Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.
Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
К лексическим средствам связи относятся:
1 |
Слова одной тематической группы |
Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. |
2 |
Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов |
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными. |
3 |
Синонимы и
синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы,
синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) |
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. |
4 |
Антонимы (в том числе контекстуальные) |
Недруг поддакивает. Друг спорит. |
5 |
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. |
Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. |
К морфологическим средствам связи относятся:
1 |
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений |
За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно. |
2 |
Использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений |
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. |
3 |
Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям |
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. |
4 |
Единство временных форм глаголов-сказуемых |
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды. |
5 |
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий |
Место было прекрасное. Лучше и придумать было нельзя.
Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было. |
К синтаксическим средствам связи предложений относятся:
1 |
Синтаксический
параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую
морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений |
Юность — время надежд.
Зрелость — пора свершений. |
2 |
Парцелляция
(деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и
оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного
предложения |
Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. |
3 |
Использование неполных предложений |
— Знаете, о чем мы спорили?
— О литературе, музыке, живописи. |
4 |
Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов |
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
Можно ли забыть землю, на которой ты вырос? |
5 |
Использование прямого и обратного порядка слов |
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя. |
Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)
Внимание! 1. Указанные
средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их
использование зависит от содержания темы текста, особенностей
авторского стиля, формы повествования и т. п.
2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и
дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга
предложения).
3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в
тексте являются основой для разграничения двух основных видов
(способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.
Цепная (последовательная) связь отражает
последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой
связью каждое новое предложение соотносится со словами и
словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы
сцепляются между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении
становится «данным» для следующего предложения.
Наконец мы увидели мореН. ОноД было огромным и очень спокойнымН. Но это спокойствиеД было обманчивым.
Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические
замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.
При параллельной связи предложения не
связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются.
Параллельная связь основывается на параллельных, т. е. одинаковых или
похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются
одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.
Во многих текстах с параллельной связью первое предложение
становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют,
развивают мысль, выраженную в первом предложении (при этом «данное» во
всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).
Леса оздоровляют землю. ОниД не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниД поглощают пыль и ядовитые газы. ИхД справедливо называют «легкими земли».
Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец), наречия места и времени (справа, слева, там, сначала и т. п.).
Упр. 4 Прочитайте текст.
Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и
синтаксические) используются в данном тексте?
На дюнах
Я живу в маленьком доме на дюнах.
Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких
сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от
того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они
шелушат сосновые шишки.
Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за
калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо
заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески.
Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь
незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их
поднимает и осторожно следит за тобой.
Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны
следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя,
а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна
и угрюма. (Ю. В. Бондарев)
Упр. 5 Расположите
предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните
те языковые средства, которые служат для связи предложений.
I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади,
прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и
гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину.
3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей
синевы: моря и неба.
II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и
спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой
прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в
степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала
небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.
III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут
более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая
прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее
оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными
полосами.
5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая
красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и
сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро
синевы.
Упр. 6 Спишите. Вместо
точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в
тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.
В Университете Константинополя Кирилл преподавал
недолго. (...) этот философ, который был знатоком греческого,
еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в
Болгарию с просветительской миссией. (...) оказалось, что просвещать
славян невозможно без книг на их родном языке. (...) Кирилл начал
составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.
Упр. 7 Определите способ
связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните
средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия,
воспользовавшись справочным материалом.
1) Более полувека назад вышло в свет первое издание
всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное,
нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не
обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным
пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот
замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века
Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и
составителя. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.
2) Родиной самого первого алфавитного письма была
Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо,
изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается,
что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько
изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите
финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)
Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.
Упр. 8 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.
1) Среди первых минералов, открытых человеком, было
золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого
металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их
авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и
сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в
которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше
всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом
110 кг.
2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд.
Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с
нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья
под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне —
калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними —
малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка.
(А. И. Цветаева) |