Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей,
чувств и оценок автор текста может использовать различные средства
языковой выразительности.
Языковая выразительность — это свойство
сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое
внимание читателя или слушателя, производить на него сильное
впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна,
своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и
обыкновенного.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные
средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.),
основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания
звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность
текста создается не только с помощью использования специальных
художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные
ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его
грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно
говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики,
лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.
Выразительные средства фонетики Основным выразительным средством фонетики является звукопись —
художественный прием, связанный с созданием звуковых образов
и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их
сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира
(свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать
ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.
Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием.
Например:
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К. Д. Бальмонт) |
Комментарий. В данном случае повторение глухого твердого шипящего звука [ш] создает звуковой образ шуршащего камыша.
Способность звуков языка вызывать не только слуховые,
но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а
также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом.
Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.
Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.
Например:
О, весна — без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь, принимаю... (А. А. Блок) |
Комментарий. В данном случае
автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного
звука [а]. Повторение широкого открытого гласного звука [а] как бы
подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта,
устремленной к весне и мечте.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка. (А. А. Блок) |
Комментарий. Ассонанс
основан на повторении ударного гласного звука [э]. Повторение узкого и
закрытого гласного [э] усиливает таинственность и загадочность героини
стихотворения.
Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.
Например:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев) |
Комментарий. В данном случае
используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация
основана на повторении согласного звука [р], повторении сочетания
звуков [р] и [з], а также сочетания [гр]. Прием аллитерации помогает
воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ
начинающейся грозы.
Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума. (С. А. Есенин) |
Комментарий. В данном случае
также использованы приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация
основана на скоплении шипящих [щ], [ж], [ш], что помогает передать шум
ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не
пугает, а манит.
Роль звукописи в тексте
Звукопись придает речи особую
наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной
передаче чувств и настроений автора или лирического героя. |
Внимание! Ассонанс и
аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам
художественной выразительности и используются в художественных
и художественно-публицистических текстах.
Упр. 18. Найдите в отрывках
из стихов К. Д. Бальмонта повторяющиеся согласные и гласные, опишите
звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.
1) Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
2) Безмятежные, свободные,
Миру чуждые, холодные
Звезды призрачных небес.
3) В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шел дождь — и капли с крыши
Стекали по стене.
4) Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
Упр. 19. Прочитайте. Какие звуки создают звукопись в стихотворении? Какова их роль?
Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!
Зеленее, чем плесень на чане,
Зелена — значит, лето в начале!
Синева — до скончания дней!
Бузина моих глаз зеленей! (М. И. Цветаева) |
Упр. 20. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?
1) ...Бежит и слышит за собой —
Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой. (А. С. Пушкин)
2) Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны. (М. Ю. Лермонтов)
Упр. 21. Сколько и каких звуковых повторов содержится в строке из стихотворения Н. А. Некрасова «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу...»?
Какое настроение передает используемый в тексте вид повтора? |