Понедельник, 05.12.2016, 07:29

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ЧАСТЬ В [64]
ЧАСТЬ С [28]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ГОТОВИМ УЧЕНИКОВ К ЕГЭ » ЧАСТЬ С

Лексика ограниченного употребления
10.10.2014, 19:16
 Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
      — лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);
      — лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);
      — лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
      — лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);
      — лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус);
      — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: массмедиа, слоган, тинейджер).

Роль лексики ограниченного употребления в тексте

      Лексика ограниченного употребления как средство выразительности используется:
      — для усиления образности текста и передачи колорита эпохи, времени или какой-либо местности:

А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь —
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» — молвил царь.
И ответили все: «Лепота!» (Д. Б. Кедрин);

      Сложен он был неуклюже, «сбитнем», как говорят у нас (И. С. Тургенев);

      — для передачи речевых характеристик изображаемых персонажей:
      «Удались, бабка! Сей момент удались отседова. — Щукарь указывал на дверь. — Ты меня чудок жизни не решила». (М. А. Шолохов);

      — для выражения авторских оценок, чувств и эмоций:

Я повзрослел, когда открыл,
Что можно плакать или злиться,
Но всюду тьма то харь, то рыл,
А непохожих бьют по лицам (И. Губерман);

      — для создания иронического эффекта:
      Иван Михайлович вытянул насколько возможно бороду и губы — ближе подступить мешало чрево. (А. К. Толстой)

Внимание! Лексика ограниченного употребления как средство выразительности, подобно стилистически окрашенной лексике, свойственна художественному, публицистическому и разговорному стилям.

Упр. 54. С помощью каких языковых средств создается торжественность изложения?

      1) Многострадальная русская земля! Долго ты будешь залечивать свои раны, долго твои сыновья... будут своими золотыми руками воссоздавать разрушенное. (К. М. Симонов)

      2)   Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
            Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
            Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
            За Русь, за святость алтаря. (А. С. Пушкин)

Упр. 55. Укажите, с какой целью в тексте употребляются историзмы и архаизмы. Выпишите эти слова и объясните их значения. При необходимости пользуйтесь толковым словарем.

      Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким, и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение... Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах... ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно добрых и правдивых людей, — кого они меж себя похотят...»
      Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель, — свои. Проговорил: аминь — и стал отворять ворота. Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей. Красивое крыльцо резного дерева, крыша луковицей... нижнее жилье избы — подклеть — из могучих бревен.
      — Аверьян, зачем боярин нас вызвал с конями, — повинность, что ли, какая?..
      — В Москву ратных людей повезете... (A. К. Толстой)

Упр. 56. В предложениях, взятых из произведений И. А. Бунина, найдите диалектизмы и объясните их значение.

      Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Такова, например, была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати. Пока, бывало, доедешь до этой усадьбы, уже совсем ободняется. За решетчатой дверью закуты шуршала солома. Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усиливался, порывисто бежал по ржам и овсам — и они сухо, тревожно шелестели.

Упр. 57. Прочитайте текст, выясните значение выделенных слов, относящихся к терминологической и профессиональной лексике, по толковому словарю. С какой целью они используются в тексте?

      Весь черный, с блестящей золотой полоской вокруг, необыкновенно стройный, изящный и красивый со своими чуть-чуть наклоненными назад тремя высокими мачтами, военный четырехпушечный клипер «Ястреб» стоял на двух якорях в пустынной бухте неприветливого острова Сахалин. Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом и купая штоги в воде, то опускаясь подзором своей круглой кормы.
      В этот памятный день погода стояла сырая, с каким-то пронизывающим холодом, заставлявшим вахтенных матросов ежиться в своих коротких бушлатах и дождевиках, а подвахтенных чаще подбегать к камбузу погреться.
      С обычной на военных судах торжественностью на «Ястребе» только что подняли флаг и гюйс. На мостике стоял капитан. (К. М. Станюкович)

Упр. 58. Какие разряды стилистически окрашенных слов используются в контекстах? С какой целью?

      1) «А вы знаете такое слово — „кадрить"?..» — «Знаю, хорошее слово. Точное». — «Хорошее?.. Я его не понимаю, что это?» — «Ну, закидывать крючок... Заигрывать» (Г. Щербакова) 2) Петр Матвеевич вдруг углядел, что окна школы светятся для такого вечернего времени довольно неестественно: все до одного и ярко. Обычно в такое время — ну, одно там, два горят, там, где на скрипочке пилят, либо на пианино бренькают, или еще — разевают рот, а через стекло-то и не слышно, что за песня из него льется. (Е. Попов) 3) Но это значит снова учиться, опять кантоваться на койке общежития... Нет, право же, этого я и сейчас нахлебался досыта. (А. Е. Рекемчук) 4) Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. А. Кассиль) 5) Я командовал взводом морской разведки. А во взводе у меня были и блатники. А я был мальчишкой, салагой. (Ю. В. Бондарев) 6) Старик, узнав о его приезде, взбесился и поднял в доме невероятную бучу. (Н. А. Островский)

Категория: ЧАСТЬ С | Добавил: admin | Теги: дидактический материал по русск, ЕГЭ по русскому языку часть С, задания для подготовки к ЕГЭ, тесты по русскому яз, подготовка к ЕГЭ по русскому язык
Просмотров: 999 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0