Сочинение
Иосиф Александрович Бродский известен в России как
автор замечательных стихов, как диссидент и как самый молодой лауреат
Нобелевской премии среди литераторов. Активная жизненная позиция
И. Бродского, его внутренняя энергия, глубина и серьезность мыслей
этого незаурядного человека — все находит отражение в тексте,
представляющем собой отрывок из Нобелевской лекции.
И. Бродский строит свою речь как рассуждение о роли
художественной литературы в жизни человека и общества, о важности
чтения для духовного развития людей, в том числе политиков, об
опасности «нечтения» и бедах, которые может принести пренебрежение
чтением, о различии между чтением мировой классической литературы и
грамотностью.
Основной проблемой, которую поднимает автор, является проблема
значимости художественной литературы для развития общества и
исторических судеб нации. По мнению И. Бродского, состояние, при
котором искусство вообще и литература в частности есть достояние
меньшинства, является нездоровым и угрожающим. Это связано с тем, что
настоящая художественная литература пробуждает человека в человеке, а
«нечтение» приводит к злу и преступлениям. При этом И. Бродский
подчеркивает, что он имеет в виду именно литературу, но не грамотность и
не образование. «Грамотный-то, образованный-то человек, прочитавший
тот или иной политический трактат, — пишет И. Бродский, — может убить
себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения».
В доказательство своей мысли автор вспоминает о том, что происходило в
России в первой половине XX в. во имя политической доктрины,
несостоятельность которой состоит именно в том, что она требовала
«жертв для своего осуществления».
Я полностью разделяю точку зрения автора и считаю, что чтение
произведений настоящей, а не суррогатной литературы является важным
признаком любого интеллигентного человека. Таким интеллигентным
человеком должен быть политический лидер или правитель той или иной
страны. Я думаю также, что чтение является тем творческим процессом,
который позволяет человеку трудиться над своей душой. Настоящая,
хорошая книга делает человека лучше, заставляет его задуматься о своих
поступках. Поэтому читающая нация — это думающая нация. И если в стране
люди читают книги, то, значит, люди думают. И такие люди не будут
совершать никаких антигуманных поступков. В этом, наверное, и
заключается одна из великих заслуг великой литературы.
В свое время классик русской литературы Ф. М. Достоевский
сказал: «Красота спасет мир». Мне кажется, что пламенную речь И.
Бродского можно воспринять как призыв и обращение к настоящим и будущим
поколениям людей и передать словами: «Мир спасет литература».
Задания
1. Определите коммуникативный замысел данного сочинения
и его композиционные части. Найдите в сочинении фрагменты, в которых:
а) определяется, формулируется и комментируется основная проблема
текста;
б) рассматривается позиция автора по данной проблеме;
в) выражается позиция пишущего и приводится ее аргументация.
2. Определите достоинства и недостатки сочинения в композиционном отношении.
3. Оцените речевое оформление сочинения: смысловую цельность,
речевую связность и последовательность изложения, точность и
выразительность речи.
Упр. 96. Прочитайте текст. Выполните задания.
(1) Когда я вижу курящую девушку, я отворачиваюсь с
тяжелым сердцем. (2) Когда я вижу молодого человека, который,
поднявшись на третий этаж, задыхается, мне становится грустно.
(3) Когда я вижу безусых юнцов, которые, оседлав скамейку, с жадностью
глотают сизый дым, я испытываю чувство безысходности. (4) Я никому не
делаю замечаний, не ворчу, не читаю проповедей, потому что явственно
ощущаю, какая могущественная сила всеобщего оболванивания противостоит
вроде бы очевидной, бесспорной, но, увы, почему-то беспомощной логике
жизни. (5) Сегодня, в пору тотальной грамотности, уже набили оскомину
предостережения медиков о вреде курения, все прекрасно об этом знают,
все знают о пользе физкультуры. (6) Ho это знание почему-то не спасает
человека от разрушительных действий. (7) Почему?
(8) Мне кажется, что мы не до конца осознаем свою
ответственность перед жизнью. (9) Одним из главных достижений
современного общества является свобода личности. (10) Сегодня человек
сбросил с себя многовековое иго духовного рабства. (11) Раньше он слепо
подчинялся обрядовым предписаниям, ритуалам, обычаям, теперь — сам
выбирает жизненный путь, сам определяет для себя ориентиры. (12) Но,
скинув ярмо средневековых запретов, человек не стал по-настоящему
свободным, не хватило у него для этого силенок, и он позволил, чтобы его
заковали в цепи. (13) Подумайте, почему подростки начинают курить?
(14) Табачный дым горек, противен, но юноша, преодолевая неприятные
чувства, все-таки терпит эту пытку. (15) Очевидно, есть какая-то
необходимость, которая заставляет его делать это. (16) Какая же это
необходимость?
(17) Курение воспринимается как показатель мужественности,
взрослости. (18) Юноша с сигаретой как будто бы приобретает иной
статус: он теперь не ребенок, не мальчик, он мужчина. (19) И
многочисленные табачные компании изо всех сил культивируют героический
облик курящего человека. (20) Интерес табачных магнатов понятен: чем
больше люди курят, тем выше их прибыли. (21) Но почему человек тратит
деньги на то, что ему укорачивает жизнь? (22) Никто же не тащит нас
силком в магазин, напротив, на каждой пачке сигарет понятными словами
нас недвусмысленно предупреждают о грозящей опасности! (23) А вот в этом
пренебрежении беспомощным вскрикам разума как раз и выражается наша
безответственность, наша несвобода. (24) Нам внушили глупую, нелепую
идею о том, что курить может только сильный, прошедший огонь и воду
мужчина, а маменькины сынки пусть пьют парное молоко и сосут карамель.
(25) Посмотрите на героев популярных кинофильмов: они отважны, дерзки,
обаятельны и всегда окружены клубящимся ореолом табачного дыма.
(26) Многие люди покорно склонились перед этим настырно вбиваемым в
голову предрассудком. (27) Свободу жить, радоваться жизни они трусливо
обменяли на свободу губить, разрушать свою жизнь. (28) Человек, который
не рассуждает, не задумывается, легко становится добычей заразной
моды, так называемых современных веяний, искаженных ценностей.
(29) Но кроме жизни есть только смерть, их невозможно
перепутать, невозможно поменять местами. (30) Подумайте о высокой цене
своего «выбора», подумайте о здоровье, которое, в отличие от сигарет,
не продается в ярких упаковках на каждом углу!
(По А. Климовичу)
Задания
1. Проведите содержательно-языковой анализ сочинения, делая необходимые записи в черновике.
2. Сформулируйте основную и ряд частных проблем текста. Запишите формулировки.
3. Сформулируйте позицию автора по основной и частным проблемам. Запишите формулировки.
4. Определите собственную позицию относительно проблематики
текста и позиции автора. Сделайте соответствующие записи в черновике.
5. Прочитайте задание части С:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или
не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте,
опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три
аргумента).
Объем сочинения — не менее 150 слов».
6. Обдумайте композицию своего сочинения. Если необходимо,
напишите план. Подумайте над вариантами вступления и заключения.
Определите, какие языковые особенности исходного текста следует
отметить при характеристике его проблематики и позиции автора (стиль
текста и тип речи, средства и способы создания выразительности).
7. Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту. |