...» (12) Любая земля, любой край вправе сделать это
горькое признание по поводу сыновей и дочерей своих, покинувших родину и
канувших бесследно, не оставив заметного следа ни на какой другой
земле.
(13) Былинный источник силы от матери — родной земли
представляется ныне не для избранных, не богатырей только, но для всех
нас источником исключительно важным и целебным... (14) И, посещая чужие
земли, как бы ни восхищались мы их рукотворной и нерукотворной
красотой, какое бы изумление ни вызывала в нас их устроенность и
памятливость, душой мы постоянно на родине, все мы соизмеряем только с
нею и примеряем только к ней, всему ведем свой отсчет от нее. (15) И
тот, кто потерял это чувство земного притяжения на земле, кто ведает
одну лишь жизнь свою без неразрывной связи прошлого, настоящего и
будущего — вечного, значит, огромную потерял тот радость и муку,
счастье и боль своего глубинного существования. (В. Г. Распутин) |