Текст (от лат. tekstum — ткань, сплетение,
соединение) — это речевое произведение, характеризующееся структурной и
смысловой завершенностью. Чаще всего текст представляет собой ряд
предложений (частей), связанных по смыслу и грамматически.
Важнейшими признаками текста являются:
1) Тематическая и композиционная цельность (наличие
единой темы, т. е. того, что описывается, о чем говорится в тексте;
наличие единой идеи, т. е. основного вывода, передающего авторское
отношение к теме; возможность подобрать заглавие к тексту).
Внимание!
Тема текста определяется по вопросу: «О чем говорится в тексте?»
Идея текста определяется по вопросам: «Какова главная мысль текста?», «К чему призывает автор?».
2) Структурная упорядоченность и членимость (возможность
делиться на предложения, абзацы, главы, разделы, идущие в определенной
последовательности, а также на темы, подтемы и микротемы).
3) Смысловая и грамматическая связность между
частями текста (последовательность и логичность изложения; наличие
специальных средств связи между отдельными частями текста).
4) Стилистическое единство (отнесенность текста к тому или иному стилю: официально-деловому, научному, публицистическому, художественному, разговорному).
Текст может состоять из одного предложения (это микротексты,
например: афоризм, пословица, поговорка, реклама, объявление),
совокупности предложений, объединенных в абзац, нескольких абзацев,
глав и даже нескольких книг.
Упр. 1 Докажите, что
приведенные группы предложений можно назвать текстами. Определите тему и
идею (основную мысль) в каждом из приведенных текстов. Озаглавьте их.
1) Верю в конечный смысл нашего существования на земле, в то, что жизнью своей мы удобрим великие цели.
Верю в добро, побеждающее зло, в накопление и объединение
добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми. (В. Г. Распутин)
2) Отечеством зовем мы нашу страну потому, что в ней жили отцы и
деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились. Матерью
потому, что она вскормила нас своим хлебом, выучила своему языку.
(К. Д. Ушинский)
3) С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости.
Может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать.
Но до сих пор вопрос этот, по-видимому, не решен.
Каждый из нас желает и требует, чтобы с ним обходились
справедливо, и каждый при всем этом уверен, что «совершенно
справедливо» относится к другим. К сожалению, мы не замечаем, что
компрометируем старую благородную идею справедливости, которая верой и
правдой служила людям на протяжении многих столетий.
Мы почти забыли, что справедливость склонна к состраданию и
прощению. Ведь справедливость — это поток живой любви к людям.
Без сомнения, только такая любовь будет способствовать утверждению добра на земле. (И. А. Ильин)
4) Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в
серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в
полях земля под горою. Зачем так скоро? (В. П. Астафьев)
5) Человек стал человеком не только потому, что создал первое
орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание
звезд, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в
прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний
день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой
колокольчик подснежника, — увидел, и изумился, и пошел по земле,
создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет человеческая красота. (В. А. Сухомлинский)
Упр. 2 Озаглавьте текст. Определите тему и идею текста. Разделите текст на абзацы.
В представлении многих Ломоносов, совсем мальчик, сын
темного поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки,
вдруг бросает все и пешком идет в Москву учиться. Все так и не так.
Во-первых, это был совсем не мальчик. В Москву отправился 19-летний, по
существу, взрослый парень, завидный жених, широкоплечий силач, который
с десяти лет ходил в море и был дублен самыми злыми северными ветрами.
Во-вторых, в Москву отправился не сын бедного темного помора, а
единственный наследник человека, для своих мест если не богатого, то
весьма обеспеченного, пользующегося и авторитетом, и известностью.
И наконец, в Москву пришел вовсе не неуч, слепо, как росток к солнцу,
тянувшийся к знаниям, а юноша, уже прикоснувшийся к науке своего
времени, уже сделавший первый жадный глоток из чаши истины, понявший,
что жажду эту побороть он в себе теперь не в силах, и с немалыми
сомнениями и колебаниями решивший идти в Москву, точно зная, что лишь
там он сможет утолить эту жажду. Таким образом, явление Ломоносова в
Москву — это не некая игра судьбы, не случайность внезапного озарения, а
неизмеримо более серьезное отражение сложного духовного процесса
человека с уже сложившимся характером. (Я. К. Голованов)
Упр. 3 В следующем тексте
из-за перестановки абзацев нарушена логика изложения. Восстановите
исходный текст. Обоснуйте свою точку зрения.
Эта сеть возникла в конце 60-х гг. XX в. в военном
ведомстве США. Тогда она называлась ARPAnet. Военные считали, что
подобное соединение компьютеров позволяет сохранить находящиеся в них
данные в полной безопасности на случай как стихийного бедствия, так и
нападения противника. Вскоре сеть стала гражданской, в нее включились
университеты, а затем и бизнес-предприятия. Возник Интернет.
В середине 50-х гг. XX в. человечество вступило в совершенно
новую эпоху, которая не завершилась до сих пор, — эпоху информационной
революции (ИР). Буквально на глазах ранее неизвестные технологии
входили в повседневную жизнь, а привычные средства информации
приобретали новые формы. ...С появлением сети Интернет осуществилась
давняя мечта ученых и инженеров о простом и быстром способе обмена
идеями, также позволяющем найти любую нужную информацию.
Таким образом, самым существенным итогом ИР (информационной
революции) стало информационное единство мира. Сегодня посредством
телефонной связи или сети Интернет человек без труда узнает новости
даже из самого дальнего уголка нашей планеты.
Сначала с помощью сети Интернет (сейчас ее часто называют
просто Сеть) можно было обмениваться только текстовыми сообщениями, но
в 1991 г. была разработана технология World Wide Web (Всемирная
паутина), позволившая сопровождать информацию видео- и звуковым рядом.
Каждый человек, имеющий компьютер, модем и телефон, может получить
доступ к информации в Сети или создать в ней собственную страницу. По
некоторым сведениям, к началу XXI в. число пользователей Интернета
приблизится к 100 миллионам.
Уже в начале 70-х гг. он довольно активно использовался, однако
настоящий взрыв произошел тогда, когда появились персональные
компьютеры. Их владельцы стремились получить доступ к международной
сети, поэтому число ее пользователей на рубеже 90-х гг. увеличилось в
десятки тысяч раз. |