Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные
по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и
отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической
окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Роль синонимов в тексте
Синонимы (в том числе контекстуальные) как средства языковой выразительности позволяют:
— уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки: Но в почерневших холстах Пуссона я ничего для себя не нашел; пейзажи не показались мне такими выдуманными, вычурными, невероятными. (И. Е. Репин);
— выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему: Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой);
— обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию: Ей каждый раз нужно было очаровывать, пленять, сводить с ума. (А. П. Чехов); Я неисправимый идеалист; я ищу святынь, я люблю их, мое сердце их жаждет. (Ф. М. Достоевский);
— более глубоко раскрывать тот или иной образ: Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. (И. Ильф, Е. Петров) |
Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.
Роль антонимов в тексте
Антонимы (в том числе и контекстуальные) позволяют:
— уточнить мысль, сделать ее ярче, образнее: Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие — это и было то, о чем (в колдовском разнообразии) говорится в сказках. (М. И. Цветаева);
Он видел, что глубина ее души, прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л. Н. Толстой);
— дать более полную характеристику какого-либо явления;
— выразить авторскую оценку обозначаемого: В
результате свершилась резкая поляризация: с одной стороны, половодье глянцевой макулатуры, с другой — ручеек литературы подлинно художественной. (Из газет);
— усилить передаваемое содержание: Так, бросаем то в жар, то в холод, то в свет, то в темень, в мирозданьи потерян, кружится шар. (И. Бродский); То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. (Н. А. Некрасов) |
На использовании антонимов основан специальный стилистический прием — антитеза.
Омонимы (слова, совпадающие по форме, но имеющие различные значения: брак — изъян и брак — женитьба, брань — ругань и брань — война, лавка — скамья и лавка — магазин, крутой берег и крутой кипяток, снять фильм — снять шляпу), а также омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению и написанию: компания — кампания, обижать — обежать, придел — предел, седеть — сидеть), омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и произношению: мукá — мýка, сéло — селó, домá — дóма) и омоформы (слова, совпадающие по звучанию и написанию лишь в отдельных формах: мой дом — мой руки, три товарища — пятно три тщательно) широко используются в тексте для создания его выразительности.
Роль омонимов в тексте
Омонимы используются:
— для выразительности и экспрессии речи:
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос...
Я рядом плыл; сошлись кормила,
Закатный луч был страшно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара...
Не знаю, чья была вина...
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина (В. Я. Брюсов); |
— для создания выразительности комического характера (на основе их использования обычно создаются каламбуры):
«Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте...» И его уволили. (Э. Кроткий) |
Паронимы, т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения (индивидуальность — индивидуализм, дымный — дымовой, шумный — шумливый, плата — выплата), обладают большой выразительной силой.
Роль паронимов в тексте
Паронимы, как правило, используются:
— для создания большей точности и выразительности (экспрессивности) высказывания:
Эта удочка Мюнхенского производства,
Неизменная спутница жизни моей,
Отвлекает умело меня от уродства
Исторических — и истерических! — дней.
(И. Северянин); |
— для создания большей образности, наглядности изображения и передачи эмоционально-оценочного отношения автора:
Без голосистых чувств, без чутких слов
Своей злодольной родины раздольной,
В своем кощунстве богомольной,
Ни душ, ни рыб не мил ему улов
(И. Северянин); |
— для создания комического (юмористического, иронического, саркастического) эффекта:
Его называют мэтром, какой же это мэтр, это сантиметр! (К. Чуковский)
Комментарий. Здесь происходит обыгрывание паронимов: мэтр — метр. |
Внимание! Синонимы,
антонимы, омонимы и паронимы как средства выразительности широко
используются во всех стилях речи, кроме официально-делового.
Упр. 42. Подумайте, почему В. М. Шукшин из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал выделенный.
Теперь (ныне, нынче, сегодня, сейчас, в
настоящее время) много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу
на кладбище помянуть покойных родных (родня, родственники), я вижу на одном кресте: «Ермолай ...вич Емельянов».
Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поминаю — стою над могилой, думаю (мыслить, размышлять, рассуждать, раздумывать).
И дума (мысль, размышление, раздумье, помысел) моя о нем — простая (бесхитростная, незамысловатая, немудреная, обыкновенная).
Вечный был труженик, добрый (добродушный, добросердечный, отзывчивый, сердечный, золотое сердце) и честный человек.
Упр. 43. Спишите текст из
рассказа К. Г. Паустовского «Заметки на папиросной коробке», употребляя
подходящие по смыслу синонимы. Проверьте, соответствует ли ваш выбор
авторскому варианту.
У многих из нас есть (1) (дурная, скверная, плохая,
негодная, порочная) привычка (2) (фиксировать, отмечать, записывать)
свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках.
