Упр. 92. Прочитайте текст и сочинение, написанное на основе данного текста в соответствии со следующей формулировкой части С:
«Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и
прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не
согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте,
опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три
аргумента)».
(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко
убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры,
читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился... |
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или
образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования,
обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не
образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители
искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по
себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
(10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к
высокому, и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его
стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет
собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания
собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду,
красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь
развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства.
(13) Точно так же может быть бездуховным само искусство — все признаки
таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет
искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его
назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и
надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных
стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают
моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и
работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти
за круг бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?
(18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но
разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные.
(20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это
желания приобрести, получить, достичь, стать... (21) Но никогда не
исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем
их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье»
(Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды,
ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик) |