Пятница, 26.04.2024, 21:38


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ЧАСТЬ В [64]
ЧАСТЬ С [28]

Главная » Файлы » ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ » ЧАСТЬ С

Обобщающие упражнения по теме "Поэтапная работа над сочинением"
10.10.2014, 18:15

Упр. 97. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Выполните задания.

     (1) Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному? (2) Почему один теряет свой человеческий облик, превращается в беспомощное животное, которым управляют слепые, животные инстинкты? (3) А другой, оказавшись лицом к лицу со смертельной опасностью, не только не отступает в сторону, а напротив, как бы обнаруживает в себе какие-то неведомые прежде силы, и огонь высокой человечности горит в нем ярче?
      (4) Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности человеческой природы. (5) Кто-то считает, что все дело в особенностях нашей крови: у людей с первой группой крови более выражены охотничьи, лидерские способности, а у людей, например, со второй группой крови — психология земледельца, человека более осторожного, боящегося идти на риск... (6) Кто-то, объясняя причины нашего разного поведения в экстремальной ситуации, начнет длинно рассуждать о силе и слабости нервных процессов, об особенностях темперамента...
     (7) Когда я слушаю подобные измышления, мне становится смешно. (8) Если бы на самом деле поведение человека зависело от каких-то четких и понятных нам факторов, величин, групп крови, если бы можно было, проведя нехитрые медицинские анализы, сказать, как поведет себя человек, столкнувшись с грозной опасностью, тогда бы и проблемы никакой не было.
      (9) Но долгий опыт боевого офицера меня убедил в ином: на поведение человека главное влияние оказывает другое — совесть. (10) Один почему-то не может бросить своего товарища раненым, а другой, как будто бы такой же сильный и уверенный в себе, меткий стрелок, прекрасный спортсмен, услышав свист пули, пятится в сторону. (11) Страшно всем, но одному страшно умереть, а другому страшно остаться живым, бросив товарища. (12) Одному страшна гибель, потому что вне себя, без себя он не мыслит мира! (13) Он прекрасно понимает, что долг требует другого, прекрасно знает, что надо помочь другу, но реальность и неотвратимость смерти заглушает этот голос совести, голос долга, голос чести. (14) Голос души! (15) Его не слышно, потому что перед ним оказался более сильный враг, нежели его душа, — Смерть. (16) А другой знает, что пуля несет смерть, что его могут убить, но безотчетно бросается в огонь, своим телом закрывает друга, товарища, командира. (17) Он даже не рассуждает ни о смысле, ни о цене своего поступка, он для него естествен. (18) Я потом видел эти солдатские глаза: это были глаза человека, которому нечего стыдиться, это были глаза человека, который исполнил свой долг, и потом на привале, когда он просит закурить, то сразу несколько человек протягивают ему сигарету. (По А. Козаченко)

Задания

   1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Уточните, о чем этот текст, каков его идейный смысл.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
    Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
      Объем сочинения-рассуждения должен составлять не менее 150 слов.

Упр. 98. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

      (1) В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2) Автор — семидесятидвухлетний москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (3) Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность... (4) Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — все это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...
      (5) Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6) Кто сделал их такими?»
      (7) Спорить с автором письма не приходится. (8) То, о чем он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9) Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом: «Кто сделал их такими?» (10) Мы так привыкли во всем искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11) Конечно, куда проще сказать, что во всем виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.
      (12) А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13) Об этом сто сорок лет тому назад И. С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14) Да что Тургенев! (15) В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.
      (16) Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17) Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин «шок будущего». (18) Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестает поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19) Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории — мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. (20) Это не просто шок будущего, это супершок. (21) Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.
      (22) Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? (23) Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24) А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25) Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.
      (26) Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (27) Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28) И это, разумеется, трудно, но необходимо. (По Е. Кореневской)

Задания

      1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему текста, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
      Выразите свое отношение к проблеме, поставленной автором.

