Часть С Единого государственного экзамена по русскому языку состоит
из одного задания — написать небольшое сочинение-рассуждение в жанре,
близком к рецензии или эссе, по предлагаемому тексту. Это задание
проверяет:
— коммуникативную грамотность (компетенцию) выпускников: умение
адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать
на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип
речи, соблюдая нормы литературного языка;
— уровень общей культуры учащихся, наличие у выпускников
личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором
текста.
Формулировки задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку могут быть различными:
1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора.
Изложите свое мнение по вопросам, затронутым в тексте, приведите аргументы.
Оцените речевое оформление текста, назовите 2—3 характерных для
данного текста средства выразительности, объясните их роль, приведите
примеры.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Выразите в нем свое отношение к проблеме, поставленной автором.
Оцените языковое оформление текста: отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности.
3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или
не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте,
опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три
аргумента).
Объем сочинения-рассуждения должен составлять не менее 150 слов.
Для успешного выполнения задания по написанию
сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим его
многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые
задания, предшествующие части С.
Основными требованиями, предъявляемыми к экзаменационному сочинению-рассуждению, являются следующие:
1. Верное понимание, правильная интерпретация и комментирование основного содержания исходного текста: его темы, основной проблематики, идеи, а также позиции автора, т. е. его отношения к изображаемому.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена при следующих
условиях: а) основное содержание и проблематика текста (или —
в соответствии с заданием — одна из важных проблем текста) поняты
и прокомментированы верно, без фактических ошибок и искажений; б) верно
сформулирована позиция автора по поднятым в тексте проблемам
(проблеме).
2. Отражение собственной позиции выпускника, т. е. умение выразить собственное отношение к поднятым в тексте проблемам (или к одной из проблем), сформулировать свою позицию, совпадающую или не совпадающую с авторской, обосновать ее и привести аргументы, подтверждающие собственные суждения.
Высокая отметка за сочинение может быть поставлена, если
позиция автора сочинения: а) сформулирована четко и этически корректно;
б) логично аргументирована с привлечением нескольких аргументов,
которые могут быть основаны на жизненном или читательском опыте.
3. Понимание выпускником языковых особенностей
исходного текста и роли языковых средств выразительности, используемых
автором для передачи своей позиции, а также умение провести языковой анализ исходного текста: отметить средства языковой выразительности и оценить языковое оформление текста (объяснить роль языковых средств выразительности в тексте).
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если
характерные для исходного текста языковые средства отмечены, верно
объяснена их роль в тексте, приведены примеры.
4. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Названное требование предполагает: а) логичность, последовательность,
непротиворечивость и законченность текста сочинения; б) наличие в
сочинении определенных композиционных частей, соответствующих
коммуникативному замыслу автора сочинения и выделяемых с помощью
абзацного членения.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если оно
характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью,
связностью изложения и отсутствием нарушений абзацного членения текста.
5. Точность, богатство, выразительность и правильность речевого
оформления сочинения, т. е. точность выражения собственных мыслей,
богатство словаря, уместность использования выразительных средств языка
в соответствии с избранным стилем речи, отсутствие орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок, а также речевых ошибок и
недочетов.
Высокая оценка за сочинение может быть поставлена, если работа
характеризуется точностью выражения мыслей, разнообразием
грамматических форм, уместным использованием выразительных средств
языка, а также отсутствием орфографических, пунктуационных, речевых и
грамматических ошибок, связанных с основными нормами русского
литературного словоупотребления.
Внимание! Так как задание
части С предназначено для проверки не только умений и знаний по курсу
русского языка, но и общей культуры учащихся, итоговая оценка за
сочинение-рассуждение во многом зависит от того, насколько глубоко и
полно понят смысл исходного текста, насколько убедительно и корректно
изложена собственная точка зрения, насколько самостоятельными
и оригинальными являются излагаемые выпускником суждения.
В соответствии с основными требованиями к выполнению
части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке и созданию
сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в
исходном тексте смысловой информации, а также — при наличии
специального задания — информации о языковых особенностях исходного
текста;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Для решения первой задачи необходим многоаспектный
(комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его
информационная переработка.
Для решения второй и третьей задач требуется четко продуманная
система работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает
специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных
разделов сочинения и их композиционное объединение. |