Потом, (3) (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по
обыкновению), коробки эти (4) (исчезают, пропадают, теряются), а с ними
(5) (пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни.
День жизни — это совсем не так мало, как может
(6) (представиться, показаться). Попробуйте вспомнить (7) (каждый,
любой, всякий) (8) (ваш, свой) день минута за минутой: все
(9) (свидания, встречи), мысли, поступки, все (10) (события,
происшествия, случаи) и душевные состояния, свои и чужие, — и вы
(11) (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что (12) (восстановить,
воспроизвести) весь этот поток времени можно, только написав новую
книгу.
Авторский вариант: 1 — плохая,
2 — записывать, 3 — как правило, 4 — теряются, 5 — исчезают, 6 —
показаться, 7 — любой, 8 — свой, 9 — встречи, 10 — события, 11 —
убедитесь, 12 — восстановить.
Упр. 44. Прочитайте предложения, укажите синонимы, определите, какова их роль в тексте.
1) Облетела листва.
Сразу стало светлей
Между голых, нагих, обнаженных ветвей.
Пурпур с золотом — вся мишура облетела.
Обнажается дерева черное тело. (Б. А. Слуцкий)
2) Облачные белые одежды
Распахнув недрогнувшей рукой,
В первый раз
Не с верой,
А с надеждой
На небо взирает род людской.
Не глядит, не смотрит, а взирает,
Как его ракеты озаряют,
Вырывают из кромешной мглы
Неба захолустные углы. (Б. А. Слуцкий)
Упр. 45. Найдите в тексте
синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к
контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.
1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными
строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в
его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе
задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться.
Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)
2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... (Ф. И. Тютчев)
3) Иван Иванович очень любит, если ему кто-нибудь сделает подарок или гостинец. Это ему очень нравится. (Н. В. Гоголь)
4) Больше б мог, да было к спеху,
Тем, однако, дорожи,
Что, случалось, врал для смеху,
Никогда не лгал для лжи. (А. Т. Твардовский)
Упр. 46. Укажите в данных стихотворениях М. Ю. Лермонтова антонимы. Определите, с какой целью они используются автором.
1) Ах, если ты меня поймешь,
Прости свободные намеки, —
Пусть истину скрывает ложь:
Что ж делать — все мы человеки.
2) Таит молодое чело
По воле — и радость и горе,
В глазах — как на небе светло,
В душе ее тёмно, как в море.
3) В толпе друг друга мы узнали,
Сошлись — и разойдемся вновь,
Была без радости любовь,
Разлука будет без печали.
Упр. 47. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.
1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и
везде есть две стороны, что где сила — там и слабость, где слабость —
сила, радость — горе, легкость — трудность, и так без конца. (И. А.
Ефремов) 2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и
безжалостна — смотря по настроению. (А. П. Чехов) 3) Но кто все-таки
знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А.
Бунин) 4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них
заменил бы правдой, праздность — трудом, скуку — радостью, он вернул бы
чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это
так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П.
Чехов)
5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
Упр. 48. Найдите в текстах омонимы, омофоны, омоформы и омографы. Определите их стилистические функции.
1) Журавлиные станицы
Гонит времени опала.
С тополей вблизи станицы
Желтая листва опала.
Речка в облачной опушке,
И черты ее не четки.
Сосны на лесной опушке
Дождика перебирают четки. (Я. Козловский)
2) Вечеру дали
Бочку чернил.
Синие дали
Вечер чернил. (Я. Козловский)
3) Не щеголяй, приятель, тем,
Что у тебя избыток тем,
Произведенья знаем те мы,
Где лучшие погибли темы. (С. Шевцов)
4) Любил студентов засыпать
Да, видно, оттого,
Что те любили засыпать
На лекциях его. (С. Я. Маршак)
5) Сев в такси,
Спросила такса:
— За проезд какая такса? (Я. Козловский)
Упр. 49. Укажите, на каких языковых явлениях основана выразительность предложений.
1) Классиков нужно не только почитать, но и почитывать.
2) Истина рождается в споре, а не в ссоре. 3) Мы не хотим сделать
гуманитарные науки, в частности стилистику, строго научной дисциплиной.
Но не забудем: мудреность еще не мудрость, а от «синусов» филология,
может быть, вправе ждать чудес, но никак не чудачеств. (Ю. Стрелков)
4) Голос Маяковского: шторм, идущий на штурм (штурмующий шторм).
(И. Северянин)
Упр. 50. Определите, какие лексические средства создают выразительность газетных заголовков.
Падение идолов или кризис идеалов?
Чрезвычайные мэры.
Путч коммунизма.
Дипломированные созерцатели и грамотные созидатели. |