Упр. 99. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

      (1) Этот день случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. (2) Хотелось прожить его хорошо, принести домой его след. (3) Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, где течет из-под холма ключевой ручей.
      (4) У ручья на расстеленной фуфайке сидела соседская девочка Нюрка, рядом валялся ее портфель. (5) В руке Нюрка держала жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья.
      (6) — Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.
      (7) — Воду пью, — ответила Нюрка. (8) Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.
      (9) — Что пустую воду пить? (10) Вот хлеб с яблоком.
      (11) — Спасибо, не надо.
      (12) Нюрка поднесла кружку к губам и глотнула воды. (13) Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.
      (14) — Ты чего невеселая, может, двойку получила?
      (15) — Получила.
      (16) Она снова глотнула воды и закрыла глаза.
      (17) — А домой почему не идешь?
      (18) — Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.
      (19) — Так и умрешь здесь, у ручья?
      (20) — Так и умру.
      (21) — Из-за двойки?
      (22) — Не из-за двойки, еще кое из-за чего.
      (23) — Это из-за чего же?
      (24) — Есть из-за чего, не твое дело.
      (25) Нюрка снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.
      (26) — Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — (27) С тобой по-человечески, а ты... (28) Я тоже тогда лягу и умру.
      (29) Я расстелил на траве куртку, улегся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. (30) Облака терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. (31) Так не хотелось, чтоб кончался этот день.
      (32) — Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.
      (33) — Есть из-за чего, хватает, — ответил я.
      (34) — Болтаешь, сам не зная...
      (35) Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. (36) Самые тяжелые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.
      (37) А день кончался. (38) Давно уж миновал полудень, начинался закат.
      (39) Облака, подожженные солнцем, уходили за горизонт. (40) Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона.
      (41) — Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.
      (42) — Конечно, — серьезно ответил я.
      (43) — А мне кажется, никто бы и не заплакал.
      (44) — Вся деревня ревела бы. (45) Тебя все любят.
      (46) — За что меня любить, что я такого сделала?
      (47) — Откуда я знаю? (48) За то, что хороший человек.
      (49) — Ничего хорошего. (50) А вот тебя любят, если бы ты умер, тут бы все стали реветь.
      (51) — А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рев стоял?
      (52) — Это правда, — засмеялась Нюрка. — (53) Рев был бы жуткий.
      (54) — Давай уж поживем еще немного? — предложил я. — (55) А то деревню жалко.
      (56) Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.
      (57) — С открытыми глазами воду выпьешь и ничего не заметишь. (58) С закрытыми — куда вкусней, попробуй.
      (59) Я взял кружку, зажмурился и глотнул.
      (60) Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. (61) Был в ней голос лесных озер и болот, долгих дождей и летних гроз. (62) Я глотнул еще раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза. (По Ю. Ковалю)
      1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему текста, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
      Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Упр. 100. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

      (1) В чем смысл нашего общения с искусством, литературой?
      (2) Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается. (3) Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4) Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»...
      (5) Но это не все: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче еще на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6) Я написал сейчас «еще на одну жизнь». (7) Но нет! (8) Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9) В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов жизней. (10) Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений...
      (11) Хороший читатель — соавтор писателя. (12) Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (13) А ведь ради этого и работает писатель. (14) Чтобы научить видеть.
      (15) Я написал сейчас «духовная жизнь». (16) А доступна ли она любому человеку?..
      (17) Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (18) Духовная жизнь — это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (19) Мы духовны, когда беседуем о чем-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (20) Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (21) Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности... (22) И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому. (Е. Богат)

Задания

      1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему текста, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
      Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
      Оцените речевое оформление текста. Выделите наиболее яркие средства языковой выразительности, определите их роль в тексте.

Упр. 101. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

      (1) Мне вспомнилась одна поездка в трамвае. (2) Тогда в трамваях еще были кондукторы. (3) В нашем вагоне кондукторшей оказалась пожилая женщина маленького роста.
      (4) На остановке в вагон села компания молодых людей и несколько рабочих с текстильной фабрики, где только что кончилась смена. (5) Все пассажиры взяли билеты, а молодые люди из этой компании билетов брать не стали. (6) Кондукторша подошла к ним:
      (7) — Оплатите проезд.
      (8) Трое отвернулись. (9) Один, нахально улыбаясь, сказал: «Проездной у меня. Туда и обратно» — и захохотал. (10) Пятый полез в карман, достал монету, а когда кондукторша протянула за ней руку, поднял монету к потолку.
      (11) — Что же, бабуля, ты не даешь мне билета? (12) Я деньги приготовил! (13) Допрыгни!
      (14) Компания загоготала.
      (15) Кондукторша снова повторила:
      (16) — Оплатите проезд!
      (17) Но молодые люди продолжали издеваться над пожилой женщиной.
     (18) Мы ехали во втором вагоне, кондукторша не могла позвать на помощь вожатого, а когда попробовала позвонить в звонок, чтобы остановить трамвай, парень, который был заводилой, заслонил звонок спиной.
      (19) Пассажиры стали увещевать хулиганов:
      (20) — Постыдились бы!
      (21) Но увещевания только подзадоривали безобразников.
      (22) — Вы что-то сказали? (23) Ты, шляпа, к тебе обращаюсь! (24) Ты что — контролер? (25) А не контролер — помалкивай в тряпочку!
      (26) Человек в шляпе замолчал. (27) На его лице появился страх. (28) Он знал, на что бывают способны такие компании.
      (29) У меня кровь бросилась в голову, и, еще не зная, что сделаю в следующую секунду, я шагнул к хулиганам.
      (30) Но меня опередили. (31) Немолодой мужчина подошел к заводиле:
      (32) — А ну, марш от звонка!
      (33) Тот начал:
      (34) — А тебе что, папаша, на...
      (35) Договорить он не успел.
      (36) «Папаша» так двинул его плечом, что тот отлетел в сторону. (37) Кнопка звонка была нажата. (38) В моторном вагоне задребезжал звонок. (39) Трамвай резко остановился.
      (40) — Извините, товарищ кондуктор, — сказал «папаша». — (41) Откройте дверь. (42) Мы сейчас наведем порядочек.
      (43) Дальше все происходило, как в кинокартине, где торжествует справедливость. (44) Поднялись все мужчины, ехавшие в вагоне, в том числе и преодолевший свой испуг «человек в шляпе», и негодяев, мгновенно утихнувших, вышвырнули из вагона. (45) Приземляясь в осенней луже, они верещали:
      (46) — За что? (47) Хулиганы!
      (48) Вагон тронулся. (49) «Папаша» сказал:
      (50) — Видывали таких. (51) Трусы!
    (52) Он прав. (53) Хулиганы всегда трусы — их «геройство» гроша ломаного не стоит. (54) Они измываются над окружающими, красуются, пока не почувствуют твердого отпора. (По С. Львову)

Задания

      1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему, идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
   Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Упр. 102. Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

      (1) Мне шестнадцать лет, учусь в десятом классе. (2) Живу я в интеллигентной семье; мои родители — врачи, честные, добрые, мягкие люди. (3) Братьев и сестер у меня нет. (4) Я воспитана, как говорят мои одноклассники, на музыке Чайковского, Баха, Глинки. (5) В прошлом году окончила музыкальную школу.
      (6) Мне тяжело среди одноклассников. (7) Ребята относятся ко мне, в общем, неплохо, хотя несколько отчужденно, а учимся мы вместе с третьего класса.
      (8) Я совершенно не могу слышать грубости. (9) Иногда вечером ко мне приходят одноклассники, зовут гулять. (10) И чаще всего я не иду, потому что на улице можно услышать всякую пошлость, гадость. (11) Девочки обижаются на меня.
      (12) Сегодня пришлось услышать крепкое словцо.
      (13) Я возмутилась, но одна девочка сказала, что подобные слова она слышит каждый день от пьяного отца. (14) «Он издевается надо мной, — сказала она. — (15) Ну и что? (16) Ты забываешь, что не все живут хорошо, не у всех дома „спасибо, пожалуйста, извините". (17) И вот ты торопишься пройти мимо грубости, ты осуждаешь моего отца, не зная причин его поведения, не обращая внимания на то, что я все-таки люблю его, ведь он мой отец».
      (18) Я задумалась, как я живу. (19) В семье нежные отношения, разговоры на возвышенные темы. (20) В семье я «доченька, Наташенька». (21) Ни разу голос на меня не повысили. (22) Некоторые считают: в том, что я морщусь, как от боли, от любого нелитературного слова, виноваты мои родители. (23) Я считаю, что это несправедливо. (24) Почему я должна кричать: «Эй, ты, пойдем в буфет, пожрем, что ли!» (25) И все-таки я чувствую, что ребята в чем-то правы. (26) Но в чем? (27) И в чем ошибаюсь я?
      (28) В двенадцатилетнем возрасте мне казалось, что все живут так, как наша семья. (29) И потом я увидела, что это не так. (30) Меня угнетает это. (31) Мне кажется, что я живу как под стеклянным колпаком: ничего не знаю о реальной жизни, о реальных человеческих отношениях. (32) Иногда доходит до смешного: мне стыдно играть Чайковского...
      (33) Самое главное, мне поделиться не с кем. (34) Ребята скажут, что это жизнь, а в жизни все бывает. (35) Как это так — все?
      (36) Наташа.
      (37) Чем дальше уходит в прошлое моя молодость, тем дольше размышляю я над такими письмами. (38) Не на все вопросы есть ответы.
      (39) Посчастливилось тем, кто воспитывался в семье, где господствовали взаимное уважение, вежливость и деликатность. (40) Такие люди спустя долгие десятилетия вспоминают это как величайшее благо. (41) А в семье, где господствовал грубый, неуважительный тон, это тоже запоминалось на всю жизнь. (42) Как душевная травма, от которой человек избавлялся годами, а иногда не мог избавиться и всю жизнь. (С. Львов)

Задания

      1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему, идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
      2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
      Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
      Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста, его позицию.
   Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Категория: ЧАСТЬ С | Добавил: admin | Теги: дидактический материал по русск, ЕГЭ по русскому языку часть С, задания для подготовки к ЕГЭ, тесты по русскому яз, подготовка к ЕГЭ по русскому язык
Просмотров: 2354 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0